Блокчейн в арт-индустрии — NFT или NFS?

С начала этого года стала набирать обороты тема выпуска NFT (Non-Fungible Token или невзаимозаменяемый токен, главное отличие которого от обычных токенов состоит в его уникальности).

Однако, если зайти на любой NFT маркетплейс, то возникает вопрос: а можно ли считать представленные объекты, на которые мы приобретаем токены, произведениями искусства или все-таки нам пытаются продать NFS (Non-Fungible Sh*t)? И вот почему такой вопрос возникает.

Согласно данным CoinGecko общая рыночная капитализация проектов, связанных с NFT, на 1 апреля 2021 г. составила $27,9 млрд, а количество запросов по теме NFT в 4 раза превысило количество запросов по DeFi.

Огромный толчок этому дала продажа аукционным домом Christie’s картины Beeple «everydays: THE FIRST 5000 DAYS», итоговая стоимость которой составила свыше $69 млн долларов.

Вслед за этим были проданы NFT мема NyanCat за 300 ETH, Disaster Girl за 180 ETH, в пересчете на $ c учетом среднего курса ETH в последнее время полученная сумма за каждый из этих NFT на сегодня составляет свыше $1,2 млн и $720 тыс.

Такой успех NFT проектов привел к тому, что множество авторов и художников направились на NFT маркетплейсы в надежде продать свой «товар», среди которого можно встретить, как действительно авторские, уникальные работы, имеющие в своей основе идею, так и просто гифки и картинки, давно «гуляющие» по интернету.

Но самое интересное здесь даже не то, что сейчас пытаются продать NFT на практически любой цифровой объект, не имеющий сколько-нибудь значимой ценности, а то, какую цену за него хотят.

Приведу примеры для наглядности (и помним, что на сегодняшний день цена 1 ЕТН составляет свыше $4000).

Итак, рисунок слева стоимостью $2100 (0,5 ETH). Что можно о нем сказать, кроме того, что это фотография обычного рисунка на бумаге, который, скорее всего, каждый из нас рисовал, скучая в школе на уроке? В чем его ценность? Почему покупатель должен выбрать его? Просто потому, что сейчас NFT в моде? Или все-таки выбрать коллекционную игрушку с принтом Энди Уорхола за 1995 евро (фото справа), которой к тому же можно украсить офис?

Блокчейн в арт-индустрии — NFT или NFS?

Или как вам такое предложение: векторное изображение еды за $2100 (0,5 ETH) или принт рисунка известного художника стрит-арта Banksy 3000 евро?

Блокчейн в арт-индустрии — NFT или NFS?

Слева - Crypto Foodbank / Справа - Banksy

Стоимость цифровой картины Wonder Woman слева составляет 18 ETH, практически в 20 раз дороже оригинального сериграфа Энди Уорхолла, оцениваемого в $3900.

Блокчейн в арт-индустрии — NFT или NFS?

Слева - Wonder Woman / Справа - Sunday B Morning

И ещё немного примеров. NFT изображение цветов за 2 ETH (свыше $8 тыс) и литография Сальвадора Дали за $3000.

Блокчейн в арт-индустрии — NFT или NFS?

Слева - Flower / Справа - Salvador Dali

Или анимированная картинка Spring Time за 1,5 ETH и принт Клода Моне за £4800.

Блокчейн в арт-индустрии — NFT или NFS?

Слева - Clod 319: spring time / Справа - Spring Time

Возможно, многочисленные авторы направились на маркетплейсы, вдохновившись успехом Hashmasks (стоимость некоторых картин из коллекции достигает $500 тыс) или CryptoPunks (девять редких панков недавно были проданы ауцкионным домом Christie’s за $17 млн).

И здесь хочется добавить, что NFT-арт это тоже искусство, в котором важны идея, эстетика, ценность, которую несет произведение. Недостаточно просто разместить на маркетплейсе случайную картинку и поставить цену, сравнимую или даже выше произведения известного художника, которое к тому же имеет реальное воплощение.

Я верю в то, что NFT-объекты могут стать хорошей инвестицией, но пока этот рынок только начал развиваться и нуждается как в ответственном подходе со стороны авторов, так и в поддержке со стороны сообщества.

P.S. О своих попытках все-таки найти хоть какие-то стоящие NFT я пишу у себя в твиттере https://twitter.com/ksamiako

11
1 комментарий

Да, не все NFT имеют реальную ценность и потенциал роста стоимости. Для повышения надежности инвестиций в NFT мы создали систему аутентификации Blockchain of People (TM), которая будет внедрена на маркетплейсе https://nftdeals.io/

Ответить