«Тинькофф Банк»: Массовая и безосновательная приостановка обслуживания счетов
Неделю назад стартовала волна (если не сказать "цунами") коллективных блоков банковских карт и счетов клиентов банка Тинькофф.
Вследствие блокировки многие клиенты полностью утратили доступ к своим сбережениям, кредитным и дебетовым картам, а так же брокерским счетам и мобильным приложениям.
На протяжении недели банк не может дать разъяснения, ссылаясь на пункты 4.5 и 7.3.9 УКБО (Условия комплексного банковского обслуживания). Попытка выяснить, какие именно из действий клиента попадают под данное нарушение не приводит ни к чему.
Для справки, вот эти пункты:
4.5
- у них что-то сломалось - не подтверждают;
- доступ 3-х лиц - не спрашивают об этом;
- легализация фин.терроризма - не спрашивают об этом.
7.3.9
- операция совершена не клиентом - не спрашивают об этом;
- не было соответствующих документов для операции - не спрашивают об этом;
- противоречит законодательству - не спрашивают об этом;
- предпринимательская деятельность - не спрашивают об этом;
- не исполнены обязательства перед банком - нет;
- закон РФ ограничил операции - нет.
Поддержка по кругу повторяет одну и ту же фразу, аппелируя к стандартному тексту.
Нарушение рекомендаци Банка России
Важно отметить, что отмалчиваясь и продолжая скармливать клиентам бессодержательную информацию банк игнорирует Методические рекомендации Банка России от 22 февраля 2019 г., а также Положение Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г. Предписание обязывает включить в свои правила порядок информирования физических лиц о причинах отказа в проведении операции.
В Рекомендациях уточняется, что при указании причин отказа в проведении операции, банк не должен ограничиваться отписками, а обязан предоставить подробные разъяснения того, как клиент может прекратить блокировку. При блокировке клиент должен получить исчерпывающую информацию о причинах такой блокировки.
Говоря простым языком, мне детально и понятно обязаны объяснить, что именно я сделал не так и какие действия следует предпринять, чтобы разрешить ситуацию с блокировкой. Но драматичность в том, что банк в лице службы поддержки элементарно не соблюдает установленные собой же договорённости.
Перенесение решения без оснований
Начиная с 12.03 я стал получать уведомления о том, что о причинах блокировки и возможности её снятия меня уведомят до конца 14.03. В назначенную банком дату — никакого сигнала, тишина.
16.03 я позвонил в поддержку: “ждите, с вами свяжутся в течение часа”. Что думаете? Тишина. Звоню позднее сам: “до конца 16.03 мы свяжемся с вами”, но на деле связи со стороны банка не происходит. Совсем.
Банк игнорирует клиента и собственные обещания, смещая срок решения всё дальше.
Далее поддержка ведёт монолог уже без участия клиента:
Напомню, что некоторым пострадавшим-таки вменили выдуманное нарушение и даже заговорили о компенсации.
Правдоподобный сценарий
И тогда в моей голове родилась мысль о том, что банк всё же сам нарушил внутреннюю операционную последовательность действий и, вероятно, пренебрёг предписанием ЦБ. Вот эта часть:
Предположим, дело действительно в операциях купли/продажи иностранных валют в "жёлтом приложении банка" по курсу, установленному самим банком. Если Тинькофф выполнил предписание ЦБ, то клиенты торговали по курсу ЦБ и к ним никаких вопросов, а если банк не выполнил предписания и клиенты торговали по “неправильному” курсу, то Тинькофф нарушил предписание ЦБ и опять же, к клиентам никаких вопросов.
То есть, Тинькофф Бан (sic) сам до конца не может разобраться в глубине и вязкости того болота, в которое попал и, как это бывает, пытается суетно решить свои финансовые неудачи за счёт клиентов. Откуда суета? Конечно, от дикого притока клиентов, которые сейчас побежали из ВТБ и прочих санкционных банков. Это, конечно, версия на грани мультипликационной конспирологии и стоит её воспринимать, как художественный вымысел автора.
***
Был даже момент, когда человеку прислали уведомление об ограничении удалённого обслуживания с рекомендацией закрыть счёт! Представляете скорость появления седых волос после такого?
Но на другом конце офиса поддержка не спит и моментально отменяет слова своих нерадивых коллег.
Всеми любимый, всеми желанный. 115-ФЗ
Если вы получаете подобное сообщение, то важно знать следующее:
- во-первых, банк должен указать на конкретные операции, которые вызывают подозрения в пособничестве терроризму;
- во-вторых, блокировать счёт банк может только после уведомления финмониторинга и на основании его разрешения;
- в-третьих, существует Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. №536-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма”, который запрещает банкам без объяснения причин блокировать счета или отказывать в совершении операций — даже если у клиента нет документов, подтверждающих его добросовестность.
