NFT для предметов искусства и коллекционирования. Основы, история и перспективы

Внимание - Лонгрид!
Невзаимозаменяемые токены (NFT) — это цифровые объекты, которые находятся в блокчейн и обычно ассоциируются с уникальными цифровыми медиа, такими как изображения или музыка. Недавний ажиотажный интерес в обществе привел к тому, что, казалось бы, в одночасье возник многомиллиардный рынок NFT. Отдельные NFT могут продаваться за миллионы или десятки миллионов долларов, а создатели, начиная от традиционных художников, таких как Дэмиен Херст и Граймс, и заканчивая ведущими компаниями, производящими потребительские товары, такими как Coca-Cola и Nike, выпускают свои собственные коллекции NFT. Этот статья посвящена NFT для искусства и коллекционных товаров. Наша цель - дать нетехническим читателям базовое представление о технологии, лежащей в основе NFT, истории их развития, текущем состоянии сообщества и рынка NFT, а также о том, как NFT могут развиваться в будущем.

Мы также предлагаем краткий обзор динамики традиционных рынков искусства и обсуждаем сходства, различия и точки пересечения рынков NFT. Мы надеемся, что читатели вынесут из этой статьи базовое понимание того, как работают блокчейн, смарт-контракты, оценят некоторые из новых способов, с помощью которых NFT расширяют возможности художников, получат представление о разнообразии и динамичности проектов и сообществ NFT.

Введение

Невзаимозаменяемые токены (NFT) — это цифровые представления уникальных объектов, физических или виртуальных. Сегодня наиболее популярным их использованием является представление цифровых произведений искусства или коллекционных предметов.

Например, в марте 2021 года NFT представлял цифровое произведение искусства под названием «Everydays: The First 5000 Days», созданное художником Beeple, было продано на аукционе Christie's за 69 миллионов долларов - шестая по величине цена, когда-либо заплаченная за произведение живого художника. Это событие ознаменовало как стремительное восхождение рынка NFT, так и проникновение NFT в традиционный мир искусства.

Для многих людей приписывание денежной стоимости NFT - не говоря уже о продаже NFT за 69 миллионов долларов - является загадкой. Владение NFT представляет собой не что иное, как контроль над короткой строкой символов на блокчейне, как мы объясним ниже. Эта строка обычно содержит указатель - т.е. интернет-адрес - на цифровой файл произведения на сервере. Любой желающий может скопировать этот файл и просмотреть содержащиеся в нем произведения искусства. Владение NFT не означает технического ограничения возможности других видеть или скачивать его. Другими словами, владелец NFT не имеет эксклюзивного доступа к произведениям искусства, которыми он "владеет". NFT не похожа на физическое произведение искусства, например, картину, которая может быть выставлена в частном владении. Кроме того, большинство NFT не предоставляют авторских прав или других традиционных форм владения интеллектуальной собственностью.

Несмотря на косвенное представление права собственности - или, возможно, благодаря такой гибкости - NFT стали краеугольным камнем нового оживленного рынка произведений искусства. Этот рынок разительно отличается от традиционных рынков искусства составом участников. Он также отличается структурой комиссионных и роялти, динамикой рынка, способами регистрации происхождения, взаимодействием с сообществом и силами, формирующими вкусы покупателей.

Рынок NFT переживает взрывной рост: в первой половине 2020 года объем продаж NFT составил всего $13,7 млн, а в первой половине 2021 года - более $2,5 млрд. NFT-мания охватила не только цифровых художников и криптовалютных энтузиастов, но и традиционные аукционные дома (например, Christie's, Sotheby's), художников, известных своими работами на физических носителях (например, Grimes, Damien Hirst), и крупные компании, ориентированные на потребителей (например, Visa, Nike), и это лишь некоторые участники.

Что означает термин "NFT"?

Основной определяющей особенностью NFT является их создание и управление на блокчейне. NFT состоит из короткой строки, которая форматируется и управляется на блокчейне в соответствии с одним из нескольких широко принятых технических стандартов (например, ERC-721, ERC-1155). Эта строка может представлять собой небольшое цифровое произведение или обычно является указателем на файл, содержащий произведение и находящийся во внешней по отношению к блокчейну системе (например, популярной является Межпланетарная файловая система (IPFS)).

Блокчейн впервые возник как платформа для представления цифровых единиц валюты, известных как криптовалюта, наиболее известным примером которой является биткойн. Единицы обычной валюты, как правило, взаимозаменяемы, то есть любые две единицы имеют одинаковую рыночную или обменную стоимость. Например, долларовая купюра США взаимозаменяема в торговле с любой другой долларовой купюрой США. То же самое относится и к единицам биткоина или любой другой криптовалюты.

Токены — это особая форма созданного пользователем объекта блокчейна, который может принимать форму взаимозаменяемых единиц, подобных криптовалюте. Однако токены могут принимать и недолговечную форму. Именно такие токены известны как NFT.

Как и криптовалюту, NFT можно покупать и продавать. Однако NFT отличаются от криптовалюты или криптовалютоподобных токенов тем, что обычно две единицы не являются взаимозаменяемыми. Именно в этом смысле они являются "незваимозаменяемыми". Например, первые популярные NFT представляли собой цифровых кошек под названием CryptoKitties. Каждый CryptoKitty имеет уникальную цифровую "ДНК" с соответствующими фенотипическими "Cattributes". То есть, нет двух одинаковых CryptoKitties.

