Забытые советские иллюстраторы: нашли подшивку «Мурзилки» за 1953 год

В мае журналу «Мурзилка» исполняется 100 лет. А к нам в руки попала редкая вещь — 12 номеров за 1953 год. Как больше 70 лет назад выглядели иллюстрации советских художников? Зовём вас в новое ретропутешествие в рубрике «Вдохновение дизайнера».

Забытые советские иллюстраторы: нашли подшивку «Мурзилки» за 1953 год

16 мая 2024 года журналу «Мурзилка» исполнится 100 лет. В 2012 он попал в Книгу рекордов Гиннесса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания». Номера «Мурзилки» выходили даже во время Великой Отечественной войны.

С журналом в разные годы сотрудничали известные детские писатели и поэты — Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков и другие. Но нам интереснее посмотреть на работы советских иллюстраторов. Авторские рисунки — одно из любимых направлений дизайн-студии «Магвай». Иллюстрации помогают задать нужное настроение проекту, добавить юмора, представить просто сложные вещи и заинтересовать пользователя.

Иллюстрациям мы посвятили несколько материалов.

Недавно, разбирая старые книги в семейной библиотеке, один из наших ребят нашёл подшивку журнала «Мурзилка». Рассматривали всей командой! Плотные, но пожелтевшие и потрёпанные страницы со следами карандашей и ручки, пятнами от чая — видно, журналы часто читали. Интересно, что маленькой девочке или маленькому мальчику, которые когда-то листали эти выпуски, сейчас должно быть около 80 лет…

Другое время, другая страна и другие художники. К сожалению, имена многих авторов сегодня остались разве что на страницах старых книг и… журнала «Мурзилка». Мы решили это исправить. И приглашаем вас на виртуальную выставку советских иллюстраторов!

История «Мурзилки»

<p>Первый номер журнала «Мурзилка», 16 мая 1924 года</p>

Первый номер журнала «Мурзилка», 16 мая 1924 года

Первый номер вышел 16 мая 1924 года. Но и до этого для маленьких читателей издавали периодику. В Москве выходила «Рабочая газета» с приложением для детей. Первая официальная «Мурзилка» также была частью «взрослой» газеты.

Интересно, что сначала журнал издавался для совсем маленьких читателей: от 4 до 7 лет. В 1925 году ему даже собирались сменить название на «Октябрёнок». Но позже «Мурзилка» «повзрослел» — редколлегия стала наполнять журнал рассказами и стихами, которые интересны детям до 12 лет.

При этом главная идея журнала — воспитание в духе коммунизма — сохранялась на протяжении всего существования СССР. Уже в первом номере появился рассказ «Первое мая». Примечательно, что иллюстрации были чёрно-белые.

Рассказ, посвещенный первому маю
Рассказ, посвещенный первому маю

А в памятный для истории 1953 год на страницах апрельского номера юные читатели находили стихи и иллюстрации, посвящённые Сталину.

Разворот журнала за апрель 1953 года
Разворот журнала за апрель 1953 года

Но откуда же взялось название «Мурзилка»? Есть две версии. По одной из них журнал был назван в честь персонажа из рассказов писателя Александра Фёдорова-Давыдова — щенка Мурзилки. Однако эти рассказы появились вместе с журналом. Авторство слова «мурзилка» принадлежит писательнице Анне Хвольсон. Кстати, Незнайку первой тоже придумала она.

Анна Хвольсон сочиняла тексты для комиксов канадского художника Палмера Кокса. Ещё в 1889 году вышла её книга «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А. Хвольсон с 182 рисунками Кокса». Тогда Мурзилка ходил во фраке и цилиндре, имел трость и был лентяем. Именно о нём и вспомнили первые авторы журнала «Мурзилка».

Персонаж Мурзилка из книги Анны Хвольсон
Персонаж Мурзилка из книги Анны Хвольсон

Как у журнала появился тот самый маскот

Весёлый герой, пушистый, жёлтый и в красном берете, — известный многим поколениям персонаж. Но тот Мурзилка, которого мы знаем, появился не сразу, а ещё он пропадал на целое десятилетие.

Первым был щенок Мурзилка, тот самый, о котором написал рассказ Александр Фёдоров-Давыдов. Собачка путешествовала по страницам журнала вместе с мальчиком Петей.

Щенок Мурзилка в первом выпуске журнала
Щенок Мурзилка в первом выпуске журнала

И что только не происходило с Мурзилкой: он ночевал в клетке с белым медведем, летал на воздушном шаре, дружил с пионерами. И всё же щенок не устраивал редколлегию, да и читателей. Поэтому через какое-то время он исчез.

