Сооснователи проекта Bitaps поспорили о вкладе в разработку сервиса

Совладельцы инструмента для биткоин-процессинга Максим Бояров и Алексей Карпов обменялись взаимными претензиями и обвинениями о выводе общих денег из проекта.

19 октября 2017 года сооснователь сервиса для процессинга биткоинов Bitaps Максим Бояров опубликовал на своей странице Facebook запись о том, что его партнер по бизнесу — Алексей Карпов — закрыл ему доступ к проекту и вывел все средства из биткоин-кошелька компании. Такое же сообщение доступно на форуме Bits.media.

Сооснователи проекта Bitaps поспорили о вкладе в разработку сервиса

Бояров призвал пользователей быть осторожнее с Карповым и не доверять ему рабочие аккаунты. Он также уточнил, что больше не имеет отношения к Bitaps.

Максим Бояров
Максим Бояров

В разговоре с vc.ru Бояров рассказал, что они с Карповым знакомы 20 лет и начали проект в 2014 году с хакатона в Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ). По его словам, партнеры три года работали вместе, оплачивали поровну офис, хостинг и купили три сервера.

«Мы нанимали разработчиков, платили им зарплату, брали переводчиков и всё делили пополам. Всего в разработку было вложено около трёх миллионов рублей», — говорит Бояров.

В августе 2017 года Карпов якобы решил выйти из проекта и передать управление Боярову с условием, что продолжит получать 50% от прибыли. Сооснователь Bitaps согласился.

Но в сентябре 2017 года Карпов, как рассказывает Бояров, изменил мнение и решил заключить договор, в котором говорилось, что разработка проекта прекращается. «Bitaps будет жить столько, сколько сможет, а вся прибыль до закрытия будет разделена пополам. В договоре было прописано, что проект принадлежит нам в равных долях», — уточняет Бояров.

Однако в октябре Карпов отключил своего партнера от Bitaps, обвинив в том, что тот ничего не делал, и вывел все средства с биткоин-кошелька проекта, часть которых принадлежала Боярову.

Самое обидное в этой истории — не то, что я потерял деньги, а то, что я жил этим проектом три года, ездил на конференции, работал с клиентами и вел информационную поддержку. А в итоге напарник, у которого были все пароли и ключи, просто завладел всем бизнесом.

Но я не унываю, споткнулся, отряхнулся и дальше пойду. У меня много идей, и я собрал команду для работы.

Я ненавижу склоки, но, возможно, этот кейс с партнёрами-друзьями кому-то пригодится.

Максим Бояров, сооснователь Bitaps

Бояров не намерен обращаться в суд, потому что криптовалюты находятся вне правового поля, а домен и договор на размещение серверов были оформлены на Карпова.

На вопрос vc.ru, почему в документах не упоминается сам Бояров, он ответил: «Всегда были доверительные отношения. Когда дружишь семьями больше 20 лет, то как-то не возникают такие вопросы».

По словам Боярова, проблемы с Карповым начались тогда, когда Bitaps начал приносить прибыль — 1 млн рублей в месяц.

Когда надо было вкладываться ежемесячно в проект и когда мы работали в одном офисе рука об руку, у Карпова не возникало вопросов. Только когда Bitaps окупился и пошла неплохая прибыль, он вдруг решил от меня избавиться таким образом.

Других оправданий его действиям я не вижу.

Максим Бояров, сооснователь Bitaps

Карпов в разговоре с vc.ru признал, что отключил Боярова от сервисов проекта. Также он сообщил, что его бывший партнер по бизнесу около двух лет «изображал видимость работы».

Я написал весь проект, реализацию ноды (клиент, участвующий в работе биткоин-сети и использующий p2p-протокол для распространения информации о транзакциях и блоках — vc.ru), процессинг и сам сайт.

Бояров не написал ни строчки кода в проекте, мне было стыдно за ту поддержку, которую оказывал клиентам, с ним не удавалось никак договориться и он саботировал развитие проекта. За два года человек даже не разобрался до конца, как работает биткоин.

Поэтому было принято решение разойтись, но он отказывается провести оценку своих трудовложений.

На текущий момент из полученной прибыли он уже забрал больше половины и его претензии не прекращаются.

Алексей Карпов, сооснователь Bitaps

По словам Карпова, Бояров летом 2017 года начал выводить средства с биткоин-кошелька проекта. В частности, он забрал 14,4 биткоинов (на момент публикации материала курс биткоина составил $5899).

