Забытые советские иллюстраторы: нашли подшивку «Мурзилки» за 1953 год
В мае журналу «Мурзилка» исполняется 100 лет. А к нам в руки попала редкая вещь — 12 номеров за 1953 год. Как больше 70 лет назад выглядели иллюстрации советских художников? Зовём вас в новое ретропутешествие в рубрике «Вдохновение дизайнера».
16 мая 2024 года журналу «Мурзилка» исполнится 100 лет. В 2012 он попал в Книгу рекордов Гиннесса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания». Номера «Мурзилки» выходили даже во время Великой Отечественной войны.
С журналом в разные годы сотрудничали известные детские писатели и поэты — Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков и другие. Но нам интереснее посмотреть на работы советских иллюстраторов. Авторские рисунки — одно из любимых направлений дизайн-студии «Магвай». Иллюстрации помогают задать нужное настроение проекту, добавить юмора, представить просто сложные вещи и заинтересовать пользователя.
Иллюстрациям мы посвятили несколько материалов.
Недавно, разбирая старые книги в семейной библиотеке, один из наших ребят нашёл подшивку журнала «Мурзилка». Рассматривали всей командой! Плотные, но пожелтевшие и потрёпанные страницы со следами карандашей и ручки, пятнами от чая — видно, журналы часто читали. Интересно, что маленькой девочке или маленькому мальчику, которые когда-то листали эти выпуски, сейчас должно быть около 80 лет…
Другое время, другая страна и другие художники. К сожалению, имена многих авторов сегодня остались разве что на страницах старых книг и… журнала «Мурзилка». Мы решили это исправить. И приглашаем вас на виртуальную выставку советских иллюстраторов!
История «Мурзилки»
Первый номер вышел 16 мая 1924 года. Но и до этого для маленьких читателей издавали периодику. В Москве выходила «Рабочая газета» с приложением для детей. Первая официальная «Мурзилка» также была частью «взрослой» газеты.
Интересно, что сначала журнал издавался для совсем маленьких читателей: от 4 до 7 лет. В 1925 году ему даже собирались сменить название на «Октябрёнок». Но позже «Мурзилка» «повзрослел» — редколлегия стала наполнять журнал рассказами и стихами, которые интересны детям до 12 лет.
При этом главная идея журнала — воспитание в духе коммунизма — сохранялась на протяжении всего существования СССР. Уже в первом номере появился рассказ «Первое мая». Примечательно, что иллюстрации были чёрно-белые.
А в памятный для истории 1953 год на страницах апрельского номера юные читатели находили стихи и иллюстрации, посвящённые Сталину.
Но откуда же взялось название «Мурзилка»? Есть две версии. По одной из них журнал был назван в честь персонажа из рассказов писателя Александра Фёдорова-Давыдова — щенка Мурзилки. Однако эти рассказы появились вместе с журналом. Авторство слова «мурзилка» принадлежит писательнице Анне Хвольсон. Кстати, Незнайку первой тоже придумала она.
Анна Хвольсон сочиняла тексты для комиксов канадского художника Палмера Кокса. Ещё в 1889 году вышла её книга «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А. Хвольсон с 182 рисунками Кокса». Тогда Мурзилка ходил во фраке и цилиндре, имел трость и был лентяем. Именно о нём и вспомнили первые авторы журнала «Мурзилка».
Как у журнала появился тот самый маскот
Весёлый герой, пушистый, жёлтый и в красном берете, — известный многим поколениям персонаж. Но тот Мурзилка, которого мы знаем, появился не сразу, а ещё он пропадал на целое десятилетие.
Первым был щенок Мурзилка, тот самый, о котором написал рассказ Александр Фёдоров-Давыдов. Собачка путешествовала по страницам журнала вместе с мальчиком Петей.
И что только не происходило с Мурзилкой: он ночевал в клетке с белым медведем, летал на воздушном шаре, дружил с пионерами. И всё же щенок не устраивал редколлегию, да и читателей. Поэтому через какое-то время он исчез.