Кроме того, если криптовалюта или взаимозаменяемые токены могут быть разделены на мелкие единицы (например, 0,1 BTC), то NFT не поддаются делению в том смысле, что дробная единица имеет ту же функцию, что и целая. Однако у NFT может быть несколько дробных владельцев, как и у произведения искусства (или другого актива).

Для чего нужны NFT?

NFT могут представлять право собственности на любой актив, имеющий форму уникальных единиц. Таким образом, они имеют множество различных применений. Искусство и коллекционные предметы — это одно из них, но NFT также могут различными способами представлять объекты реального мира, такие как недвижимость или предметы роскоши, билеты на мероприятия (реальные или виртуальные), а также персонажей, предметы или "недвижимость" в онлайн-мирах. При наличии соответствующих юридических соглашений право собственности на NFT может представлять собой право собственности на актив в обычном смысле. Например, сторонники NFT выступают за использование NFT для представления документов на собственность и, таким образом, полного, реального владения недвижимостью. NFT также могут служить в качестве документов, удостоверяющих личность, или учетных данных, которые можно использовать в блокчейн.

Многие блокчейны могут выполнять небольшие компьютерные программы, известные как смарт-контракты, которые способны наделять NFT мощными функциями, такими как сложные рыночные механизмы. Например, NFT, связанные с искусством, могут требовать выплаты роялти своим создателям при каждой перепродаже NFT. Такой режим выплат не может быть применен на традиционных рынках произведений искусства, но стал благом для многих художников NFT. Это лишь один из примеров того, как NFT могут радикально изменить арт-рынки.

Нетехнический технический справочник

Влияние NFT на рынки предметов искусства и коллекционирования можно понять в значительной степени без детального знания базовых технологий, таких как блокчейн. Мы сначала представим обзор некоторых основных концепций и того, как работают экосистемы NFT. Для заинтересованных читателей мы затем кратко обсудим два передовых инструмента полезных для NFT платформы сегодня и в будущем: смарт-контракты и децентрализованная идентификация.

Основные механизмы NFT

NFT для произведения искусства состоит из цифрового идентификатора, который публично и постоянно записывается в цифровой реестр - в частности, в блокчейн. Этот указатель является адресом для содержимого NFT, которое обычно, но не всегда, находится вне сети блокчейн, то есть в системе, отдельной от блокчейна, например, на облачном сервере или в так называемой децентрализованной системе хранения, такой как IPFS. (NFT может также включать ссылку на метаданные, например, имя и описание токена).

Вместе с NFT записывается идентификатор учетной записи, соответствующий ее владельцу. Эти идентификаторы учетных записей представляют собой (рандомизированные) числовые значения, а не реальные имена, поэтому по умолчанию владение NFT является псевдонимным. Владелец, конечно, может меняться: NFT могут быть куплены и проданы или просто переданы новым владельцам, а значит, переведены на новые счета.

Чтобы понять, как работают NFT, важно знать несколько ключевых понятий, которые мы сейчас кратко опишем: кошельки, закрытые ключи, майнинг и торговые площадки. В следующих двух подразделах мы предоставим немного больше технических подробностей о системах, обеспечивающих работу NFT.

Блокчейн

Блокчейн — это постоянно растущий список - точнее, упорядоченная последовательность - сообщений, поддерживаемых сетью серверов. Сегодня используется множество различных блокчейнов. Наиболее популярными являются Bitcoin и Ethereum: Одним из показателей их популярности является то, что их совокупная рыночная стоимость на момент написания статьи превышала $1 трлн.

Механика, лежащая в основе блокчейн, может быть довольно сложной и не входит в рамки данной статьи. Однако для того, чтобы понять, что они делают, не требуется большого понимания того, как они работают. Вместо этого полезно представить блокчейн как своего рода цифровую доску объявлений, содержащую последовательность сообщений с несколькими особыми свойствами:

1. Записи только добавляются: Сообщения, однажды размещенные, не могут быть удалены.

2. Неизменность: Сообщения после их размещения не могут быть изменены, равно как и их порядок.

3. Глобальная доступность: Любой может просмотреть полное содержимое блокчейна, т.е. все сообщения.

Эти простые свойства позволяют реализовать удивительно мощную функциональность. Например, передача прав собственности на NFT в данном блокчейне является публично видимой (благодаря их читаемости в мире). Они остаются таковыми до тех пор, пока существует блокчейн, и являются необратимыми (благодаря неизменяемости и возможности размещения только в приложениях).

Кошельки

Поскольку NFT находится в блокчейне, пользователи должны использовать программное обеспечение, специфическое для блокчейна, известное как кошелек, чтобы покупать, продавать, создавать и обеспечивать хранение NFT. Программное обеспечение кошелька работает на пользовательском устройстве, таком как мобильный телефон или ноутбук, и предоставляет графический интерфейс, с помощью которого пользователи могут осуществлять транзакции, связанные с NFT.

Как следует из термина "кошелек", кошельки также позволяют пользователям получать и совершать операции с криптовалютой. Использование криптовалюты является обязательным требованием для покупателей и продавцов NFT, поскольку NFT обычно покупаются и продаются с использованием криптовалюты, являющейся родной для блокчейн, на которых они размещены.

Криптографические ключи

Основная функция кошелька заключается в хранении и защите (криптографического) закрытого ключа, связанного со счетом владельца NFT. Существует соответствующий открытый ключ, который служит для идентификации пользователя и подтверждения подлинности его транзакций.

