Доставляет тебя за 15 минут. Больше, чем бизнес: шеринг самокатов Whoosh
Рады представить вам нашу новую рубрику «Больше, чем бизнес». Здесь мы будем делиться подробностями о представителях бизнеса, которые ежедневно меняют привычки людей, делают жизнь удобнее и проще.
Компания Cloud (CloudPayments, CloudTips и CloudKassir) помогает им это делать, предлагая удобное платежное решение, онлайн-фискализацию платежей, возможность отправки и приема безналичных чаевых. Первый партнер Cloud, о котором мы расскажем – шеринг электросамокатов Whoosh.
Сегодня в одной только столице кикшерингом пользуются 2 млн человек, а поездок стало в 100 раз больше. Мы поговорили с крупнейшим российским кикшеринг-сервисом — Whoosh, одним из партнеров Cloud. В Whoosh рассказали, как сделали горожан микромобильными, превратили развлечение в транспорт и заработали на этом миллиарды рублей.
Самокаты не игрушка
Запустившись в 2018-м и открыв дебютный сезон в 2019-м году, компания Whoosh была не первой и не второй в российском кикшеринге. На рынок проката электросамокатов уже вышли несколько игроков, но самокаты воспринимались скорее как средство для развлечения, ассоциировались с бешеными подростками и пугали пешеходов.
Популярность самокатов уже тогда зашкаливала: кикшеринг стал самым быстрорастущим сегментом в области средств индивидуальной мобильности (СИМ). Спустя годы стало понятно: СИМ — не хайп, а мощный тренд, который держится до сих пор. По данным McKinsey, это единственный вид общественного транспорта, использование которого в арифметической прогрессии растет после пандемии.
«Через 5 лет мы не узнаем наши города»
Такой прогноз дал РБК основатель Whoosh Дмитрий Чуйко. Компания поставила себе цель — изменить амплуа самокатов и превратить их в безопасное транспортное средство. Спустя три с лишним года это практически удалось.
По данным исследования отраслевого медиа Трушеринг, превращение самоката в полноценный транспорт заметно и по тому, как его пользователи «повзрослели». Сейчас самый популярный сегмент — 20-35 лет, увеличивается и возрастная группа 45+. То, что самокат все чаще выбирают для поездки именно для транспортных задач, видно благодаря данным с 85 тысяч самокатов, которые анализирует Whoosh. Каждый самокат компании — это умное устройство, обладающее IoT-модулем (от Internet of Things, англ., «интернет вещей»). Этот модуль передает в дата-центр десятки данных о передвижении и состоянии устройства. На основе этих данных компания строит тепловые карты микромобильности и анализирует особенности поездок.
Что это меняет для городской среды? Москва и другие российские города-миллионники, как и многие годы подряд, лидирует по количеству пробок по данным мирового рейтинга Tomtom Traffic Index.
Но в том числе благодаря кикшерингу житель мегаполиса стал тратить меньше времени на дорогу до работы.
Как самокат «сшивает город»
Российские города растут: объем введенного в России жилья по итогам первого квартала 2022 года увеличился на 65%. А вот общественный транспорт не успевает за новыми районами и кварталами.
По данным рейтинга общественного транспорта, российские города довольно медленно реформируют свои транспортные системы. Например, метро возле новых жилых комплексов обещают открыть через несколько лет, но люди не хотят по полчаса идти до ближайшей станции или стоять в пробке. Здесь на помощь приходят СИМ.
Спонтанность + предсказуемость
В кикшеринге, как в любом виде общественного транспорта, важна предсказуемость. Именно поэтому самокаты Whoosh можно оставить только на парковках, обозначенных в карте приложения знаком Р: это могут быть как физические парковки-конструкции, так и виртуальные парковки, помеченные в приложении — чтобы пользователь в нужный момент не искал самокат в кустах.
Парк компании в Минске насчитывает 2000 электросамокатов. Всего у Whoosh их 85 тыс.
Предсказуемость нужна не только в том, чтобы легко найти самокат, но и в том, чтобы им было просто пользоваться. Это невозможно без удобного платежного сервиса от партнера Whoosh СloudPayments. Whoosh стал первой российской кикшеринг-компанией, которая запустила месячную и полугодовую подписку — ее удобно настроить, так как в CloudPayments есть рекуррентные платежи. Доля поездок по подписке составила 37,4% всех поездок за первое полугодие 2022 года. По мнению экспертов, подписка — самый быстрорастущий сегмент микромобильности.
Развитие — не про рост числа самокатов
Долгое время самокаты находились в правовом вакууме. Это подогревали новости об очередном ДТП с самокатом, хотя по статистике подавляющее большинство аварий случается с участием личных, а не шеринговых СИМ. Сейчас рассматриваются поправки в ПДД, которые сделают самокаты полноценной частью транспортной системы. Их поддерживает в том числе Whoosh.
Фичи, которые Whoosh внедрит в ближайшее будущее, как раз касаются безопасности. К примеру, очень опасно передвигаться на одном самокате вдвоём. Сервис тестирует способ определять, сколько человек едет на самокате. Разработка алгоритма заняла больше года, сейчас его тестируют на нескольких десятках самокатов и после окончания теста он будет внедрен на всех устройствах.
разработка способа определять сколько человек катается на самокате хорошая идея
А ещё забыли рассказать, какие многие пользователи оголтелые, на тупой эйфории, когда за угол поворачивают вообще не смотрят и скорость не снижают. И про то как много другого населения они в общем раздражают, и что они чуть разумнее мотохрустов. Видимо примерно так и будет выглядеть насыщенное движение в воздухе на небольших высотах, когда гравитационные двигатели появятся
жду когда Whoosh начнет вкладывать прибыль в благоустройство города на строительство дорожек
В Калининграде выбираю Вуш, т.к. самокаты свежее/выгодные предложения периодически/удобный способ оплаты
Будет ли отмена или снижение фиксированной платы за старт?
она есть в подписке
Я бы "в" и "Whoosh" разделил буквой "о", т. е. " во Whoosh". Чисто грамматика, никаких придирок с целью понтануться. Типа: "Смотрите-ка, какой я умный"
Не надо, Гена
Летом в авто-турне по Волге потратил 10 к на бенз и 5 к на Whosh) завлекательный аттракцион)
Цель Whoosh, как и любой такой компании - прибыль.
На травмы и смерти обычных людей им пофигу.
К сожалению, регулятор не обязывает такие компании отвечать за опасность их способа заработка.
Зачем, например, им самовольно ограничивать скорость или выплачивать в фонд для компенсации лечения?Даже если Вуш это сделает, то проиграет конкурентную борьбу с другими.
Нужно, чтобы законодатели это решали, а еще лучше сначала провести голосование среди горожан, готовы ли они к самокатам.
Есть города, где они запрещены, где они ездят только по дорогам, а не тротуарам.
Заметьте, в этой статье упомянуты только положительные аспекты самокатов в плане избавления от пробок.А где статистика по столкновения Вушей с пешеходами и автомобилями?