Новый образ, того самого жёлтого, как одуванчик, Мурзилку, в 1937 году придумал художник Аминадав Каневский. Он иллюстрировал такие детские книги, как «Мойдодыр» Корнея Чуковского, «Золотой ключик» Алексея Толстого, создавал плакаты и карикатуры. Отличительной чертой таланта Каневского был юмор. Он мог рассмешить своими добрыми рисунками детей и заставить хохотать над сатирическими произведениями взрослых.
В таком виде Мурзилка появлялся на страницах журнала недолго — до 1941 года, а потом пропал. Снова вернулся к читателям персонаж только в 1954 году. Так выглядела обложка журнала в 1953 году.
А теперь приглашаем разглядывать картинки и знакомиться с художниками!
О чём «говорили» советские иллюстраторы
В номерах за 1953 год много поучительных рассказов, а также патриотических историй, посвящённых родине, вождям и знаковым событиям в жизни СССР. Вот лёгкой акварелью художник Владимир Богаткин изобразил монументальный объект, гордость одной из Великих строек коммунизма — Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина.
А вот к рассказу о жизни Чапаева создал иллюстрацию Валериан Щеглов. Ещё в годы Гражданской войны он прославился своими плакатами. В середине 30-х Щеглов увлёкся иллюстрациями к детским книгам, впрочем, тема борьбы пролетариата его не оставляла. Это его рисунки видели дети, которые зачитывались «Молодой гвардией» и «Ленинским броневиком».
Щеглову в журнале принадлежат и другие иллюстрации — к ульчской сказке «Мыргы» о славном юноше, который победил трёхглавого Дябду.
Часто в номерах 1953 года можно встретить очерки о народах дружественных стран. Так появляются работы Ювеналия Коровина к рассказу «Маленький учитель» о китайском мальчике Ван и его дедушке.
Яркими пятнами оживает в глазах советских детей далёкая Индия. Иллюстрации из своего путешествия привёз советский и киргизский художник Семён Чуйков. Он видел красоту в природе и простых рабочих людях. Это его «Дочь Советской Киргизии» взяла золотую медаль в Брюсселе на Всемирной выставке в 1958 году.
Итальянских коммунистов представил юным читателям другой известный живописец Виталий Горяев. Он начал публиковаться с 11 лет. Первые рисунки появились в 1921 году в газете «Забайкальский рабочий». Жизнь Горяева вообще складывалась интересно. В 20-е годы он познакомился с Владимиром Маяковским. Именно Виталию Горяеву поэт доверил оформление своих выставок. В годы войны художник сначала трудился в «Окнах ТАСС», а позже был художественным руководителем сатирического журнала «Фронтовой юмор», который выпускался прямо на фронте.
В 1958 году Виталий Горяев был одним из первых советских художников, побывавших в США. После этой поездки он второй раз создал иллюстрации к «Приключениям Тома Сойера» и «Приключениям Гекльберри Финна». Но и первые работы 1948-го года были настолько хороши, что их приобрели сразу два музея — Третьяковская галерея и Русский музей.
В 1953 году в редколлегию журнала «Мурзилка» входил художник Андриан Ермолаев. Поэтому его работы можно встретить почти в каждом номере. Новогодние праздничные рисунки, Снегурочка, которая, кажется, вот-вот пропадёт, как виденье, и реалистичные городские пейзажи Румынии.
Есть в журнале и рисунки на «детские» темы. Для стихотворения про неряху Нанули персонажей оживил тот самый Аминадав Каневский, который придумал жёлтого Мурзилку. Добрые и смешные телёнок, кот, собака и сама неряха Нанули вызывают улыбку.
Имя Владимира Конашевича крепко связано с именами известных писателей: Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Ганса Христиана Андерсена и даже Александра Сергеевича Пушкина. Многие книги, которые читали советские ребята, иллюстрировал именно Владимир Конашевич. Сначала он в своей фантазии превращал строчки в образы, а потом мастерски переносил это на бумагу. Яркие чистые тона, декоративная форма и умение создать иллюзию волшебства — это то, что отличало Конашевича.
