Юридическая гарантия сделки за крипто по передаче прав собственности

Юридическая гарантия сделки за крипто по передаче прав собственности

Вопрос о правовом статусе сделок, с использованием криптовалюты - один из самых волнующих для людей, планирующих всерьез начать торговлю на этом рынке. Давайте будем честны - крипто-анархистов, пытающихся избавиться от посредников в любом виде - меньшинство. Большинство людей, приходящих на крипто-рынок задумывается о гарантиях безопасности своих активов со стороны государства и площадки, на которой они торгуют и удерживают крипто. Этот вопрос встал еще более остро в РФ после того, как часть зарубежных криптобирж, таких как Binance, Coinbase и многих других стали ограничивать или даже вовсе блокировать пользователей из России. Другая причина актуальности этого вопроса - это рост потребности в обмене криптовалюты на реальные активы.

Ситуация в России

В России долгое время сохранялась правовая неопределенность относительно криптовалют. После вступления в силу закона о цифровых финансовых активах появилось больше ясности: граждане РФ не могут расплачиваться с помощью криптовалюты, но могут ее покупать, выпускать, продавать, совершать с ней другие разновидности сделок.

Более того, граждане РФ вполне могут рассчитывать на помощь государства в защите своих цифровых активов. Например в апреле 2022 районный суд в Петербурге разрешил следователю арестовать 4000 украденных ETH. Вслед за жалобой потерпевшего, возбудили уголовное дело по статьям о краже (ч.4 ст.158 УК) и неправомерном доступе к компьютерной информации (по ч.2 ст.272 УК).

Так как криптовалюта признается в качестве имущества в России, мы считаем, это делает возможным бартерные сделки. Поэтому обмен криптовалюты на реальные активы может быть юридически реализован в РФ как договор мены со всеми сопутствующими гарантиями реального мира.

Есть много причин, которые указывают на то, что в России складываются благоприятные условия для крипторынка, в том числе и в правовом плане. Недавно Минфин доработал законопроект, в рамках которого цифровая валюта может приниматься «в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ».

Минфин давно уже отстаивает позицию, что операции с криптовалютами надо облагать налогами, а не запрещать. Тем не менее, требования к операторам обмена в законопроекте суровые: оператор обмена, осуществляющий куплю-продажу от своего имени должен обладать капиталом не менее 30 млн руб, а для оператора цифровой торговой платформы требование составляет 100 млн руб.

Если стратегия Минфина будет преобладать над стратегией ЦБ в России (которая сейчас носит запретительный характер по большей части), то и торговля реальными активами с передачей прав собственности за криптовалюту будет лишь вопросом времени, но соответствовать минимальным требования смогут очень немногие платформы.

Зарубежная практика

В одной из наших недавних статей мы уже писали о правовых перспективах крипторынка в санкционных реалиях. Если же говорить непосредственно о передаче прав собственности, то поводы для оптимизма возникают довольно часто, особенно если речь идет о недвижимости.

Например, в португальском городе Браге трехкомнатную квартиру купили за криптовалюту без какой-либо конвертации в евро. Эта сделка стала возможной благодаря изменениям в правовом поле, которые вступили в силу в апреле 2022. Такую покупку вполне можно назвать исторической, так как речь идет о передаче собственности на физический актив, купленный за цифровой без конвертации в фиат.

Дубай известен своей привлекательностью в качестве крипто-оффшора. В конце апреля 2022 DAMAC Properties, крупная строительная компания, основанная Хуссейном Саджвани, заявила, что вскоре начнет принимать платежи в BTC и ETH, при необходимости помогая клиентам в конвертации фиата в цифровую валюту.

Выводы

Если речь идет о РФ, то пока самый надежный способ получить юридические гарантии при сделке в обмен на криптовалюту - договор мены. Если в будущем в российском правовом поле будет преобладать линия Минфина, то и покупка реальных активов с прямой передачей собственности станет реальностью. Требования к платформам, которые смогут осуществлять подобные сделки планируется сделать строгими.

Если речь идет о подобных операциях за рубежом, всё зависит от конкретной юрисдикции. Среди привлекательных примеров можно выделить Португалию или крипто-оффшорные зоны, такие как Дубаи, Цуг или Кипр.

22
Начать дискуссию