Как Yandex в Узбекистане 5 лет налоги не платил

Как Yandex в Узбекистане 5 лет налоги не платил

Ташкент за последние пару лет стал одним из самых густонаселенных мегаполисов СНГ. Около 6 миллионов человек не хотите? А как с транспортом? Ишачки — аутентично, экологично, но непрактично. Ковер-самолет (мы же на Востоке) — штука раритетная. Так что расскажу вам про сервисы такси и как одна из компаний оказалась типа умнее всех.

Ежедневно ташкентское метро перевозит около миллиона пассажиров. Наземный общественный транспорт — от 750 до 800 тыс. человек. А автовладельцы таксуют периодически или на постоянной основе. «Таксуют все!» — мог бы стать одним из слоганов узбекистанцев.

В 2015 году в Ташкенте презентовали стартап MyTaxi — первое приложение по вызову такси. В 2018 году на рынок влетел Yandex Go (представляет зарегистрированная в Нидерландах компания Ridetech International). Сначала город обрадовался, но скоро начались срачи: водители без лицензии, нередко водители отказывались принимать заказ, если клиент платил картой и так далее и так далее. Но приложение «Яндекс.Такси» все равно быстро стало лидером рынка.

«Мы разрабатывали (сервис) два года и трижды поменяли бизнес-модель за этот период, — рассказывал основатель MyTaxi в интервью местному бизнес-изданию четыре года назад. — Нас смутил тот факт, что мы работали по правилам, а новый игрок их жестко нарушил, и их не наказали. Мы столько лет теряли время, парились, а тут пришел новый игрок и начал подключать частников без лицензии. И ему ничего за это не сделали. WTF? Конечно, мы отреагировали. Но в целом я даже рад, что «Яндекс.Такси» пришли в Узбекистан — благодаря этому за последний год и мы начали расти намного быстрее».

В июне 2023 года в Ташкенте появился третий интересный игрок - на рынок зашла украинская компания Uklon. За три месяца приложение получило не очень много хороших отзывов. Зато негатива — и часто по делу — было столько, что если бы каждый «фе»-отзыв был литром воды, то проблему Арала мы бы уже решили.

Казалось бы, MyTaxi и Uklon в Ташкенте обречены на роль в подтанцовке.

Но мы же на Востоке, а тут джинны из лампы могут выскочить в самый интересный момент.

На этот раз джинном оказался Налоговый комитет. После пяти лет движухи на рынке Ridetech International предъявлено: либо вы регистрируетесь налоговым резидентом нашей солнечной Республики и платите налоги, либо уходите.

Yandex Go решили, что торговаться на это раз неуместно и пообещали стать налоговым резидентом и продолжить работу после 1 декабря. Но осадочек остался.

Так что у MyTaxi и Uklon появилась возможность получить неплохой кусок пирога. Ташкент запасся попкорном, с интересом следит за развитием сюжета. И как говорила главная героиня 1001 ночи: «Об этом, калиф, я расскажу тебе в следующий раз».

Будьте здоровы!

4
13 комментариев

А эти две остальные налоги платят?

2
Ответить

Местная - да, с самого начала. Тут с этим строго было. Украинцы утверждают, что зарегистрировались как налоговые резиденты. По итогам 3-4 месяцев трудно что-то говорить серьезно

5
Ответить

Ну, смотря какое влечение к искушению с обоих сторон.

1
Ответить

А говорили, что мечты сбываются...

2
Ответить

думала, что первая придумала слоган. от сраль, щит хэппенс

1
Ответить

А как именно он налоги не платил? Как ему это удавалось то?

2
Ответить

заморочка была с избежанием двойного налогобложения, вроде как яндекс в Нидерландах налоги платили - но я не спец по налогам и офшорным схемам, что слышала, то и пою

1
Ответить