В одном из выпусков за 1953 год появилась его иллюстрация к сказке Ершова «Конёк-Горбунок». Конашевич любил работать масштабно, в книгах это означало занять целый лист. И, конечно, детали — важная часть его работ. Чтобы маленькие читатели могли увлечённо рассматривать сказочный мир.
Иллюстрации к сказкам любил создавать и другой художник «Мурзилки» — Евгений Рачёв. Больше всего ему как анималисту нравились сюжеты с животными. За рисунки к басням Крылова Рачёв не раз получал награды. А общий тираж книг с его иллюстрациями — более 75 миллионов экземпляров. В одной из статей сам Рачёв писал: «Если вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке, значит, получилось у меня как в сказке. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую».
Эти работы, с одной стороны, возвращают в детство, туда, где у всех были книжки с картинками. Что-то ностальгическое просыпается внутри, пожалуй, даже у тех, кто родился гораздо позже 1953-го года. С другой стороны, иллюстрации советских художников — это просеянное временем, редакторами и читателями мастерство. Здесь нет случайных картинок, которые попали в журнал, потому что надо было занять место. Видно, как над каждой работой трудился художник, как он проникал в ДНК сказок, стихотворений, как в разных стилях воплощал фантазии на бумаге. Именно это нас вдохновляет!
***
Мы регулярно делимся впечатлениями от выставок, фильмов и других видов искусства в рубрике «Вдохновение дизайнера». Тренируем насмотренность и креатив, присоединяйтесь!
Уже вышли материалы:
Креативная агитация по-немецки: плакаты времён ГДР
Чем советские креаторы привлекали западных туристов — иностранец собрал плакаты СССР
Письмо или картина? Как корреспонденция Акселя Шеффлера стала выставкой (18+)
Малоизвестные картины с выставки «Сюрреализм и магия»
Фотограффити из Берлина: как исчезающее искусство помогло создать образ дизайн-студии (18+)
Мурзилка — форева 🤘🏻
Супермен моего детства (-:
На последней картинке истина
Абсолютно! Эта фраза должна стать девизом всех дизайнеров!
Комментарий удален модератором
Словно на пару минут возвращаешься в детство ❤️
Эх,хороший был журнал ,сейчас не знаю ни одного детского журнала с поучительными рассказами и красивыми иллюстрациями, который не страшно было бы дать детям почитать
Кайф какой! Узнал, наконец-то, оттуда взялся Мурзилка :))
Рады, что статья оказалась полезной! Действительно, для многих поколений - это культовый журнал из детства, но мало, кто знает - откуда он взялся)
Иллюстрации топчик, но футурама круче)
В 1953 году не было футурамы) кстати, будет интересно посерчить, чем или кем вдохновлялись создатели Футурамы
Тупо фантастику пересматривали они. Они не то чтобы вдохновлялись, им концептуально нужно было уйти от бытовой проблематики и юмора Симпсонов.
Хм, я тут самый старый наверное. Помню, в детстве была подписка на мурзилку, пионерскую правду, комсомолку, журнал юный техник, юный натуралист, все как полагается продвинутому октябренку пионеру- короче, в 5 или 6 лет увидел один комикс или как это называется, короче в одном выпуске была нарисована ведьма, которая упекла детишек в подземелье за то, что они бросали хлеб на землю или что то вроде такого, после этой ведьмы я получил такую психологическую травму, что до сих пор обращаюсь к психотерапевту. Ведьма была страшной, подземелье с пауками или кто там был тоже
Мы тоже помним "Юный натуралист", отличный журнал.
Что же касается комикса, то, видимо, вместе с развлекательной функцией туда грубо была подмешана и социально-воспитательная (то, как ее видели авторы). Жаль, что вы на такое наткнулись в детстве.
А комментатор ниже права: реальные сказки Братьев Гримм - это тоже гарантированная психотравма. Наша сотрудница, изучая немецкий язык, писала диплом на тему "Насилие в сказках Братьев Гримм" на основе первых изданий в оригинале и чего там только не было: убийства, насилие, каннибализм и тд. Вильгельм Гримм, один из братьев, до самой смерть редактировал и переиздавал сказки, пытаясь их смягчить. Но это уже совсем другая история, как говорил Леонид Каневский :)
в наших сказках и того похлеще - илья муромец 33 года на печке лежал(советская статья уголовного кодекса за тунеядство); непонятные отношения крокодила гены и чебурашки(советская статья уголовного кодекса за мужеложство); сказка про аленушку и братца(склонение к сексуальным отношениям); отношения волка и зайка и много еще чего такого. даже статья была в нете про это. русские сказки я любил в детстве, но потом узнал про немецкие - они мне нравились больше, так как в конце почти всех сказок было все хорошо - главный герой после всех страданий получал заветный мешок или сундучок с золотыми талерами. я представлял эти золотые талеры как огромные монеты(как скажем медные). много позже я узнал их реальный размер и был сильно разочарован. но все равно истории с золотыми монетами мне нравились больше
Не смотрели новый сериал от Netflix «Задача трех тел»? Не будет спойлером, если скажу, что послушав наши сказки, другая цивилизация решила с нами не связываться :) и не с проста :)
Нет, сериалы смотреть времени совсем нет, а то смотрел бы. Да даже в кино пойти времени нет
Комментарий недоступен
Каких
Комментарий недоступен
Классные иллюстрации, спасибо. У вас эта рубрика стала прямо узнаваемой (про культурную историю и искусство).
спасибо! Да, наша задача не просто рассказывать о кейсах, но также развивать насмотренность у аудитории, но тут мы чуть лукавим еще - нам нравится делать такие статьи, потому что подобные темы нас трогают и мы хотим разделить это чувство с другими 🖤
Какая красота! Хочется это подержать в руках! Спасибо за обзор)
Спасибо! А наш редактор держала в руках это удивительное сокровище) Она нашла у себя подшивку и предложила сделать обзор 🖤
Комментарий недоступен
Потому что в них есть эмоции. Бытует мнение, что нейросеть может создать очень красивые картинки, но вряд ли сумеет наделить их эмоциями. Пока что это под силу только человеку-иллюстратору, который вкладывает в изображение свой опыт, настроение и, пусть и звучит избито - "частичку души"
Они не выхолощенные, каждый персонаж со своим характером, есть достоинства и недостатки. Эти неидеальности и создают особый шарм. А еще каждый художник работает в собственном стиле и, таким образом, получается уникальный и неповторимый мир. И это очень ценно.
У этой подшивки есть своя маленькая семейная история) У моего прадеда — директора Высшей партийной школы в Хабаровске — была целая библиотека. Высокие шкафы до потолка в служебной сталинке. Это воспоминания мамы. Когда она была маленькой, то приходила с родителями к деду в гости, и он доставал ей эту подшивку из шкафа. Почему-то был именно этот год, может быть как раз из-за памятного апрельского выпуска. Прошло много лет, и теперь это единственная вещь, которая у меня сохранилась от прадеда. В детстве я очень любила рассматривать картинки и читать рассказы. А сегодня хочу отреставрировать эту подшивку и сделать семейной реликвией!)
Алина, это очень теплая история, спасибо, что поделилась. Не сомневаемся, эта подшивка будет радовать еще много поколений детей!
Спасибо за прекрасную добрую статью! Думаю, вы в курсе, но для читателей добавлю. У Вадима Нестерова много подробностей и про Мурзилку и историю других рисунков в журналах начала 20 века
_ttps://dzen.ru/a/ZaTX91Tc9H1Dt7PU
спасибо за дополнение ❤️
Мурзилка - первый комикс моего детства ❤️
И, причем, не самого плохого качества, согласитесь?)
Какая классная статья) Погрузилась в воспоминания детства...
Я тоже! Помню, я часто болела и когда оставалась дома, мама давала мне пару номеров еще из своего детства. И это скрашивало постельный режим, ведь гаджетов тогда не было. Любила этот журнал!