Что нового в сфере благотворительности и какие инструменты помогают эффективно работать НКО

С ПМЭФ’21 кроме обсуждения блюда из молодого ягненка за 17 000 рублей можно вынести и более полезные для общества вещи. Например, как изменилась благотворительность за последний год и что можно сделать для увеличения пожертвований. Компании CloudPayments тоже есть что сказать, ведь большинство российских фондов процессятся через наш платежный сервис. Рассказываем о последних charity-трендах, инструментах работы НКО и о том, как изменились пожертвования с 2020 года.

Что по трендам?

4 июня 2021 г. в рамках социального трека ПМЭФ’21 прошла встреча «Неравнодушным быть выгодно? Креативная благотворительность», на которой обсуждались новые подходы к креативным социальным коммуникациям и тренды на осознанность и sharing economy в благотворительности.

Одним из участников был приглашен глава Mastercard в России Алексей Малиновский, который озвучил показатели вовлеченности людей в благотворительность за последние годы. По данным ежегодного исследования Mastercard MasterIndex, в 2020 году 39% людей жертвовали деньги на благотворительность, тогда как в 2019 году их было всего 10%. Более того, еще 24% держателей карт планируют начать участвовать в благотворительности в ближайшее время.

Директор Центра исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий экономфака МГУ Сергей Капков также подчеркнул важность тренда на диджитализацию благотворительности. “Все люди хотят быть хорошими, но не все готовы тратить на добрые дела много времени. Поэтому уберизация благотворительности — это важный тренд, и тот, кто его успел подхватить показывают колоссальные успехи”.

Соучредитель фонда «Друзья» Ян Яновский тоже отметил, что успешность решения социальных проблем напрямую зависит от успешности симбиоза НКО и бизнеса.

Какие инструменты помогают работать НКО?

Подключение интернет-эквайринга

Сейчас многие фонды стремятся расширить свою деятельность. Например, те, кто раньше занимался помощью тяжелобольным людям, сегодня подключаются в том числе и к проблемам экологии или берут на себя сбор средств для бездомных животных. Поэтому перед фондами встает вопрос, как облегчить себе жизнь и оперативно подключить интернет-эквайринг.

Рекуррентные платежи

Процессы оплаты пожертвований тоже становятся удобнее. И тут на сцену выходят рекуррентные платежи, которые помогают командам НКО стабильно принимать пожертвования благодаря технологиям создания повторяющихся платежей через Google Pay, Apple Pay, а также через ввод данных банковской карты. По факту рекуррентные платежи в благотворительности — это возможность жертвовать деньги на регулярной основе. Устроено все просто — человек вводит данные своей карты, указывает или выбирает сумму пожертвования, которую предлагает фонд. Либо, в случае если подписка создается через наш сервис, нажимает на кнопку моментальной оплаты Apple или Google Pay. После этого фонд снимает с банковской карты деньги по установленному графику — раз в неделю или раз в месяц.

В пользу рекуррентных платежей, как одного из самых эффективных способов сбора пожертвований, говорит и кейс благотворительного фонда «Нужна помощь» с акцией #рубльвдень, которая была запущена еще в декабре 2018 года. Акция действует и сейчас — в фонд жертвуют более 22 миллионов рублей ежемесячно. При этом на одного человека приходится 30 рублей в месяц или 365 рублей в год.

QR-коды

В середине 2020 года компания CloudPayments разработала новый способ сбора пожертвований по QR-коду. Фонды, получая доступ в личный кабинет CloudPayments, теперь могут самостоятельно создавать и настраивать платежную форму без затрат на интеграцию. Ее можно размещать на сайте в виде ссылки или статического QR-кода, использовать QR-код в онлайн-трансляции или в офлайн-материалах — листовках, буклетах и билбордах.

«По нашим данным, сайты фондов, где на главной странице есть QR-код или кнопки Apple Pay и Google Pay, получают на 20% больше рекуррентных платежей».

Дмитрий Спиридонов в интервью Теплице, Сооснователь и генеральный директор CloudPayments

Как менялись пожертвования НКО в 2020 году?

Весной 2021 года мы вместе с платформой «Если быть точным» выпустили исследование фандрайзинговой деятельности некоммерческих организаций «Бенчмаркинг НКО», где проанализировали, как менялись пожертвования людей некоммерческим организациям в 2020 году. В расчетах учитывались организации, которые получили хотя бы одно пожертвование за последние полгода через сервис CloudPayments.

Выяснилось, что в разгар пандемии люди активнее поддерживали НКО, чем до ее начала. Так, весной 2020 года был заметен рост разовых пожертвований и рекуррентных платежей. В апреле рост разовых пожертвований достиг пиковых значений — на 136% к уровню марта, а рекуррентные платежи с марта по май росли темпами от 4% до 17% месяц к месяцу. Это коснулось тех НКО, которые работали с медициной. Они старались проводить акции в поддержку своей работы, люди, в свою очередь, стремились поддерживать врачей и социально уязвимые группы — старшее поколение и малообеспеченные семьи.

Разница в темпах роста разовых и рекуррентных платежей, какая была во время прошлогодней пандемии, характерна для большинства экстренных ситуаций. В таких условиях люди чаще делают разовые пожертвования, чем подписываются на рекуррентные платежи. Но уже после официального снятия карантина летом 2020 года поддержка НКО по сравнению с весной стала снижаться. И хотя рекуррентные платежи продолжали расти, разовых пожертвований становилось меньше. Это можно объяснить сезонностью (лето — низкий сезон для пожертвований) и предполагаемым «уходом угрозы», в роли которого выступило формальное снятие ограничений.

В новогодние праздники люди хотят совершать добрые дела, поэтому для благотворительности это, пожалуй, самое удачное время. Например, в декабре 2020 года разовые пожертвования на помощь социально уязвимым группам увеличились на 96% к ноябрю. Сборы на медицину выросли на 43%, на экологию – на 220%, права человека – на 58%.

Осенью 2020 года, как мы помним, произошла экологическая катастрофа на Камчатке, которая повлекла за собой гибель морских животных. СМИ и НКО удалось привлечь внимание к проблеме. Поэтому осенью был взрывной пик пожертвований на экологию, которые в среднем выросли на 49% по сравнению с сентябрем, при этом разовые платежи выросли более, чем в 2 раза – на 113%, а число рекуррентов увеличилось на 21%.

Сколько люди жертвовали НКО в 2020 году

Как видно из графика, в среднем люди жертвовали на помощь социально уязвимым группам 1082 рубля, чуть меньше на права человека – 1001 рубль, на медицину – 938 рублей, а на экологию и природу – 539 рублей.

В целом, по данным за 2020 год можно сделать вывод о том, что люди стали поддерживать НКО более системно — на протяжении всего года росло число подписок на ежемесячные автоплатежи. В январе 2021 года, по сравнению с январем 2020 года число рекуррентов увеличилось в каждом направлении в среднем в 1,5-2 раза.

К слову, задать вопросы об инструментах эффективной работы НКО, а также послушать выступление сооснователя CloudPayments Дмитрия Спиридонова можно будет на конференции «Белые ночи фандрайзинга», которая пройдет в Санкт-Петербурге с 28 июня по 1 июля 2021 года.

0
2 комментария
Антонина Самсонова

Уберизация благотворительности - очень интересный тренд!

Ответить
Развернуть ветку
Kira Nigof

Любимый фонд пару лет назад ввел оплату через эквайринг с рекуррентными платежами - очень круто и удобно! 

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда