Тинькоф незаконно закрыл счет физлица по 115-ФЗ!
Вводные данные:
Работаю в компании по производстве и продаже краски - ООО. Получаю з/п, командировочные, подотчетные деньги от работодателя на свою карту Тинькофф Блэк. (Крипта и всякие услуги по выводу средств исключены). Корпоративный счет открыт в другом банке.
Суть вопроса:
- 14.12.2022 - Получаю от Тинькова письмо счастья на электронную почту о предоставлении данных не только в отношении собственного счета, но и проводок от работодателя. Данные предоставить надо в 5 р.д. Основание запроса -115-ФЗ. В моей бухгалтерии говорят, только на основании официального запроса от банка.
- Тиньков запрос официальный высылать не хочет, ни на меня как на частное лицо, ни на работодателя, в отношении которого требует проводки.
Надо сказать, что правовых оснований требований финансовой информации у них действительно нет, потому как договор банковского обслуживания с моей организацией они не заключали. Следовательно, они не могут гарантировать соблюдение банковской тайны в отношении компании. Это, что называется де-юре. Юристы сделали соответствующий запрос в Тинькоф и ждали комментариев...
Итог:
15.11.2022 в 11:49 (т.е. на следующий день после запроса) позвонил сотрудник банка Андрея с рекомендациями по дальнейшей работе. В проводках организации расписывать все максимально детально, а частным лицам переводить деньги обратно нельзя! При этом оценочного мнения по рекомендациям с моей стороны вообще не было высказано, от слова "совсем". В 12:01 (спустя 10 минут после разговора со мной) операции по счету банк заблокировал "по результатам проведенной проверки".
Выводы:
Никто не отказывается исполнять нормы 115-ФЗ и предоставлять документы. НО, надо делать это в правовом поле! Так в ст.9 115-ФЗ запрашиваются документы у организаций в отношении которых проводится проверка. Т.е. если Вы работник компании, сведения могут спросить только в отношении Вас, либо гарантировать их сохранность отдельным правовым документом....
Тиньков отказался подписать соглашение о хранении банковской тайны в отношении третьих лиц или хоть как-то ее гарантировать...
1. Разговаривать и дискутировать с Тиньков смысла нет. Пообщаться с их юристами возможности нет. Разговаривать с исполнителями, которые не понимают юридических деталей, бесполезно. Нашим юротделом было написано два письма. Ответ был "мы проводим проверку на основании 115 ФЗ", данные на третьих лиц должны быть предоставлены.
2. В принципе можно судиться с Тиньковым. Можно пожаловаться в ЦБ. Другой вопрос, нужен ли Вам такой сервис в приниципе.
Для себя принял решение перевести зарплатный проект в другой банк.
p.s. ну и в завершении их шедевральное письмо (справка) от г-на Темникова. Без комментариев!
Здравствуйте, уважаемый Ви Сайбер.
Недавно здесь же на VC была тема также про 115-ФЗ, где Тинькофф в итоге прямо ответил, что "смысл" их действий, в том что у них "такой регламент". Так что от банка, который ставит свой регламент превыше всего остального, можно особо не ожидать соблюдения законности действий и рекомендаций Банка России.
Для начала я хотел бы вам напомнить о вашем праве оспорить действия банка не только через суд, но и посредством межведомственной комиссии при Банке России.
Также вам возможно пригодится (хотя думаю, ваши юристы уже скорее всего в курсе) цитата и ссылка на Методических рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании № 5-МР от 22.02.2019:
I. Анализ информации, получаемой из поступающих в Банк России обращений, свидетельствует о том, что ряд кредитных организаций несмотря на требования 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) не предоставляют обращающимся к ним клиентам информацию о причинах принятия кредитными организациями решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее при совместном упоминании – отказ), либо предоставляют такую информацию в объеме, не достаточном для реализации клиентами кредитных организаций права на обжалование принятых указанными организациями решений об отказе в порядке, предусмотренном пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ (далее – механизм реабилитации клиентов).
Непредставление кредитной организацией информации о причинах принятия решения об отказе является препятствием для реализации клиентом предусмотренного пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ права представления как в эту организацию, так и впоследствии в межведомственную комиссию, созданную при Банке России (далее – межведомственная комиссия), документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия такого решения.
При этом Банк России в информационном письме от 12 сентября 2018 года № ИН-014-12/61 информировал кредитные организации, что в целях соблюдения прав клиента, предоставленных ему пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, при обращении клиента в кредитную организацию за разъяснением причин отказа, кредитная организация с учетом положений статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ предоставляет клиенту соответствующую информацию в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов.
Учитывая изложенное, Банк России повторно обращает внимание кредитных организаций на НЕОБХОДИМОСТЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ обращающихся к ним КЛИЕНТОВ О ПРИЧИНАХ, послуживших основаниями для принятия кредитными организациями решения об отказе, в указанном выше объеме.
II. Отмечаем, что системный характер носят поступающие в межведомственную комиссию обращения по вопросам ограничения обслуживания клиентов кредитных организаций с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая выпуск, перевыпуск, использование и блокирование банковской карты) (далее – ДБО). Анализ поступающей информации свидетельствует о применении кредитными организациями при обслуживании клиентов ограничений по использованию ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и (или) сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений по обслуживанию с использованием ДБО, в частности отличий таких ограничений от отказа в выполнении распоряжения о совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Указанное НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ информационное взаимодействие кредитных организаций с их клиентами является предпосылкой для дальнейшего обращения таких клиентов в межведомственную комиссию по вопросам ограничения обслуживания с использованием ДБО, рассмотрение 2. 4 и принятие решения по которым не входит в компетенцию межведомственной комиссии, установленную пунктом 13.5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям как ИНФОРМИРОВАТЬ клиентов о причинах ограничения обслуживания с использованием ДБО, так и СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ для возможности представления клиентами необходимых пояснений, информации и (или) документов, с целью осуществления ими защиты своих прав в соответствии с законодательством.
http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/59420/20190222_5-MR.pdf
Таким образом, в своих методических рекомендациях Банк России прямо указывает банкам, что ограничение ДБО (включая выпуск, перевыпуск, использование и блокирование банковской карты) НЕ ПОДПАДАЕТ под 115-ФЗ и является сугубо самодеятельностью самих банков НЕ В РАМКАХ процедур, предусмотренных 115-ФЗ.
Я не очень разбираюсь в данной теме, но что значит: "Поясните для чего вы использовали подотчётные средства"?
То есть были средства за которые вы обязаны были отчитываться?
Перед Тинькофф?
Если нет, то это не их дело...
Правильный ответ клиента банка на этот пункт:
А вас это ебать не должно
Здравствуйте.
Мы не закрываем счета клиентов, но можем ограничить дистанционное обслуживание. Никогда не делаем этого без причин.
Напишите, пожалуйста, нам в личные сообщения ваши ФИО и дату рождения. Разберемся в ситуации более детально.
не закрываем счета клиентов, но можем ограничить дистанционное обслуживаниеКакой милый новоязный канцелярит )))
Расшифруйте пожалуйста что понимается под этим "но можем ограничить дистанционное обслуживание"?
Какой-то непонятный транзит. Вообще ничего не ясно, тебе на работе не могли дать пдф файл о зарплате? Только по официальному запросу? У меня уже здесь сомнения появились. Плюс указано что переводы были по сбп и с участием одного и того же человека. Просто обвинил банк в блокировке, без каких либо пруфов своей невиновности.