{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

(Дикие) ягодки – империя Wildberries наносит очередной удар

Стать акулой бизнеса в России непросто — в гигантском этом водоёме не счесть подводных камней, запутанных лабиринтов из рифов и областей высокого давления, в которых выживают только самые сильные и приспособленные. Однако те, кому это всё же удалось, в награду получают в своё распоряжение целый мир со всеми его обитателями. Тут-то и возникает соблазн превратить некогда нейтральные воды в собственное охотничье угодье, жадно поглощая всех и вся, не считаясь с писаными и неписаными правилами (логика проста: правила для планктона, а не для больших хищников). Чаша сия не минула и гиганта отечественного онлайн-ритейла — Wildberries.

Компания не нуждается в представлении: шанс встретить человека, который никогда о ней не слышал, столь же мал, как найти сокровище на дне морском. Кстати о несметных богатствах: по словам представителей Wildberries, в первом полугодии 2022 г. их чистый оборот вырос на внушительные 94% до 628,7 млрд рублей, при этом в штуках рост продаж товаров составил 77%. Во II квартале 2022 г. оборот достиг 340,1 млрд руб. (+92%), что стало новым историческим максимумом.

Казалось бы, что плохого в том, что компания бьёт собственные рекорды и крепнет год от года? И здесь самое время вспомнить уроки биологии: жизнеспособность всякой экосистемы зависит не от отдельных живых организмов — пусть даже и очень сложно устроенных — но от всех и каждого. Негативные процессы даже на самом низшем уровне неизбежно скажутся на тех, кто прочно занял место на вершине этой пирамиды.

Что же мы видим в случае с Wildberries? Поставщики, без которых компания не обрела бы нынешнего своего статуса, воспринимаются ею сугубо инструментарно: они не более, чем средство для достижения собственных амбициозных целей, не партнёры, а добыча, от которой можно откусывать по чуть-чуть при каждом удобном случае, а когда та воспротивится, проглотить её целиком.

Представим, что вы — поставщик. При регистрации для работы с рителейром вы должны заплатить 30 000 рублей (ещё в сентябре сумма была в 3 раза меньше), и этих денег вы больше не увидите никогда — даже в случае прекращения сотрудничества. Акульи аппетиты компания пытается оправдать «борьбой с мошенниками». Да вот только тем самым бьёт как раз по честным поставщикам — в полном соответствии с принципом «бей своих, чтобы чужие боялись».

Но и это ещё не всё: спустя месяц «бездействия» ваш кабинет может быть заблокирован как «неактивный». Что делать? Конечно, послушно внести в кассу ещё 30 тысяч для разблокировки. При этом в оферте нет ни слова ни о критериях этой самой «неактивности», ни о сроках, которые должны пройти для блокировки кабинета: детали новых правил можно узнать только постфактум, пройдя семь кругов ада в виде проигнорированных обращений, отписок и невнятных комментариев в чате с компанией. Не будем голословными — ниже приведён фрагмент одной из таких переписок:

А вот и ответ представителя компании:

Подобных «конструктивных» диалогов тысячи — ошарашенные таким «сюрпризом» поставщики обращаются к Wildberries, чтобы получить один и тот же куцый бездушный ответ. Вот история одной из пострадавших от нововведений:

Тишина в диалогах с представителями компании больше всего походит на минуту молчания по очередному усопшему из-за действий Wildberries бизнесу. Ситуация, когда поставщику приходится узнавать о кардинальных изменениях в «правилах игры» от других пострадавших, да ещё и фактически платить «штрафы» (как бы они ни назывались) за то, о чём он не знал и не мог знать, кажется абсурдом, сюром и дурным сном. Однако же это самая что ни на есть осязаемая реальность: за каждым подобным ударом стоят совсем не иллюзорные убытки, растраченные попусту нервы и упущенное время.