Закрытый ключ - очень слабо похожий на пароль - позволяет владельцу санкционировать создание, продажу или передачу своих NFT и получать доходы от продажи NFT. И наоборот, он позволяет пользователю тратить криптовалюту на покупку NFT и вступать в права собственности на них. Таким образом, владение закрытым ключом для счета пользователя равносильно владению активами на счете. Другими словами, если пользователь теряет ключ или его крадут, он теряет и свои активы блокчейна - криптовалюту и/или NFT.

Минтинг

Создание NFT — это процесс, известный как минтинг. Чтобы создать NFT, пользователь или платформа, действующая от имени пользователя, вызывает специальную функцию в смарт-контракте, где будет находиться NFT (на некоторых торговых площадках существует форма "ленивого" минтинга, при которой NFT эмитируется на блокчейн только при первой продаже или передаче).

Рыночные площадки

Продаваемые NFT могут быть выставлены на продажу на маркетплейсах - веб-сайтах, которые выступают в качестве фронт-эндов для блокчейн, на которых находятся NFT. Маркетплейсы можно просматривать в обычном браузере (даже без использования кошелька). Помимо рекламы NFT и посредничества в продаже NFT, маркетплейсы также предоставляют технические инструменты для создания смарт-контрактов NFT. Взамен они получают комиссионные с продаж NFT.

В качестве примера можно привести один из крупнейших на сегодняшний день рынков NFT - OpenSea. NFT на OpenSea находятся на блокчейне Ethereum, и поэтому цены на NFT на OpenSea котируются в Ether (ETH), родной криптовалюте Ethereum. Для создания, покупки или продажи NFT большинство пользователей взаимодействуют с OpenSea с помощью кошелька, известного как Metamask, который доступен в виде плагина для браузера.

Принципиальная схема экосистемы NFT
Принципиальная схема экосистемы NFT

NFT состоит из указателя, хранящегося в блокчейне вместе с идентификатором учетной записи владельца. Указатель — это адрес файла, содержащего данные NFT (например, изображение или видеофайл). Этот файл находится в хранилище, обычно отдельном от блокчейна, например, на облачном сервере. Учетная запись владельца NFT имеет связанный с ней закрытый ключ, который владелец хранит в своем кошельке. Этот ключ разрешает продажу (или передачу) NFT, а также управляет криптовалютой. Торговая площадка в виде веб-сайта выступает в качестве портала для пользователей, отображая и выставляя NFT на продажу или аукцион, а также являясь посредником при продаже и облегчая создание NFT.

Расширенные инструменты NFT

В своей самой простой форме NFT представляют собой цифровые объекты, которые указывают на контент вне блокчейн (или, в качестве альтернативы, могут содержать контент). Чтобы обеспечить надежную куплю-продажу NFT и расширенные возможности, такие как автоматически начисляемые роялти, NFT должны управляться смарт-контрактами, о чем вкратце упоминалось выше. В этом подразделе мы дадим более подробную информацию о смарт-контрактах. Мы также обсудим концепцию децентрализованной идентификации - средства создания учетных данных с сохранением конфиденциальности, то есть цифровых представлений личности и характеристик человека.

Смарт-контракты

На блокчейне можно размещать не только транзакции, но и небольшие программные приложения, называемые смарт-контрактами.

Умные контракты могут выполнять транзакции, которые делают больше, чем просто перемещение денег. Они наследуют основные свойства блокчейн (неизменяемость и читаемость в открытом доступе). Вследствие этого они обеспечивают прозрачность, то есть любой может прочитать их код, и целостность, то есть они выполняются точно в соответствии с программой и не могут быть изменены постфактум даже их создателями. В целом, таким образом, смарт-контракт может имитировать доверенную третью сторону, посредника, который честно выполняет финансовые операции и может служить надежным посредником между людьми, не имеющими заранее установленных отношений или причин доверять друг другу.

В качестве простого примера предположим, что Боб хочет продать NFT Кэрол за $7. Без смарт-контракта они окажутся в затруднительном положении. Кто первым передаст свой актив другому?

<p>Концептуальный пример блокчейна. Последовательность из трех транзакций (m1, m2 и m3) перемещает активы между счетами, принадлежащими Алисе (A), Бобу (B) и Кэрол (C).</p>

Концептуальный пример блокчейна. Последовательность из трех транзакций (m1, m2 и m3) перемещает активы между счетами, принадлежащими Алисе (A), Бобу (B) и Кэрол (C).

На рисунке транзакции m2 и m3 вместе осуществляют такой обмен цифровыми активами. В этом примере Кэрол действует первой: она отправляет Бобу 7 долларов до получения NFT. Боб мог бы обмануть Кэрол, не отправив ей NFT, т.е. не выполнив транзакцию m3. Конечно, если бы Боб отправил NFT до получения денег Кэрол, Кэрол могла бы обмануть Боба, не заплатив. Эта проблема обмена товарами таким образом, чтобы ни одна из сторон не могла обмануть, известна как проблема справедливого обмена.

Простым решением является обращение к доверенной третьей стороне. Например, если Боб и Кэрол доверяют Трейси, они могут отправить ей свои активы (NFT и $7, соответственно) и попросить ее произвести обмен. Однако Трейси может взимать большую плату за эту услугу, или ее сервис обмена NFT может не работать, или Боб и Кэрол могут находиться в разных юрисдикциях, так что у одного из них нет надежной юридической защиты, полагаясь на Трейси. Блокчейн предназначен для облегчения коммерции путем устранения доверенных третьих сторон.

