О договоре работы по часам. Как я строю работу с клиентами по часам и почему для меня это оптимальный вариант

Привет! Я Лена Плинер, ux/ui дизайнер интерфейсов. Работаю как попроектный дизайнер. Сотрудничаю с заказчиками и командами разработчиков. Запускаю MVP, пересобираю и улучшаю уже существующие проекты.

Занимаюсь дизайном больше 10 лет и мне всегда есть что рассказать. Делаю это в своем телеграм-канале, где пишу о том какие проекты запускаю и как, о рутине, процессах, а иногда о чем-то личном )

В этой статье я хочу рассказать о схеме работы по часам, которую предлагаю клиентам более 4-х лет и как устроен мой договор.

Схема работы и договор работы по часам

Расскажу том почему я выбрала вариант работы по часам и как выглядит договор, с которым я работаю. Сразу скажу, что он отображает мои принципы и мою индивидуальную схему работы.

Мои проекты часто объемные, сложные, содержащие на старте общие требования, которые в процессе работы трансформируются. Поэтому для клиента и для меня важна гибкость работы.

Основная цель схемы работы по часам — гибко реагировать на изменения бизнес и технических требований в процессе разработки проектов

Какие проекты требуют гибкого подхода?

Такое деление очень условно и служит для демонстрации разных ситуаций. В одном проекте может быть и сложность и инсайты и новые фичи и долгие месяцы разработки и возврат к уже выполненной работе ради улучшения сценария.

Длительные проекты

За время работы над проектом могут появиться новые тренды, технологии, результаты исследований, метрики и прочее прочее, что потребует внесения новых изменений, переработку логики, функционала, графического оформления.

О договоре работы по часам. Как я строю работу с клиентами по часам и почему для меня это оптимальный вариант

Объемные проекты

Большое количество данных в документации сложно проанализировать и фиксировано оценить. В процессе работы над проектом я делаю анализ и проверяю данные на соответствие требованиям проекта. При необходимости (а это бывает часто) корректирую задачу, обсудив с клиентом все детали.

Когда видишь результат своими глазами, часто приходит озарение)
Когда видишь результат своими глазами, часто приходит озарение)

Проекты с высокой долей неопределенности

Проекты, где на старте есть только общее описание. Детализация требований проводится в процессе работы над проектом. Появляются новые инсайты, планы.

На старте клиент сразу озвучил, что будут изменения в процессе работы. 
На старте клиент сразу озвучил, что будут изменения в процессе работы. 
О договоре работы по часам. Как я строю работу с клиентами по часам и почему для меня это оптимальный вариант

Основные плюсы и минусы договора работы по часам.

Плюсы

1. Гибкость

По мере работы появляются новые детали, требования, идеи. Эти изменения могут появиться на любом этапе разработки от любого участника команды: программистов, маркетологов, аналитиков, самого клиента. Команда может гибко реагировать на изменения в функционале, сценариях, структуре и быстро адаптироваться к ним, даже если нужно вернуться назад.

2. Прозрачность

Заказчик видит на что потрачен каждый час работы и какой результат достигнут за это время. Это снимает вопрос напряжения по поводу стоимости проекта. В любой момент в режиме реального времени можно контролировать процесс расхода, перестраивать бюджеты и приоритеты.

Фрагмент отчета о расходе часов. Пользуюсь Bitrix24. У всех моих клиентов постоянный доступ к проекту и отчетам
Фрагмент отчета о расходе часов. Пользуюсь Bitrix24. У всех моих клиентов постоянный доступ к проекту и отчетам

3. Оптимизация

Отслеживая расход часов можно оптимизировать бюджеты и процессы, фокусироваться на важных задачах, меняя их приоритетность.

Минусы

1. Отсутствие фиксированной стоимости.

2. Риск перерасхода времени и ресурсов.

Нужно планировать и контролировать разработку для эффективного использования ресурсов. При необходимости менять приоритеты. Ну и вовремя останавливаться, конечно)

3. Необходимость активного участия клиента.

Клиент должен быть на связи, активно вовлекаться в проект, предоставлять обратную связь, участвовать в принятии решений.

Ключевые моменты моего договора

  • Клиент ставит задачи в рамках оплаченных часов*.
  • В договоре нет жестко зафиксированного ТЗ.
  • Нет конечных сроков и цен.
  • Клиент с первого дня получает доступ к отчетам о выполненных задачах и расходе часов.

*Схема оплаты при работе по часам может быть разной. У крупных агентств и студий обычно пост-оплата за закрытые часы. Я беру предоплату, формирую график загрузки вперед.

Каких принципов я придерживалась при создании договора

  • Четкость терминов и ничего лишнего.

Для клиента в договоре только те базовые определения и термины, которые касаются моего процесса работы.

О договоре работы по часам. Как я строю работу с клиентами по часам и почему для меня это оптимальный вариант
  • Понятная структура.

Текст договора разбит на тематические пункты. Один пункт описывает конкретный этап или процесс работы. Так клиенту будет намного проще понимать как построен процесс. Материалы — отдельный пункт, мои контакты — отдельный пункт, как передается результат— отдельный пункт и так далее.

О договоре работы по часам. Как я строю работу с клиентами по часам и почему для меня это оптимальный вариант
  • Пункты размещены в порядке важности информации.

1. Определения
2. Предмет договора
3. Финансовые условия
4. Ответственное лицо
5. Сроки выполнения работ
6. Порядок выполнения работ
и так далее.

  • Не перегружен ненужными смыслами, формулировками, дублированием пунктов, от слов-паразитов.

Я почти избавилась от ненужных длинных пунктов, убрала длинный список терминов, дублирующую информацию. На данный момент мне нужно переработать длинный путанный пункт об Ответственность Сторон и Порядке разрешения споров. В планах заняться им, сократить и избавиться от ненужного бюрократизма.

Для меня такое составление пунктов излишне бюрократизировано и излишне
Для меня такое составление пунктов излишне бюрократизировано и излишне
  • Понятно описывает условия, схему и возможности работы

В договоре просто и понятно описано наше взаимодействие с клиентом. Описаны ситуации, которые могут возникнуть в процессе работы и дан ответ на них. Например:

— в какие сроки клиенту лучше дать обратную связь, чтобы проект не встал на паузу

— в какие сроки я смогу возобновить работу, если клиент пропадает на длительное время (все мы знаем, что такое бывает)

— в каких мессенджерах мы можем созваниваться

— куда и как я передаю результат работы

— где смотреть отчет о расходе часов

— кто получает доступ к этому отчету

и так далее.

Я периодически проверяю договор на актуальность и что-то правлю в нем.

Я не претендую на идеальность документа. В нем есть неточные некритичные (по словам юриста) юридические формулировки.

Я рекомендую при использовании договора адаптировать его под свои условия работы и юридический статус, проверить верность нумерации пунктов. И воспользуйтесь консультацией юриста для актуализации договора, лишнем не будет.

Надеюсь, статья была интересна и полезна. Буду рада слышать мнения коллег.

Спасибо за внимание!

Обо мне, моей работе, проектах и о том, что мне интересно в моем телеграм-канале Дизайнер на всю голову.

55
1 комментарий

Комментарий

Ответить