Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия

В последние годы некоторые банки сильно заинтересовались темой сбора биометрических данных. Причина данного интереса не особо понятна, возможно как-то связано с желанием заЕБСить всю биометрию россиян, но, с позволения сказать «статья», не об этом.

Буквально недавно в числе этих банков оказался Тинькофф и если в том же Сбере согласие на сбор биометрии получают комбинацией мелкого шрифта и цыганских рыночных разводов из конца 90х, то ребята из Тинькофф решили не заморачиваться и внедрили некий аналог «кивка в телефон».

Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия

Ой! Я оказывается случайно дал согласие на обработку биометрических данных! Как именно это произошло никто не знает. Может быть, сбегал к банкомату, а может случайно нажал на кнопку в сторис.

Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия

Но как же так, ведь ничего такого я не делал, да и вообще согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» согласие на обработку биометрических данных должно осуществляться исключительно в письменном виде.

Прошу отозвать согласие на сбор биометрии, но оказывается всё не так просто. Если дать согласие можно «кивнув в телефон», то отозвать его можно только после предоставления дополнительных биометрических данных посредством видеозвонка.

Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия

Вежливо отказываюсь, но ради моей же безопасности тех. поддержка продолжает настаивать на своих незаконных требованиях.

Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия

Вежливо отказываюсь с упоминанием заявления в Роскомнадзор, после чего тех. поддержка милостиво идёт на встречу и обещает выслать документ-подтверждение на почту.

Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия

Вроде ситуация разрешилась, но сотрудники банка не хотят признавать свою ошибку и накидывают экскрементов на воздушный насос. Оказывается, согласие я дал при подписании Условий комплексного банковского обслуживание. Только не напрямую, а автоматически, во время подписания договора. Правда не с самими условиями, а с их изменённой версией, периодически публикуемой на официальном сайте.

Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия

То есть по мнению юристов Тинькофф банка для получения письменного согласия на обработку биометрии, которое требуется по закону, достаточно подписать одну бумагу, где нет ни слова про биометрую, которая подразумевает автоматическое принятие другой бумаги, где также изначально нет ни слова про биометрию, в обновлённую версию которой в последствии добавлен пункт про биометрию.

Воззвания к совести, логике и действующему законодательству Российской Федерации не помогли, поддержка уверена в своей правоте. Что ж. Роскомнадзор им судья, прошу лишь предоставить мне номер редакции УКБО, действовавшими на момент подписания договора и получаю обещание предоставить всё на почту.

По странному стечению обстоятельств поступает звонок с неизвестного номера, меня называют чудаком на букву М и бросают трубку. Возможно совпадение, конечно))

На этом историю можно было бы закончить, но вот незадача, мне поступает ещё один звонок с неизвестного номера, называют моё имя и представляются сотрудниками Тинькофф банка. Не люблю разговаривать с незнакомцами, поэтому вежливо вешаю трубку и опять обращаюсь в поддержку с вопросом х_ли от меня опять хотят?

Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия

Оказывается, им нужно срочно сверить мои персональные данные для моей безопасности. Почему так срочно? А у них в системе есть контакт с таким же номером как у меня, надо бы разобраться.

Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия

Здесь я немного опешил. Номер у меня очень давно, при этом сотрудник поддержки прямо мне заявляет, что их система позволяет какому-то левому человеку указать любой номер без какой-либо верификации со стороны Тинькофф банка.

Активно возмущаюсь. Очень активно возмущаюсь. И вдруг – чудо! Никакую проверку проходить не надо, просто мне звонил сотрудник, который занимается актуализацией данных, поэтому в системе была отметка об актуализации. Не о чем беспокоиться, уважаемый клиент! Наша система позволяет только создать заявку на получение продукта с любым номером без какой-либо верификации! А дальше ни-ни! Мы только что поняли, что сами можем определить где у нас артефакт нашей кривой системы, а где ваша запись! Поэтому никакой верификации не требуется! Ждите ответа! Документы все вышлем!

Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия

На следующий день приходит развёрнутый ответ на обращение, из которого следует:

1) Согласие на обработку биометрии я дал посредством входа в приложение банка.

2) В изменённом УКБО предусмотрено согласие на биометрию, новые версии УКБО я принимаю автоматически после их публикации на сайте.

3) Несчатный Тинькофф банк обязан собирать биометрию (в законе, на который они ссылаются ничего такого нет) .

4) Актуализацию перс. данных клиент обязан проходить по договору, но о причинах необходимости актуализации мы деликатно умолчим.

5) Есть 4 стула.

6) Всё законно, Вася!

Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия
Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия
Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия
Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия

Проходит несколько дней, ничего из обещанного не приходит на почту. Поддержка гоняет стандартные "посмотрите в спам и нежелательной почте", при этом выписка с выпиской по карте проблем никаких нет. Поддержка пеняет на почту, просит предоставить другую. Предоставляю - ещё одно чудо! Письма приходят! При этом в редакции УКБО, действовашей на момент подписания договора, нет пункта, на который ссылается служба поддержки.

Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия

Вот единственное упоминание биометрии, которые я там нашёл. Ни о каком согласии на обработку биометрических данных речи не идёт.

Тинькофф собирает биометрию без письменного согласия

Здесь должно быть какое-то завершение истории, может быть мораль или какая-то конечная идея, но я не могу её придумать. Всё происходящее хочется назвать словом «цирк», но больше подходит американское «shitshow».

Проверьте наличие согласия на биометрию, не стесняйтесь писать в Роскомнадзор (https://rkn. gov. ru/treatments/ask-question/ с темой «Обработка персональных данных – Защита прав субъектов персональных данных», ссылка на ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» в тексте обращения), подумайте, нужен ли вам счёт в таком банке.

#тинькофф #тинькоффбанк #жалобатинькофф

4444
107 комментариев

Здравствуйте.

Мы получили ваше согласие на обработку биометрических данных 22.11.2023 в 19:56 при входе в приложение/личный кабинет. 22.11.2023 в 22:37 вы отозвали согласие.

Отметим, что в п. 2.24. УКБО(Условия Комплексного Банковского Обслуживания) мы предусмотрели согласие на обработку биометрических данных, но чтобы удостовериться, что клиенты осознанно дают согласие на передачу и обработку биометрических данных, мы дополнительно запрашиваем согласие. В случае отказа не передаем и не обрабатываем их. Согласие с УКБО мы получаем после подписания вами универсального договора-оферты.

Также отметим, что согласно пункту 2.12. УКБО: "Банк вправе изменять настоящие Условия, Общие условия и/или Тарифы (Тарифные планы), направив Клиенту соответствующее уведомление не позднее дня, предшествующего дню изменений Условий, Общих условий и/или Тарифов (Тарифных планов), посредством Дистанционного обслуживания или разместив информацию об этом на сайте Банка в Интернет по адресу tinkoff.ru, если эти изменения не противоречат законодательству Российской Федерации". Документы по работе Банка являются документами общего характера, поэтому находятся в открытом доступе на официальном сайте банка: https://www.tinkoff.ru/about/documents/. Для ознакомления их можно скачать в формате PDF. УКБО являются неотъемлемой частью договора.

Сбор и обработку биометрии осуществляем только с согласия клиентов — давать согласие не обязательно. По закону № 572-ФЗ данные должны храниться на этой защищенной государственной платформе. Разрешение позволит нам использовать изображение и голос для подтверждения личности. Так сможем быстрее решать ваши вопросы и подтверждать операции. Еще сможем сверяться с ЕБС (Единой биометрической системой), если заподозрим мошенничество.

Есть 4 способа дать согласие — дополнительное подтверждение:
- Подписать договор на встрече по новому продукту. Пункт 2.24 Условий обслуживания.
- В сторис приложения Тинькофф нажать на «Разрешить».
- Открыть баннер в приложении Тинькофф и нажать «Разрешить».
В банкоматах при вводе пин-кода появляется строка "Продолжая, вы соглашаетесь...". Чтобы отказаться, надо нажать на кнопку "Отказаться", далее "Понятно".

Когда заключили договор, вы согласились сообщать нам необходимые и достоверные сведения и представлять документы, которые нужны в по законодательству РФ. Об этом написали в п. 3.3.1 УКБО. Актуальные данные нужны, чтобы обслуживать вас.

Мы специализируемся на дистанционном обслуживании, поэтому согласие на обработку биометрических данных принимаем не только в письменном виде, но и в каналах удаленного обслуживания. Этот процесс не противоречит законам РФ. Отправили вам на электронную почту УКБО в редакции, которая действовала на момент оформления вами действующего счета дебетовой карты 13.08.2020.

Мы можем попросить принять видеозвонок, чтобы убедится, что общаемся с клиентом. Можем запросить его при выполнении любого действия, которое требует идентификации. Обычно для отзыва согласия на обработку биометрических данных достаточно написать в чат или позвонить. В заявке можно указать любые данные. Если данные совпадают, мы связываемся с клиентом, чтобы актуализировать их.

Мы проверим наши консультации и проведем работу над ошибками. Простите за ситуацию. Спасибо, что сообщили о случившемся.

Мы уже приняли отзыв согласия на обработку биометрических данных. Больше мы их не храним, не обрабатываем и не будем отправлять в Единую биометрическую систему.

1
Ответить