Вместо того чтобы полагаться на Трейси, Боб и Кэрол могли бы использовать "умный" контракт для имитации честного исполнения Трейси их обмена. Умный контракт, запрограммированный на честный обмен, может, например, принять от Боба NFT с объявленной ценой продажи ($7). Затем контракт примет 7 долларов от покупателя, например, Кэрол, и, получив деньги, отправит ей NFT.

Прозрачность смарт-контракта гарантирует, что и Боб, и Кэрол понимают, какое именно действие запрограммировано для выполнения контракта (в данном случае - справедливый обмен). Целостность смарт-контракта гарантирует, что он выполняет это действие и не может быть подменен Бобом, Кэрол, программистом смарт-контракта или кем-либо еще.

Разумеется, смарт-контракты могут быть запрограммированы и на выполнение более сложных действий. Сегодня на ряде различных блокчейнов они управляют рыночными площадками NFT, азартными играми, финансовыми инструментами и многими другими услугами - и все это с доверием (виртуальным) доверенной третьей стороны.

Более того, используя системы, называемые оракулами, смарт-контракты могут получать доступ к надежной, актуальной информации с интернет-серверов. В качестве простого примера, если Боб хочет продать свой NFT за 7 долларов, номинированных в Ether (ETH), оракул может получить текущую цену ETH в долларах США, чтобы определить, сколько ETH должен заплатить Кэрол.

Децентрализованная идентификация

Еще один продвинутый инструмент, который блокчейн и особенно смарт-контракты могут сделать доступным — это децентрализованная идентификация (DID). Децентрализованная идентификация в широком смысле относится к идее контроля пользователями своих собственных учетных данных на основе блокчейна, то есть подтверждений личных характеристик. Учетные данные могут подтверждать, что пользователь получил научную степень, проживает в определенной стране, достиг совершеннолетия (например, старше 18 лет) и, следовательно, имеет право подписывать юридические контракты, приобрел в Интернете произведения искусства на определенную сумму и т. д. Учетные данные могут быть созданы без явной связи с реальной личностью пользователя и, таким образом, могут быть использованы в системах блокчейн для обеспечения конфиденциальности.

Один из подходов к созданию DID-учетных данных заключается в том, что авторитетные эмитенты генерируют их от имени пользователей. Например, Департамент автотранспорта может выдавать учетные данные по совершеннолетию. В качестве альтернативы, последние достижения в технологии оракулов позволяют использовать данные на существующих веб-сайтах без каких-либо модификаций для создания учетных данных DID.

Также можно построить системы DID, которые создают уникальные учетные данные для каждого пользователя (или близки к этому). Например, система DID, позволяющая выдавать только одно удостоверение для каждого национального идентификатора (например, номера социального страхования в США) может обеспечить достижение этой цели.

Учетные данные DID могут быть использованы различными способами для обогащения и обеспечения безопасности систем NFT.

Структура и функционирование рынков искусства

Цены на искусство определяются встречей реального или надуманного дефицита с чистым, иррациональным желанием, а ничто так не поддается манипуляции, как желание.

Роберт Хьюз, художественный критик

Искусство — это квинтэссенция символического блага. Без интерпретационной ценности, которой нагружено искусство, это просто краска на холсте. Тем не менее, символическая ценность искусства выражается в иногда астрономических цифрах в реальных деньгах, и в процесс перевода, за который краска на холсте или чучело акулы в формальдегиде становится "ценным" искусством, вовлечен целый ряд участников рынка.

Производство, оценка и потребление современного искусства определяются культурными и экономическими силами, которые действуют на первичном и вторичном рынках. Художники добиваются внимания арт-дилеров, которые, наряду с аукционными домами, играют большую роль в определении того, что является и не является инновационным и важным, а значит, ценным на рынке. Музеи, коллекционеры и критики также играют значительную роль в формировании общественного восприятия и оценки произведений искусства, а вспомогательные поставщики услуг, такие как консультанты, страховщики, фирмы по управлению частным капиталом и финансовыми услугами, поддерживают работу рынка.

Структура рынка современного искусства

Художники, фирмы, критики, сторонние учреждения и покупатели составляют первичный и вторичный рынки современного искусства. На первичном рынке художники продают свои работы дилерам/галеристам, которые продают искусство покупателям, которыми могут быть индивидуальные коллекционеры, музеи, другие дилеры или аукционные дома. На вторичном рынке эти произведения могут снова сменить владельца. Рынок искусства, несмотря на свою сложность, со временем превратился в особую структуру, которая создает и укрепляет эстетическую, культурную и экономическую ценность искусства на рынке, а также в обществе в целом. Социально-экономические, художественные и, особенно, технологические изменения и разработки постоянно бросают вызов этой структуре, одновременно порождая новые возможности.

Художники

Художники и их творения являются отправной точкой первичного рынка искусства. Сочетание навыков, оригинальных идей, а также навыков маркетинга и налаживания связей приводит к художественному успеху. Художники ищут представительства у дилеров, которые могут обеспечить им вход в мир искусства, создать их репутацию, дать их работам известность и в конечном итоге поместить их работы в коллекции важных коллекционеров. Художники могут либо продавать работы напрямую, либо передавать их галеристам или дилерам.

Галеристы/дилеры

Галеристы (это название они предпочитают слову "дилер") обычно являются первой точкой контакта потребителей с искусством и художниками. Галеристы выполняют множество функций, включая, но не ограничиваясь: продажу произведений искусства (как в своих галереях, так и на арт-ярмарках), маркетинг художников, которых они представляют, организуя выставки, которые обычно сопровождаются общественными мероприятиями, такими как вечеринки, интерпретация и объяснение произведений искусства потребителям, продвижение художников и их искусства в публикациях мира искусства, а иногда предоставление произведений искусства во временное пользование другим учреждениям для укрепления репутации художников. Галереи - рискованные предприятия; те, кто преуспел в налаживании отношений с преданными коллекционерами, получают преимущество, но даже успешные галереи, как известно, поддаются конкурентному давлению. Галереи могут иметь стабильный круг художников и организовывать выставки одного художника примерно раз в 18 месяцев для каждого художника (в зависимости от темпов, в которых художник может работать), и/или они покупают работы у художников "a la carte".

Как только галеристы определяют художников, которых они хотят представлять, они договариваются об условиях своих отношений, обычно отказываясь от официальных контрактов из-за невозможности их принудительного исполнения. Таким образом, дилеры и художники связаны в основном моральными обязательствами: дилер соглашается продвигать художника в обмен на право эксклюзивного представительства и долю от продаж. По таким соглашениям о разделе доходов, художники получают деньги только тогда, когда работа продана, и поэтому имеют мало влияния на свои доходы - 50-процентная доля галериста является вполне стандартной. Дилеры часто выступают в роли "финансиста, агента, советника и друга" для своих художников. Часто дилеры работают на вторичном рынке, чтобы дополнить свою деятельность на первичном рынке.

Аукционные дома: Sotheby's и Christie's, основанные в 18 веке, также являются двумя крупнейшими аукционными домами в 21 веке с мощной узнаваемостью бренда. Эти два дома проводят аукционы современного искусства по вечерам подряд - кульминация в мире искусства, событие, привлекающее покупателей со всего мира.

Аукционные дома должны создавать ауру престижа и эксклюзивности, чтобы добиться успеха; покупки на аукционах стоят дорого, но коллекционеры остаются верными, потому что работа от известного дома дает определенный статус и престиж. Аукционные дома, которые традиционно работали только на вторичном рынке, в первом десятилетии 21 века вышли на первичный рынок, бросив вызов рыночной позиции галерей/дилеров.

Покупатели (коллекционеры и инвесторы в искусство)

Коллекционеры искусства варьируются от просто любителей искусства до серьезных инвесторов, причем наиболее серьезные и дорогостоящие коллекционеры представляют собой небольшую и эксклюзивную группу. Богатые коллекционеры часто пользуются услугами профессиональных консультантов по искусству и могут влиять на воспринимаемую эстетическую и экономическую ценность произведений, поскольку провенанс (цепочка владения) играет важную роль в оценке произведений современного искусства; принадлежность к коллекциям людей, известных своей проницательностью, может повысить ценность имени и работ художника. Сегодня, с начала 21 века, коллекционирование произведений искусства — это глобальное явление; коллекционеры представляют все большее число стран, включая развивающиеся регионы, по всему миру.

Однако с развитием рынка современного искусства к людям, покупающим искусство ради искусства, присоединились люди с менталитетом инвестора, приобретающие произведения искусства с намерением перепродать их по более высокой цене. Однако галеристы якобы не одобряют таких "перекупщиков" и их негативное влияние на нормальное функционирование рынка искусства, и вряд ли будут продавать работы известных художников лицам, которые, как считается, заинтересованы только в покупке работ в качестве инвестиций или для их перепродажи. Поэтому галеристы, как правило, продают значимые произведения в основном хорошо знакомым им людям, которые, как известно, являются "серьезными" коллекционерами, и эта практика привела к убеждению, что первичный рынок — это маленький, клубный, закрытый мир, не открытый для начинающих коллекционеров.

Инвестиционные фонды искусства, которые впервые появились в середине-конце 20 века, не были однозначно успешными, предположительно потому, что рассредоточенность художественной экономики и неденежные мотивы художников, а также в значительной степени символическая ценность искусства затрудняют получение стабильной прибыли при инвестировании в искусство.

Музеи

известно и ожидается, что музеи работают вне рынка искусства, информируя и просвещая потребителей искусства посредством выставок своих высококачественных коллекций, курируемых экспертным персоналом. Музеи влияют на то, какое искусство увидят критики и публика, и, таким образом, могут способствовать построению карьеры художников. Тем не менее, влияние музеев на сделки и цены в мире искусства является косвенным и его трудно определить именно потому, что они находятся "вне" рынка. Однако их покупки часто носят постоянный характер, поэтому включение даже одной работы в коллекцию музея часто приносит пользу художнику, повышая его/ее общественный престиж и добавляя респектабельное происхождение его/ее работам.

Критики

Критики оценивают и объясняют произведения искусства на основе своей профессиональной подготовки, которая дает им понимание эстетических систем и атрибутов, делающих искусство достойным и ценным. Комментарии критиков к произведениям искусства формируют общественный дискурс об искусстве, который может создавать и укреплять представления публики о "хорошем" искусстве и влиять на то, как оцениваются конкретные художники и их произведения. Действительно, "критики иногда важнее создателей, - говорит социолог Герберт Ганс, - потому что они определяют, заслуживает ли данный предмет культуры считаться высокой культурой, и потому что они занимаются эстетическими вопросами, которые так важны для культуры".

Комментарии критиков принимают форму рецензий, очерков или резюме. Эти работы выполняют как оценочную, так и репутационную и подтверждающую деятельность художников.