Подобная реальность даже хуже кошмара, потому что всякий сон, в том числе и очень страшный, рано или поздно заканчивается. А эксперименты Wildberries, похоже, нет. 18 октября компания объявила о том, что с 3 ноября (обращаем внимание на дату) приёмка товаров на всех складах станет платной. После этого бочка с дёгтем, из которой ритейлер исправно потчевал своих «партнёров», наполнилась до краёв: во-первых, стоимость приёмки не зависит от стоимости товара. Что это значит? В случае с недорогими товарами поставщик может не получить и копейки запланированной прибыли — всё «съест» оплата приёмки. Во-вторых, уже через несколько дней, 27 октября в 11:00, вышел анонс, в котором сухо сообщалось о взимании платы за приёмку всех поставок, созданных после 11:00 того же самого дня! Правила были изменены, что называется, «на ходу», и поставщики были просто-напросто поставлены перед фактом (очевидно, что за одну минуту, даже моментально прочитав новость, они не могли ничего предпринять):

Ниже — крик души некоторых из тех людей, которых затронули эти внезапные изменения:

Также приводим более подробный комментарий от одного из поставщиков:

Подобное неуважение к поставщикам (да и к самим себе, к собственным обещаниям) — это не только вопрос этичности или же неэтичности бизнеса. Это вопрос сорванных планов, колоссальных убытков, загубленных бизнес-проектов. Такие отношения между компанией и теми, кого она снисходительно называет партнёрами, нельзя назвать здоровыми: в них явственно прослеживается нескрываемое потребительство и вещный подход к поставщикам. За каждым заблокированным и активным кабинетом на сайте, за каждым именем в переписке стоит живой человек, который хочет — и имеет право — вести прозрачный и эффективный бизнес, основанный на взаимном уважении. Но, похоже, желаниям этих людей сбыться не суждено. Wildberries начинает походить на финансовую пирамиду — в том смысле, что, однажды став её участником, выйти из неё без убытков смогут далеко не все.

Как ни прискорбно, но всё описанное в этой статье — лишь часть того, что уверенно тянет компанию на дно. Здесь можно вспомнить об увеличенной в два раза — до 50% — комиссии на все товары, о загадочных «потерях» на приёмке и о многом-многом другом. Можно сказать и о конкурентах, которые не дистанцируются от проблем поставщиков, не избегают ответов на неудобные вопросы и действительно дорожат репутацией. Можно. Но нужно ли? В какой-то момент, когда мелкие рыбёшки-поставщики (а следом за ними и покупатели) стройными косяками потянутся прочь, в более спокойные и чистые воды, даже самым кровожадным акулам бизнеса придётся самим, без подсказок, пересмотреть свой рацион. Впрочем, будет уже поздно.

И потому мы пишем эти строки, призывая Wildberries — пока ещё есть время и возможность — обратить внимание на творящийся разрушительный хаос. На наш взгляд, первым шагом должно стать возвращение бесплатной приёмки товаров до 3 ноября — ровно той даты, которую вы сами установили ранее, в анонсе от 18 октября. Так же мы просим рассмотреть возможность сделать стоимость приёмки товаров зависимой от категории товара и учитывать среднерыночную стоимость этих товаров, чтобы приёмка не была абсурдной и не приносила убытки поставщикам.

Основа здоровых отношений в бизнесе – это соблюдение договорённостей. Это позволяет двум сторонам понимать, что ожидать друг от друга и планировать свою дальнейшую деятельность. Очень важно при этом, чтобы существовали санкции, которые могут быть применены в случае несоблюдения договоренностей. А так как таких санкций в отношении Wildberries нет, то они могут делать всё, что удобно для компании. Необоснованные штрафы, наложенные на поставщиков, стоимость платной приёмки несоизмерима со стоимостью товара, многочисленные случаи потери товара, отсутствие обратной связи, нежелание решать проблемы, возникающие у поставщиков в процессе взаимодействия с площадкой. За всё это Wildberries должны нести ответственность.