«Он устроил истерику, увидев, что я попытался вывести средства. Из 28,9 биткоинов я перевел на подконтрольный мне адрес только 7,6 биткоинов», — добавил он.

Предприниматель также сообщил, что Бояров перебил его транзакции, заплатив комиссию майнерам 70-80%. Это якобы помогло ему вывести средства, принадлежащие Карпову. Однако позже Бояров вернул 3,3 биткоина на счет своего бывшего компаньона.

Алексей Карпов
Алексей Карпов

Карпов рассказал, что пытался порвать деловые отношения с Бояровым еще летом 2017 года, «когда терпение окончательно лопнуло».

Карпов также уточнил, что биткоин-бизнесом партнеры начали заниматься в 2014 году. Изначально они работали над биткоин-кошельком banklike.me. Проект Bitaps Карпов, по его словам, разрабатывал первое время самостоятельно.

В 2015 году партнеры представили концепт хранения резервной копии кошелька непосредственно в блокчейне в рамках хакатона ВШЭ. Выступление принесло «стратегические партнерства», в том числе с главой Blockchain.community Алексом Форком, говорит Карпов.

Сооснователь Bitaps представил сведения по затратам на развитие проекта. В частности, партнеры платили 10 тысяч рублей в месяц за аренду офиса, приобрели три сервера стоимостью 1 млн рублей и платили за поддержку collocation-серверов на старте проекта 3 тысячи рублей в месяц, а уже в 2017 году — 11 тысяч рублей в месяц. Проект, по словам Карпова, начал приносить прибыль в декабре 2016 года.

Бояров и Карпов в январе 2015 года наняли в проект еще одного сотрудника по имени Роман, который к тому моменту только закончил университет. Его зарплата, по словам Карпова, составляла изначально 15 тысяч рублей в месяц. Позже компаньоны подняли ее до 30 тысяч рублей в месяц. Разработчик участвовал в составлении модели базы данных и написании ноды.

Роман, пожелавший не называть свою фамилию, в разговоре с vc.ru подтвердил слова Карпова и добавил, что Бояров «занимался своими личными делами, а помощь от него была минимальной».

Сотрудник проработал в компании до мая 2016 года. Карпов считает, что Роман покинул Bitaps из-за лени и некомпетентности Боярова. В проекте больше не числится наемных сотрудников.

Я решил переехать в другой город и нашел там более прибыльное место работы. Я думал, что у Bitaps нет каких-то перспектив, так как проектом занимались только я и Алексей. Как оказалось, я ошибался, сейчас немного жалею.

Роман, сотрудник Bitaps

Бояров не участвовал в технической разработке Bitaps и занимался сторонним проектом в момент подготовки сервиса к запуску, говорит Карпов. «Максим сказал, что он больше менеджер и маркетолог, нежели разработчик. А как только будет запущен проект, он сможет взять на себя маркетинг и продвижение проекта», — поясняет он.

Полноценный запуск Bitaps как процессингового сервиса состоялся в октябре 2016 года.

Я думал, раз проект запустился, то Бояров начнет работать как маркетолог. Но его подход продавать биткоин-процессинг как пирожки мне сразу казался абсурдным.

Я сильно сомневаюсь, что в результате его действий мы получили клиентов. Их пришло больше благодаря тому, что я вел ветки нашего проекта на bits.media и bitcointalk, так как Бояров технически не продвинулся и не мог этим заниматься.

У меня есть права редактора на Bitcoin Wiki и я добавил Bitaps в каталог процессинговых сервисов. Мое знакомство с Роджером Вером (крупный криптовалютный инвестор — vc.ru) помогло добавить наш проект в список инструментов для реализации платежей на Bitcoin.com.

Алексей Карпов, сооснователь Bitaps

В январе 2017 года Бояров отвечал за обновление дизайна сайта Bitaps, но партнеры разошлись во взглядах. Карпов хотел создать высокопрофессиональную площадку, а компаньон, по его словам, настаивал на том, что дизайн должен быть адаптирован для новичков.

Предприниматель рассказал, что ситуация продолжала усугубляться и в определенный момент он сообщил Боярову, что необходимо решить проблему.

Я не знал, как поступить и как выйти из ситуации, Бояров вынудил меня составить договор, о котором он говорит. В первой версии он всё забирал себе, а во второй — проект нужно было забросить и забирать с него деньги, пока всё не стухнет.

Как человек, который сделал всё, я не смог с этим согласиться и собираюсь развивать Bitaps дальше, несмотря на все те козни, которые мне строит Бояров.

Алексей Карпов, сооснователь Bitaps

Бояров не предоставил vc.ru дополнительных комментариев и попросил издание отказаться от публикации материала. «Я не хочу быть негативным ньюсмейкером, потому что скоро буду запускать свои личные проекты. Лучше я напишу новости с позитивным фоном», — заявил он.

Дискуссия между бизнес-партнерами продолжилась в комментариях в Facebook под записью Боярова. Он утверждает, что вклад в Bitaps был равнозначный, как и в другие проекты, над которыми они работали совместно с Карповым.

Предприниматель утверждает, что подготовил документацию, занимался разработкой API, перевел сайт на английский язык, размещал рекламу в социальных сетях и поисковиках и организовывал техническую поддержку клиентов.

Он также опубликовал несколько скриншотов о процессе работы над внешним видом Bitaps и его предшественников и договор, заключенный между партнерами.

Скриншот договора
Скриншот договора

Бояров отметил, что 10 и 11 пункт он добавил самостоятельно, а все остальное написал Карпов, который в свою очередь утверждает, что договор был ему навязан. Отвечать на вопрос о том, когда появилась идея заключения документа, Карпов отказался.

Я больше в проекте не участвую. Всё полностью твое. По телефону я подтвердил, что ухожу и у меня нет никаких претензий к тебе.

Да, я виноват, что начал работать с другом, не заключив договор. Да, за все эти уроки я заплатил тремя годами своей жизни и 1,5 млн вложенных рублей.

Да, я сжег комиссию из своих денег, я сделал это осознанно. Буду умнее. Буду запускать собственные проекты, контрактировать работу и иметь кошельки с мультиподписями.

Максим Бояров, сооснователь Bitaps

Карпов считает, что Бояров испортил ему репутацию. Он подготовил ответ на претензии своего бывшего партнера по бизнесу. Предприниматель подробно рассказал как разрабатывал Bitaps и какой вклад в этот бизнес внес его партнер. Карпов настаивает, что проделал большую часть работы и их с Бояровым трудозатраты не сопоставимы.

Сейчас Карпов в одиночку занимается Bitaps. Бояров собирается запустить собственный проект.

Обновлено в 12:15. В разговоре с vc.ru Карпов сообщил, что в августе 2017 попытался предложить Боярову разделить полученную на тот момент прибыль и передал ему исходный код сервиса.

Я говорил, что надо провести оценку трудозатрат, но Максим апеллировал тем, что за офис мы платили одинаково. Мне пришла в голову импульсивная мысль дать ему поуправлять проектом, чтобы он понял, каково это. Затем я подумал, что он наймет людей из общих денег и присвоит компанию себе.

Алексей Карпов, сооснователь Bitaps

Позже Карпов вернулся к разговору об оценке усилий, вложенных в Bitaps. Тогда появилось предложение развивать отдельные друг от друга проекты. Предприниматель не смог вспомнить, от кого исходила эта инициатива.

Последний разговор о разделении прибыли от Bitaps пополам, по словам Карпова, состоялся 9 октября 2017 года.

Реальная доля Максима составляет не более 20%, и выплата половины включает в себя компенсацию за выход из проекта. После проведения честной оценки трудовложений возможен был бы пересмотр этого вопроса.

Если доля Максима окажется выше 20%, то я согласен доплатить. Забирая половину, он заботливо сказал, чтобы я не бросал проект и по своей инициативе передал мне управление над корпоративным аккаунтом Facebook.

Алексей Карпов, сооснователь Bitaps

Карпов считает, что допустил ошибки в переговорах.

33
15 комментариев

Не читал. Кто-нибудь скажите, статья заслуживает быть на этом ресурсе? они что-то годное создали?

1

Годное создали, но для прочтения не обязательно.

1

Нельзя делить бизнес 50/50 . Всегда должен быть один главный. У всех советов директоров всегда есть генеральный директор.

Как Трэвис Каланик, например?

1

Сколько на всяких хабрах было статей, что нельзя вести бизнес с друзьями, и постоянно появляются новые истории.