Краткая история (Ethereum) NFTs

Тренд NFT, возможно, резко ускорился в 2021 году, но его корни уходят в 1993 год, в сообщество "cypherpunk". Это сообщество включает в себя сторонников использования криптографии и технологий, повышающих конфиденциальность, как средства достижения социальных и политических изменений.

Самые ранние NFT

История NFT, как и их технологические основы, переплетается с историей криптовалют. Прото-криптовалюты появились еще в конце 1980-х - начале 1990-х годов, например, Digicash - централизованная, но сохраняющая конфиденциальность форма цифровой наличности. Некоторые представители этого раннего сообщества предвидели появление цифровых активов со свойствами, подобными свойствам невзаимозаменяемых токенов.

Одним из ярких примеров является прозорливое, сатирическое сообщение в списке электронной почты, написанное в 1993 году Хэлом Финни, очень ранним пользователем биткойна (по некоторым предположениям, Сатоши Накамото, создатель биткойна. В своем сообщении Финни предложил концептуализировать цифровые деньги как "криптографические торговые карты", подчеркивая уникальные свойства каждой карты/монеты и привлекательность для любителей (в отличие от взаимозаменяемости, т.е. взаимозаменяемости валюты). Еще два десятилетия назад пионеры цифровой валюты рассматривали возможность создания уникальных, криптографически аутентифицированных данных, обладающих свойствами редкости и дефицита.

Хотя NFT обрели культурную популярность в блокчейне Ethereum, считается, что самый ранний пример изображения, встроенного в блокчейн, появился в блоке 138725 биткойна в 2011 году. Вскоре после этого, в 2012 году, в биткойне появились разноцветные монеты. Они стали первым примером использования блокчейна для реализации токена, отличного от родной криптовалюты. Цветная монета — это номинал биткоина, который содержит метаданные, указывающие на его использование в целях, не связанных с криптовалютой. Цветные монеты были предложены в качестве средства представления купонов, реальной собственности, акций компании и т.д. В то время не существовало понятия о том, чтобы связать их с произведениями цифрового искусства.

<p>Электронное письмо Хэла Финни от 1993 года, в котором упоминается идея "криптографических торговых карточек". </p>

Электронное письмо Хэла Финни от 1993 года, в котором упоминается идея "криптографических торговых карточек".

Первоначально NFT майнились на Bitcoin с помощью сервиса под названием Counterparty. Сегодня Ethereum является доминирующей платформой для NFT.

Ранние NFT в Ethereum

Первой NFT в Ethereum была Etheria. Etheria представляла собой форму виртуальной недвижимости в виде доски, состоящей из шестиугольных плиток. Отдельные плитки были представлены NFT, которые можно было (и до сих пор можно) покупать и продавать с помощью смарт-контракта Ethereum. Этерия была представлена на второй конференции разработчиков Ethereum, Devcon. Более 450 из 914 плиток Etheria оставались непроданными более пяти лет, до 13 марта 2021 года, когда создатель проекта напомнил сообществу через Твиттер о давно неактивном проекте. Этерия также содержит, как считается, первая земля NFT.

<p>Этерия: цифровая земля как NFTs</p>

Этерия: цифровая земля как NFTs

В октябре 2015 года была создана первая арт-галерея NFT. На момент написания статьи она все еще функционирует.

Даже в самом начале своей истории NFT не ограничивались фотографиями или рисунками: Существовали и звуковые NFT. Первый NFT, включающий звук, приписывается проекту DJPepe в 2016 году на блокчейне Bitcoin.

2017-2018: Заложены основы NFT

2017 год ознаменовался "бумом ICO", взрывом новых применений взаимозаменяемых токенов Ethereum. В том же году был запущен ряд исторически важных проектов NFT, некоторые из которых остаются ключевыми частями экосистемы NFT. Эти проекты также влияют на формирование доминирующего дискурса вокруг NFT сегодня. Многие проекты, запущенные в 2017 году, примечательны тем, что стали первыми проектами определенной категории. Например, Decentraland стал первым проектом "метавселенной" на базе ETH - он реализован в виртуальной реальности и облегчен с помощью NFT. Cryptokitties была первой успешной игрой на основе NFT, основанной на блокчейне, и вдохновила многие игры на блокчейне, которые мы видим сегодня. Cryptopunks изобрел идею коллекции профилей-фотографий NFT.

<p>Некоторые заметные проекты NFT, выпущенные в 2017 году, с описанием того, почему они важны.</p>

Некоторые заметные проекты NFT, выпущенные в 2017 году, с описанием того, почему они важны.

В период с конца 2017 года по начало 2018 года также появились два важных и долговременных катализатора торговли NFT на вторичных рынках: торговые площадки, такие как OpenSea, и стандартизация, в частности введение стандарта токенов ERC-721, стандарта, делающего NFT совместимыми со смарт-контрактами.

OpenSea, запущенный в декабре 2017 года, стал первым peer-to-peer маркетплейсом для NFT. По состоянию на март 2022 года она стала крупнейшей торговой площадкой для таких товаров, где более 1,5 млн пользователей регулярно совершают сделки на сумму более $2+ млрд в месяц каждый месяц. Другие известные биржи, запущенные в 2018 году, включают SuperRare.io и KnownOrigin.io.