0
72 комментария
Написать комментарий...
Kirill Rezraf

Ягодки гавно, Озон тема!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Владимирович

А чем он отличается от ВБ? Такая же пирамида , такое же отношение к поставщикам . Поддержка есть , да . Работает ли она ? Наверное . Есть результат ? Нет. За сгоревший товар , так и не расплатились и сидят отмалчиваются , десятки тем про потерянные поставки , не компенсируются . Договорные обязательства работают только в одну сторону , поставщики должны , а ОЗОН ничего никому не должен.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья
Автор

Озон и вб это небо и земля. У меня весь товар сгорел на озоне, мне перевели деньги до копейки . Какой бы вопрос не задала, в течение 12 часов всегда отвечают

Ответить
Развернуть ветку
Александр Владимирович

А у меня сгорел , заплатили за 1шт всего. По этому можно сделать вывод ,что Вам просто повезло ) Отвечают они быстро , а вот решения никто из поддержки не принимает , достучаться до здравого смысла не получится ! Есть пример: пришёл возврат , товара в нём не оказалось (пустая коробка) , стоимость товара компенсировали за вычетом комиссий и т.п. , но почему я должен платить за обработку и доставку обратного отправления ? Зачем вообще нужно отправлять пустую коробку? За 2 года работы с Озон , столько начитался тупых ответов от их поддержки , что можно статью написать с названием "Тупой , ещё тупее".

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Сначала выплатили компенсации по сгоревшим товарам из 2 и 3 блоков, а оставшиеся позиции вывезли с Риги и как раз проводим инвентаризацию — совсем скоро планируем её закончить и уже в ноябре добавим в личный кабинет отчёт и опрос.

Что касается пустого возврата, сработали верно, ведь процесс устроен так, что возвращаем стоимость утерянного товара за вычетом всех услуг. А за коллег из поддержки немного обидно — постоянно проверяем ответы, тренируем и обучаем ребят и нанимаем новеньких, чтобы продавцам приходилось ждать как можно меньше. Конечно, осечки тоже случаются, но и их прорабатываем.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья
Автор

Большое спасибо, что не остались в стороне и дали свой комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business
Ответить
Развернуть ветку
Александр Владимирович

"Что касается пустого возврата, сработали верно"- что именно верно? То что отправили пустую коробку? Так это глупость , назовите хоть одну объективную причину по которой нужно отправить пустую коробку? Это возвратное отправление , я воздух не отправлял , это не моё отправление , вы мне отправляете воздух, зачем? Почему я должен за это платить? По ЧП на Риге: Так же вы писали ,что до 30 сентября всё будет посчитано и оплачено , потом до 15 октября , теперь до ноября , дальше 2023 год? Кстати за хранение начисления идут по неподсчитанным и сгоревшим товарам? Поддержка : вот вам буквально сегодня общался . И так каждый раз , по 10 раз одно и тоже. Кто там что читает? ctrl+C , ctrl+V вот работа поддержки , даже здесь в каком то из постов писал ,что убрали файл из отчётов с остатками ФБО , спросил где его искать , ответили что теперь другой файл , спасибо другому продавцу ,что подсказал где его ещё можно найти.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Имели в виду, что получить пустой возврат нужно было, чтобы смогли компенсировать стоимость товара. Всё остальное уже не раз обсуждали в публичном поле 😔

Ответить
Развернуть ветку
Александр Владимирович

Л -логика. Ожидаем угольки , со склада Новая Рига.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья
Автор

Александр, я бы на Вашем месте написала бы сюда информацию по поводу Вашего сгоревшего товара. Какое кол-во сгорело, инн. Если есть возможность отметить Страничку озона (их официальный канал здесь тоже есть) , то можно попробовать. Ранее был пост о том, что ВБ потерял товар у поставщика. Один из пользователей озона написал возмущение по какому-то вопросу , связанному с озоном и они ответили этому пользователю в комментариях под тем постом, который был связан с ВБ !

Ответить
Развернуть ветку
Александр Владимирович

Спасибо за совет. Они меня уже знают.

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда