Психология в дизайне: Гештальт-принципы с понятными примерами

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему некоторые дизайны кажутся вам более привлекательными, чем другие? Или почему некоторые продукты мгновенно привлекают ваше внимание на полке магазина? Это не только заслуга таланта дизайнера, но и знание психологии.
🧠 Теория Гештальта играет важную роль в понимании того, как мы воспринимаем визуальную информацию. Эта теория основывается на простой идее: «целое больше суммы его частей». Существует несколько основных принципов, которые помогают нам понять, как мы группируем объекты в нашем восприятии:
Близость - элементы, расположенные близко друг к другу, мы воспринимаем как группу.
Сходство — объекты, похожие по форме, цвету или размеру, мы также группируем вместе.
Продолжение или непрерывность — наше внимание склонно следовать за направлением, в котором линии или формы располагаются.
Замкнутость — мы склонны видеть целые фигуры даже тогда, когда они не полные.
Симметрия и порядок — симметричные объекты воспринимаются как единое целое.
Фигура и фон — мы разделяем элементы на «фигуры» и «фон» на основе их расположения и контрастности.
На двух примерах для начала покажу принципы сходство и близость.
Сходство помогает нам создать визуальные связи между похожими элементами. Например, в рекламе 7up цвет банки гармонирует с цветом листьев и фруктов, заставляя нас ассоциировать продукт с натуральностью и свежестью.

Психология в дизайне: Гештальт-принципы с понятными примерами

Близость, заставляет нас воспринимать информацию более структурированно, даже, если элементы различаются, как это видно в примере с упаковкой шоколадного молока, где текст сгруппирован таким образом, что формирует изображение бутылки.

Психология в дизайне: Гештальт-принципы с понятными примерами

Исследуем еще один принцип гештальта — продолжения или непрерывности, который позволяет делать дизайн более целостным, интуитивно понятным, и вместе с этим — лаконичным.

Принцип продолжения или непрерывности работает благодаря нашей склонности сопровождать взглядом непрерывные линии, игнорируя остальное
. При этом, элементы, расположенные на линии или кривой, воспринимаются как связанные, поэтому, когда взгляд следует по ним, он будет создавать в голове историю без слов.
Мы можем использовать принцип непрерывности, чтобы помочь взгляду пользователя пройти по определенному пути в дизайне или буквально направлять взгляд в нужную нам область.
На логотипе Amazon взгляд бессознательно направляется от А до Z, говоря о том, что на Amazon есть все товары от А до Я
Ряды бутылок Coca-Cola ведут нас прямо к изображению фабрики, что символизирует продолжающееся производство напитка, и создаёт ощущение надежности и бесконечности бренда, как будто говоря нам: «Coca-Cola будет с вами всегда».
Реклама Heinz с фри, летящими к бутылке кетчупа. Взгляд следует за дорожкой из картошек фри, благодаря чему создается динамика и ощущение притяжения, словно фри не могут устоять перед этим вкусом.

Психология в дизайне: Гештальт-принципы с понятными примерами

Получается, использование этого принципа позволяет создавать работы, которые не только привлекают внимание, но и заставляют зрителя думать и чувствовать определенным образом, при этом не перегружая дизайн. А это нам и нужно: )

Следующий принцип «Фигура-Фон»
. Он касается того, как мы воспринимаем пространство и можем отличать фигуры от окружающего их фона. Фигура — это объект, который сразу привлекает внимание зрителя, в то время как фон играет роль контекста и создает полноту картине. И вот, когда передний и задний план создают два отдельных изображения, все становится намного интересссссней…

И в заключении: принципы замкнутости и симметрии.
Принцип замкнутости играет с нашей способностью воспринимать неполные образы как законченные
.
Возьмем логотип WWF: наш мозг самостоятельно «замыкает» форму панды, хотя видим лишь ее контуры.
Так же элегантный плакат Moda Estate 1962 вызывает чувство стиля, несмотря на минимализм в деталях.
Эти визуальные трюки сделают дизайн не только лаконичным, но и запоминающимся.

Симметрия приносит порядок и гармонию в дизайн, позволяя элементам балансировать друг друга
. Такие элементы воспринимаются глазом, как единое целое, создают ощущение стабильности и упорядоченности.
Симметрию часто используют в логотипах, чтобы добиться гармоничного и сбалансированного дизайна. Примеров таких логотипов множество: Target, McDonald’s, Chanel, Starbucks и т. д.

Так же симметрия – хороший инструмент и для рекламных плакатов:
Пирожное McCafé, заключённый в симметричные руки, создаёт иллюзию бургера, играя на знакомых формах и контрастах, делая отсылку к основному бренду McDonald’s, его вкусу и качеству.
Конечно, симметрия не является универсальным решением для любого дизайна — и не должна быть. Есть тонкая грань между сбалансированным и “слишком симметричным” дизайном, поэтому, иногда в работах можно использовать лишь легкие намеки на нее.
Например, в рекламе мяча Spalding, почти симметричное расположение фигуры подчеркивает единство прошлого и настоящего, и долговечность спортивного бренда.
В афише к спектаклю «Щелкунчик» использование симметричных и асимметричных элементов создает динамический, но в то же время сбалансированный образ.
А намек на симметричное изображение разных людей в рекламе комитета спасения визуально передает идею множества уникальных историй.

Психология в дизайне: Гештальт-принципы с понятными примерами

Такие дела: ) Надеюсь, было полезно и вдохновляюще

22
Начать дискуссию