Стандарт ERC-721 для NFT был выпущен OpenZeppelin вскоре после создания OpenSea, в марте 2018 года. ERC-721 — это открытый стандарт, который определяет, как NFT должны быть определены и реализованы. До появления ERC-721 проекты должны были реализовывать собственный код смарт-контрактов для своих NFT, что приводило к невозможности взаимодействия смарт-контрактов NFT друг с другом и, как следствие, к трениям на рынке и плохому пользовательскому опыту. ERC-721 включает стандартизированные интерфейсы для смарт-контрактов, управляющих NFT, что позволяет передавать NFT между смарт-контрактами, созданными разными организациями. Такая совместимость помогла катализировать экосистему NFT.

2018-2020: Сообщество NFT расширяется

Период с 2018 по 2020 год был периодом роста, когда создатели экспериментировали с NFT без особого шума. Сообщество все еще было относительно небольшим и не находилось в центре общественного внимания. В январе 2018 года была организована первая конференция NFT: фестиваль редкого цифрового искусства (R.A.R.E.). Генезисом мероприятия стал твит. Твиттер продолжает играть важную роль в катализации роста NFT и в эволюции сообщества. С тех пор R.A.R.E. обогнали по популярности и размеру другие мероприятия, такие как NFT.NYC и NFT.LA.

<p>Твит, который привел к R.A.R.E., первому значимому событию NFT.</p>

Твит, который привел к R.A.R.E., первому значимому событию NFT.

Продвижение NFT также использовало форматы, посвященные радио: Первый подкаст на тему NFT под названием Digitally Rare был запущен в июле 2018 года. Первый журнал, посвященный NFT, MagNFT, был выпущен в конце 2019 года. Первый информационный бюллетень, посвященный NFT, Nifty Report, был выпущен в декабре 2019 года. Все три издания продолжают выпускать контент и сегодня.

В этот период сообщество NFT впервые начало взаимодействовать и с традиционным миром искусства. Как обсуждалось в разделе 3, первый случай, когда произведение изобразительного искусства из мира физического/традиционного искусства было токенизировано, то есть представлено в форме NFT, произошел в сентябре 2018 года. 31,5% акций (физической) картины Энди Уорхола под названием "14 маленьких электрических стульев" было продано через смарт-контракт на аукционной платформе Maecenas нескольким инвесторам за 1,7 млн долларов США. В аукционе приняли участие 800 претендентов.

<p>14 маленьких электрических стульев Энди Уорхола (1980)</p>

14 маленьких электрических стульев Энди Уорхола (1980)

Такие продажи физических произведений искусства через NFT стали популярными отчасти потому, что они предлагают простой способ дробной продажи произведений и дают инвесторам чувство собственности, более прямое, чем инвестиции в художественный фонд. Например, бывший руководитель Christie's создал компанию под названием Particle, задача которой заключается в разделении произведений искусства на 10 000 долей (называемых "частицами") для продажи инвесторам.

Превращение материальных товаров в нематериальные активы привело к появлению различных форм философских комментариев о взаимодействии между физическим и NFT-искусством. Например, группа под ником @burntbanksy в Твиттере вела прямую трансляцию сожжения оригинальной гравюры Бэнкси (1/500 под названием "Придурки"). Впоследствии они продали NFT, представляющий уничтоженный принт.

В этот период художники также экспериментировали с новыми видами компьютерно-генерируемого искусства, с аспектами, уникальными для технологии NFT. В апреле 2019 года Autoglyphs от Larva Labs стал первым генеративным NFT-произведением на блокчейне. Генеративное художественное произведение — это произведение, созданное компьютерным кодом хотя бы частично автономно, то есть без полного руководства со стороны художника. В случае генеративного искусства в NFT, код сам является частью NFT и получает компьютерные данные от NFT. Это явление не ограничивается картинами: В феврале 2021 года компания Eulerbeats стала пионером первого случая алгоритмически генерируемой на цепочке музыки NFT, то есть музыка, которая была произведена в художественном произведении, является результатом работы компьютерной программы с входами и выходами, хранящимися на блокчейне в форме NFT.

2020 год ознаменовался началом публикации артистами мейнстрима своих работ в форме NFT. Продажа 10 NFT за 6 миллионов долларов в декабре 2020 года канадским музыкантом Grimes стала знаковым событием в музыкальном сообществе. В начале 2021 года Rolling Stone заявил, что музыкальные NFT стали мейнстримом, отметив, что Kings of Leon стали первой группой, выпустившей новый альбом в виде невзаимозаменяемых токенов (NFT) в марте 2021 года - с большим успехом.

Летом 2021 года известный традиционный художник Дэмиен Херст объявил о продаже серии из 10 000 нарисованных вручную точечных работ на бумаге под названием "Валюта". Он предоставил покупателям возможность получить физическую работу или уничтожить ее и представить как NFT.

Известные аукционные дома, такие как Sotheby's, Christie's, Phillips и другие, также начали проводить продажи NFT, поскольку NFT привлекли внимание влиятельных художников. Одним из ярких примеров растущего признания NFT в художественном сообществе стала продажа компанией Christie's за 69 миллионов долларов арт-объекта NFT "Everydays" цифрового художника Майка Винкельмана (имя художника Beeple). Благодаря этой продаже NFT оказались в центре внимания СМИ, а Beeple получил известность за пределами криптовалютно-художественных кругов, в которых он был известен ранее.

NFT в начале 2022 года

Подобно тому, как развитие технологий для криптовалют идет бешеными темпами, технологии и причуды в мире NFT тоже меняются. Описание текущего состояния экосистемы NFT через несколько месяцев уже не будет актуальным. Поэтому вместо этого мы предлагаем обзор ландшафта NFT в начале 2022 года, обращая внимание на то, что мы считаем наиболее значимыми новыми и популярными формами NFT с акцентом на искусство и коллекционные товары.

Типы участников рынка

Наши интервью с художниками и энтузиастами NFT показывают, что сообщество NFT часто распределяет своих членов на четыре роли: коллекционеры, создатели (художники и разработчики), инвесторы и флипперы.

Конечно, эта таксономия является нечеткой. Отдельный человек или организация могут занимать более одной из этих ролей и могут переходить от одной роли к другой или между ними с течением времени. Действительно, мотивация покупателя при приобретении NFT может быть многогранной. Тем не менее, мы считаем, что эти категории дают достаточно точное представление о том, как само сообщество воспринимает своих членов.

  • Коллекционеры - люди, которые систематически собирают NFT
  • Инвесторы - люди, которые покупают для долгосрочного повышения цены NFT
  • Флипперы - люди, которые покупают для получения краткосрочной торговой прибыли
  • Художники и разработчики - создатели

Коллекционеры

Термин "коллекционер" в мире традиционного искусства часто относится к человеку, который приобретает искусство в качестве ценителя. Некоторые покупатели NFT имеют схожие мотивы. Например, DCInvestor и Punk 6529 публично заявили, что собирают ранние произведения цифрового искусства, созданные на блокчейне, ради сохранения их для будущих поколений, например, в виртуальном музее, доступном для посещения широкой публикой в Интернете. Действительно, как знаменитости, так и состоятельные люди, не имеющие отношения к криптовалютам или технологиям блокчейн, стали коллекционерами ценных NFT.

Творцы (художники и разработчики)

Художники и разработчики смарт-контрактов создают искусство и инфраструктуру, которые поддерживают экосистему NFT. Многие из них приобретают NFT, нередко в качестве подарков от друзей или коллег-художников. Таким образом, они представляют собой особый класс коллекционеров и ценителей вкуса. Хотя есть примеры известных художников, которые были или являются коллекционерами (например, Дэмиен Херст), легкость, с которой могут быть установлены отношения и переданы NFT, сделала взаимодействие между творцами особенно оживленным в сообществе NFT. Например, творцы объединяются для проведения цифровых мероприятий. Творцы в традиционном мире искусства также проводят совместные мероприятия, но скорость и георазнообразие интернет-культуры означает, что художники могут проводить цифровые мероприятия чаще и проще, чем мероприятия в галерее. Например, выдающийся криптохудожник Фарох проводит еженедельные подкасты с другими NFT-художниками, которые доступны всем, у кого есть подключение к Интернету, в отличие от эксклюзивных мероприятий, проводимых традиционными галереями в физическом мире. Другой известный NFT-художник, FVCKRender, хорошо известен в сообществе как заядлый коллекционер, а также как художник. Например, его профиль на OpenSea показывает, что он владеет более 1500 NFT, созданных другими художниками.

Инвесторы

Другая категория покупателей NFT — это те, кто стремится получить прибыль в долгосрочной перспективе, основываясь на проницательном предвидении развивающихся вкусов сообщества NFT и динамики рынка. Некоторые из этих инвесторов, как частные лица, так и институциональные инвесторы, напоминают инвесторов на традиционных рынках искусства.

Смарт-контракты, однако, также привели к появлению NFT-инвесторов, для которых аналоги в традиционном мире искусства редки или вовсе отсутствуют. Например, многие NFT-инвесторы вкладывают средства в дробное владение или акции дорогостоящих произведений искусства, что является относительно непопулярной практикой на традиционных рынках искусства. Например, сайт fractional.art позволяет любому владельцу фракционировать свой NFT в хранилище смарт-контрактов, которое выпускает частичные акции NFT, которые затем можно обменивать и продавать. Такая практика позволяет инвесторам получить доступ к NFT, которыми они не могут позволить себе владеть в полном объеме.

Некоторые инвесторы вкладывают средства в NFT посредством децентрализованных автономных организаций (DAO) - смарт-контрактов, которые реализуют институциональные инвестиции с правилами управления, навязанными кодом. Например, члены SharkDAO используют DAO для дробления Nouns, дорогой разновидности NFT. Существует множество подобных ДАО для других дорогих NFT, например, CryptoPunks, Bored Apes и т.д.

Флипперы

Последняя категория участников экосистемы NFT — это флипперы: особый класс инвесторов, которые держат NFT в течение очень короткого периода времени. На традиционных рынках произведений искусства флиппинг не одобряется и не поощряется. Однако на рынках NFT это обычная практика (хотя ее можно предотвратить и иногда предотвращают, устанавливая в смарт-контрактах минимальные сроки хранения NFT). Многие флипперы NFT демонстрируют поведение, подобное поведению арбитражеров на традиционных финансовых рынках: Они используют технически сложные стратегии для использования арбитражных возможностей между различными рыночными платформами, получают приоритетный доступ к NFT перед широкой публикой, чтобы продать их по более высокой цене (frontrunning) и т.д. Действительно, некоторые известные арбитражеры, такие как MEVCollector и SneakyNinjaPants, публично обсуждают и арбитражируют как криптовалютные, так и NFT сделки в поисках прибыли.

В следующей статье мы разберёмся с категориями NFT, местами взаимодействия участников рынка, поговорим про будущее NFT для предметов искусства и коллекционирования и технологии, включая динамические NFT (dNFT).

Телеграм канал про web3 разработку, смарт-контракты и оракулы.

66 показов
2.7K2.7K открытий
Начать дискуссию