«Я не заставляю свою семью платить за ужин»: разработчик монетизировал своё время с помощью блокчейна

Издание Wired рассказало о криптовалюте Evancoin, за которую можно купить время Эвана Продрому.

Рано или поздно каждое финансовое безумие превращается в перфоманс. В 1990-х годах музыкант Дэвид Боуи секьюритизировал самого себя, превратив свои песни в облигации. В 2008 году молодой сотрудник службы поддержки из Портланда Майк Меррилл продавал акции самого себя, выйдя на персональный IPO. Теперь Эван Продрому эмитировал собственную криптовалюту — Evancoin, чтобы продавать часы своей жизни.

Эван Продрому
Эван Продрому

Эван Продрому основал проект Wikitravel в 2003 году, а теперь стал сооснователем ИИ-стартапа Fuzzy.ai, базирующегося в Монреале. Как и у большинства предпринимателей и разработчиков, папка входящих сообщений в его почте переполнена запросами, которые занимают его время: «Могу ли я узнать твое мнение по этому проекту?», «Может быть, ты мне дашь несколько советов по моему стартапу за обедом?». Справляться со всеми этими просьбами трудно, еще сложнее выделить на них время без ущерба для работы, семьи или личной жизни.

Криптовалюта Evancoin превращает эти взаимодействия в транзакции. С первого октября, когда прошло ICO, чтобы узнать мнение Продрому, нужно попросить у него немного Evancoin. Потом вы сможете использовать токены, чтобы оплатить его время, или сохранить на будущее.

Курс Evancoin может расти или падать, в зависимости от того, как криптовалюту покупают или продают, есть ли спрос на время Продрому и какое предложение этой валюты на данный момент. Можно также просто продать свои Evancoins за наличные. 18 октября 2017 года каждый Evancoin, равный одному часу, стоил около $45. Конечно, это значительно ниже обычной стоимости консультации Продрому, но он все равно рад — это только первые дни существования валюты, и рынок еще только начинает признавать ценность его времени и делает скидку на риск, связанный c новой схемой.

Что если вы продадите Evancoin кому-то, кто захочет обменять их на время Продрому, а не на доллары? Тогда он в игре, по крайней мере, пока его не просят сделать что-то незаконное, унизительное или оскорбляющее других. И все же звучит безумно.

Люди хотели знать, вдруг это просто трюк. А я не против трюков! Но в этом случае я очень серьезно изучаю, как криптовалюта меняет то, что можно делать с деньгами и что мы о них думаем.

Деньги — это что-то вроде коллективной галлюцинации, и я хотел поэкспериментировать с этим.

Эван Продрому

Для таких криптовалют, как Evancoin, все началось несколько лет назад, когда биткоин впервые стал популярен.

Мой друг и коллега Кэвин Фокс, проектировавший дизайн интерфейса Gmail в Google, сказал: «У каждого должна быть своя персональная валюта».

Конечно, я сразу же пошел и зарегистрировал Evancoin.com.

Эван Продрому

Но создать и запустить собственную валюту с нуля — очень нелегкая задача. Поэтому Продрому заморозил свою идею на какое-то время. И в 2017 году, когда криптовалюта Ethereum начала расти, он понял, что пришло время и для Evancoin.

Ethereum — это платформа, которая позволяет пользоваться технологией, лежащей в основе биткоина (распределенный реестр, еще известный как блокчейн, для обеспечения работы приложений). Ethereum — одна из наиболее популярных платформ, она предоставляет готовый фреймворк для проектов, чтобы те могли токенизировать сами себя через собственные ICO, продавая криптовалюту или токены общественности. Эта валюта обеспечивает своих создателей некоторым капиталом и открывает рынок в том, что эта монета представляет — например, долю в стартапе, а в случае с Evancoin, время.

В 2017 году было проведено довольно много ICO. Оптимисты рады тому, что у ICO есть потенциал разрушить надоевшую традиционную индустрию венчурного капитала и большой мир финансов. Пессимисты указывают на волатильность ICO и считают, что это очередная афера, попытка быстро разбогатеть.

Продрому переживал, что его собственное ICO может пойти не по плану, если всё заполонят спекулянты, которые могли бы исказить понятие персональной функциональности, над которым он работал, и создали бы пузырь из него самого. Но этого не произошло.

В любом случае первичное предложение криптомонет Evancoin было необычным. Продрому не выбросил огромное количество монет на рынок в надежде разбогатеть или собрать средства для огромного проекта. Он продал небольшое количество валюты со скидкой (20 часов по $15 каждый) чтобы создать рынок. Он продолжает предлагать пакеты валюты по расписанию, но уже с меньшей скидкой, и большую часть монет оставляет себе.

Выпуская валюту понемногу, я могу показать ее непосредственную ценность.

Эван Продрому

Пара человек уже использовали Evancoin, как хотел Продрому. Чтобы получить эту возможность, нужно иметь кошелек Ethereum. Кроме того, вы должны чувствовать себя уверенно, осуществляя операции с криптовалютой. К сожалению, пока это могут делать только настоящие гики — люди, которые с радостью могут потратить пару часов на изучение принципов работы новой технологической платформы.

Разработчику это, может быть, проблемы не составит. Но Продрому встретил некоторое сопротивление его идее, и проблема эта больше философского характера. Когда он предложил одной своей подруге использовать Evancoin, чтобы зарезервировать его время на чашечку кофе, та отказалась. Ей было неприятно, что социальное взаимодействие превращается в денежную сделку.

Продрому совсем не фанат монетизации. Он говорит, что мания либертарианского крыла криптовалют считать всё рынком вдохновляет его меньше, чем эксперименты с валютами, которые основываются на времени. Существуют рынки, на которых само рабочее время становится валютой, пример тому — Итакский час.

Это явление из 1960-х годов, но сама идея корнями уходит в 19 век. Истоки ее идут из прогрессивного рабочего движения, а не от экономистов Фридриха Хайека и Милтона Фридмана.

Эван Продрому

Что бы вы ни думали, монетизация часов нашей жизни может тревожить. Но Продрому отмечает, что многие из нас продают свое время за деньги ежедневно на работе. И он не применяет Evancoin к каждой минуте своего времени, только к рабочему.

Я не заставляю свою семью платить за то, что ужинаю с ними.

Эван Продрому

Если встречу нельзя отнести ни к социальным, ни к бизнес-встречам, то приклеить к ней ценник за время будет очень грубо. Продрому говорит, что так понятнее, что наше время — деньги, по крайней мере частично.

В тот момент, когда я передаю кому-то десять Evancoin, я также думаю: «Хмм, действительно ли я хочу потратить десять часов на этот проект?»

Эван Продрому

У меня ушло несколько дней на подтверждение интервью с Продрому, и я подумал, не потому ли оно так долго подтверждалось, что я не пришел к нему с Evancoin. Когда я сказал Продрому об этом, он засмеялся и объяснил, что вообще перестал просить журналистов подыгрывать ему.

Я пытался попробовать это с одним изданием, но они сказали, что их политика в вопросах этики не позволяет им платить за интервью.

Эван Продрому

Кроме того, журналисты отказывались брать Evancoin, который он хотел выдать им, чтобы они могли заплатить ему — политика также запрещала принимать подарки любого рода.

Продрому это не смущает. Сегодня мы спешим разобраться, как технология блокчейна меняет наше представление о деньгах.

Может быть, хорошо, что мы очень медленно меняемся в вопросах этики.

Эван Продрому
33
16 комментариев

Как интересно придумал.

10
Ответить

А что будет, когда он умрёт?

1
Ответить

Hard fork на детей.

13
Ответить

Финита ля комедия!

Ответить

А почему нельзя просто кинуть денег на карту и получить консультацию?

Ответить

Надо чтоб с блокчейном.

11
Ответить