Поэтому, попытка в контексте данной ситуации предъявить вам нарушения по 115-ФЗ незаконна. Важный момент: у банка есть 5 рабочих дней (с момента совершения операции), чтобы уведомить о подозрении нарушения 115-ФЗ. Банк сейчас идёт на хитрость — он сначала снимает необоснованную блокировку, через полчаса снова блокирует счёт и через день высылает запрос отчитаться по 115-ФЗ.
Вместо эпилога
Эмоциональная составляющая заключается в том, что Тинькофф Банк крайне неэтично ведёт себя, ввергая клиентов в пучину неопределённости в такое смутное время. Честно говоря, мне страшно за тех, кто всерьёз устанавливает сотрудничество с данной организацией. Надеюсь, что банк найдёт в себе силы признать свою ошибку и разрешит ситуацию в пользу пострадавших клиентов.
Тем, кто пишет про "заработок на разнице курсов валют" и предполагает, что блокировки связаны с "неосновательное обогащением" – подобные операции проводятся клиентами в рамках публичной оферты + данная формулировка неприменима к обогащению в результате сделки.
В подобном случае банк сам обманывается с курсами и пытается вменить клиентам 115-ФЗ, так как это единственный способ разорвать отношения и предать ситуацию забвению. Банк не может просто так, без оснований, попросить вас уйти, это не сельский частный клуб
На десерт скажу, что операции конверсии, которые предполагаются как нарушающие УКБО, проводятся с одобрения службы поддержки:
Скупой платит дважды. Если банк экономит на создании квалифицированных кадров, он заплатит за их ошибки.
p.s. на заметку Банку Тинькофф (я для вас посчитал, это примерно 55 р. в день за каждые 100 000 р. незаконно заблокированных средств)
p.p.s. пока писал, вот это пришло:
Тинькофф будет виноват в моей кончине.
Я после продолжительной болезни, в тяжёлой экономической ситуации продала телек, приставку и диван, чтобы прожить как то месяц до зарплаты в следующем месяце.
Я всегда честно платила налоги, пользовалась всеми сервисами Тинькофф и вот такой плевок в лицо именно когда я в самой тяжёлой ситуации в моей жизни.
Это были мои последние 46053 рубля. И Тинькофф нагло решили их спиздить этим «ограничением» счета! Я в шоке и ужасе. Я одна с собакой в чужом городе, доедаю последний рис в шкафу в арендованной квартире и продаю все что у меня осталось чтобы наскрести денег на билет в родной город!
Абсолютно никаких вариантов решения проблемы кроме как езжайте в Москву закрывать счёт они не предложили и причину не говорят! Ага спасибо щас продам цветок в горшке чтобы до Москвы доехать! Скоро буду у вас!
Тинькофф — он такой один ❤️
Нахуя вам мои 46к? Вы че ебанутые? Я нищая блять! Вы у нищих последние деньги решили отбирать серьезно?
Здравствуйте. Даже если мы запрашиваем документы для проверки и решаем ввести ограничения, вы всегда можете вывести деньги, мы вас в этом никак не ограничиваем. Хотели бы детальнее рассмотреть ситуацию, подскажите ваши ФИО с датой рождения в лс, пожалуйста.
Я бы не писала этого, если бы хоть как то могла воспользоваться деньгами. Я не могу оплатить такси, купить еду, вывести деньги. Ничего. Данных никаких не запросили в чате, причину блокировки не говорят.
У меня теперь есть 801 рубль наличкой, удалось продать коврик для йоги, а 1 рубль нашла на улице. Сегодня даже смогу купить еды и может получится продать принтер :)
Просто супер жизнь. Спасибо Олег и все все все все причастные.
Мы разбираемся в вашей ситуации и обязательно вернемся со всеми подробностями по готовности.
Я типа реально хз что мне делать. Купите у меня принтер кто нибудь...
Спешу рассказать о решении ситуации.
На 4ый день моего голодания и моих же монологов в чате поддержки, мне разрешили все таки удаленно закрыть счет и вывести деньги по реквизитам в другой банк.
Причины всего этого цирка так и не были озвучены. По сути банк послал меня куда подальше без объяснения причин.
Благодарить за возврат денег не буду, все таки эта ситуация вообще не должна была происходить и она все еще является не законной, не смотря на отсылки банка к пункту в договоре.
А за такие переводы в другой банк они комиссию берут или в чем фишка их блокировки?
Ваш вопрос решаем с максимальным приоритетом. Скоро вернемся с комментариями.
Где ответ?
Ну не позорьтесь в этой ситуации… отдайте девушке ее деньги.