Являюсь физическим лицом. 25.10.2022 г. при осуществлении очередной покупки по своей виртуальной карте ВТБ я узнал, что на карту наложены ограничения. При попытке войти в свой личный кабинет ВТБ на своем телефоне также потерпел неудачу. По звонку в службу поддержки ВТБ узнал, что все мои счета заблокированы, но причину блокировки сотрудник службы п…
Здравствуйте, уважаемый Денис.
О какой именно комиссии идет речь? Согласно каким именно тарифам за какую именно услугу? Вы направляли в банк письменное распоряжение на перевод ваших средств по указанным реквизитам?
По 115-ФЗ банк вправе заблокировать только конкретную операцию или отказать в заключении договора, но не ограничивать уже действующее банковское обслуживание в целом.
Поэтому, если банк блокирует обслуживание в целом, ссылаясь на 115-ФЗ, то уже является введением клиента в заблуждении и нарушением рекомендации Банка России:
I. Анализ информации, получаемой из поступающих в Банк России обращений, свидетельствует о том, что ряд кредитных организаций несмотря на требования 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) не предоставляют обращающимся к ним клиентам информацию о причинах принятия кредитными организациями решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее при совместном упоминании – отказ), либо предоставляют такую информацию в объеме, не достаточном для реализации клиентами кредитных организаций права на обжалование принятых указанными организациями решений об отказе в порядке, предусмотренном пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ (далее – механизм реабилитации клиентов).
Непредставление кредитной организацией информации о причинах принятия решения об отказе является препятствием для реализации клиентом предусмотренного пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ права представления как в эту организацию, так и впоследствии в межведомственную комиссию, созданную при Банке России (далее – межведомственная комиссия), документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия такого решения.
При этом Банк России в информационном письме от 12 сентября 2018 года № ИН-014-12/61 информировал кредитные организации, что в целях соблюдения прав клиента, предоставленных ему пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, при обращении клиента в кредитную организацию за разъяснением причин отказа, кредитная организация с учетом положений статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ предоставляет клиенту соответствующую информацию в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов.
Учитывая изложенное, Банк России повторно обращает внимание кредитных организаций на НЕОБХОДИМОСТЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ обращающихся к ним КЛИЕНТОВ О ПРИЧИНАХ, послуживших основаниями для принятия кредитными организациями решения об отказе, в указанном выше объеме.
II. Отмечаем, что системный характер носят поступающие в межведомственную комиссию обращения по вопросам ограничения обслуживания клиентов кредитных организаций с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая выпуск, перевыпуск, использование и блокирование банковской карты) (далее – ДБО). Анализ поступающей информации свидетельствует о применении кредитными организациями при обслуживании клиентов ограничений по использованию ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и (или) сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений по обслуживанию с использованием ДБО, в частности отличий таких ограничений от отказа в выполнении распоряжения о совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Указанное НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ информационное взаимодействие кредитных организаций с их клиентами является предпосылкой для дальнейшего обращения таких клиентов в межведомственную комиссию по вопросам ограничения обслуживания с использованием ДБО, рассмотрение 2. 4 и принятие решения по которым не входит в компетенцию межведомственной комиссии, установленную пунктом 13.5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям как ИНФОРМИРОВАТЬ клиентов о причинах ограничения обслуживания с использованием ДБО, так и СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ для возможности представления клиентами необходимых пояснений, информации и (или) документов, с целью осуществления ими защиты своих прав в соответствии с законодательством.
http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/59420/20190222_5-MR.pdf
Таким образом, в своих методических рекомендациях Банк России прямо указывает банкам, что ограничение ДБО (включая выпуск, перевыпуск, использование и блокирование банковской карты) НЕ ПОДПАДАЕТ под 115-ФЗ и является сугубо самодеятельностью самих банков НЕ В РАМКАХ процедур, предусмотренных 115-ФЗ.