Новый образ, того самого жёлтого, как одуванчик, Мурзилку, в 1937 году придумал художник Аминадав Каневский. Он иллюстрировал такие детские книги, как «Мойдодыр» Корнея Чуковского, «Золотой ключик» Алексея Толстого, создавал плакаты и карикатуры. Отличительной чертой таланта Каневского был юмор. Он мог рассмешить своими добрыми рисунками детей и заставить хохотать над сатирическими произведениями взрослых.

<p>Узнаваемый жёлтый маскот журнала впервые появился на страницах в 1937 году</p>

Узнаваемый жёлтый маскот журнала впервые появился на страницах в 1937 году

В таком виде Мурзилка появлялся на страницах журнала недолго — до 1941 года, а потом пропал. Снова вернулся к читателям персонаж только в 1954 году. Так выглядела обложка журнала в 1953 году.

На обложках 1953 года самого Мурзилки нет, он появится снова только через год
На обложках 1953 года самого Мурзилки нет, он появится снова только через год

А теперь приглашаем разглядывать картинки и знакомиться с художниками!

О чём «говорили» советские иллюстраторы

В номерах за 1953 год много поучительных рассказов, а также патриотических историй, посвящённых родине, вождям и знаковым событиям в жизни СССР. Вот лёгкой акварелью художник Владимир Богаткин изобразил монументальный объект, гордость одной из Великих строек коммунизма — Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина.

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина
Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина

А вот к рассказу о жизни Чапаева создал иллюстрацию Валериан Щеглов. Ещё в годы Гражданской войны он прославился своими плакатами. В середине 30-х Щеглов увлёкся иллюстрациями к детским книгам, впрочем, тема борьбы пролетариата его не оставляла. Это его рисунки видели дети, которые зачитывались «Молодой гвардией» и «Ленинским броневиком».

Иллюстрация Валериана Щеглова к рассказу о Чапаеве в журнале «Мурзилка»
Иллюстрация Валериана Щеглова к рассказу о Чапаеве в журнале «Мурзилка»

Щеглову в журнале принадлежат и другие иллюстрации — к ульчской сказке «Мыргы» о славном юноше, который победил трёхглавого Дябду.

Иллюстрация Валериана Щеглова к ульчской сказке в журнале «Мурзилка»
Иллюстрация Валериана Щеглова к ульчской сказке в журнале «Мурзилка»

Часто в номерах 1953 года можно встретить очерки о народах дружественных стран. Так появляются работы Ювеналия Коровина к рассказу «Маленький учитель» о китайском мальчике Ван и его дедушке.

Иллюстрация Ювеналия Коровина к рассказу «Маленький учитель» в журнале «Мурзилка»
Иллюстрация Ювеналия Коровина к рассказу «Маленький учитель» в журнале «Мурзилка»

Яркими пятнами оживает в глазах советских детей далёкая Индия. Иллюстрации из своего путешествия привёз советский и киргизский художник Семён Чуйков. Он видел красоту в природе и простых рабочих людях. Это его «Дочь Советской Киргизии» взяла золотую медаль в Брюсселе на Всемирной выставке в 1958 году.

Иллюстрации Семёна Чуйкова к рассказу об Индии в журнале «Мурзилка»
Иллюстрации Семёна Чуйкова к рассказу об Индии в журнале «Мурзилка»

Итальянских коммунистов представил юным читателям другой известный живописец Виталий Горяев. Он начал публиковаться с 11 лет. Первые рисунки появились в 1921 году в газете «Забайкальский рабочий». Жизнь Горяева вообще складывалась интересно. В 20-е годы он познакомился с Владимиром Маяковским. Именно Виталию Горяеву поэт доверил оформление своих выставок. В годы войны художник сначала трудился в «Окнах ТАСС», а позже был художественным руководителем сатирического журнала «Фронтовой юмор», который выпускался прямо на фронте.

В 1958 году Виталий Горяев был одним из первых советских художников, побывавших в США. После этой поездки он второй раз создал иллюстрации к «Приключениям Тома Сойера» и «Приключениям Гекльберри Финна». Но и первые работы 1948-го года были настолько хороши, что их приобрели сразу два музея — Третьяковская галерея и Русский музей.

Иллюстрация Виталия Горяева в журнале «Мурзилка»
Иллюстрация Виталия Горяева в журнале «Мурзилка»

В 1953 году в редколлегию журнала «Мурзилка» входил художник Андриан Ермолаев. Поэтому его работы можно встретить почти в каждом номере. Новогодние праздничные рисунки, Снегурочка, которая, кажется, вот-вот пропадёт, как виденье, и реалистичные городские пейзажи Румынии.

Иллюстрации Андриана Ермолаева в журнале «Мурзилка»
Иллюстрации Андриана Ермолаева в журнале «Мурзилка»

Есть в журнале и рисунки на «детские» темы. Для стихотворения про неряху Нанули персонажей оживил тот самый Аминадав Каневский, который придумал жёлтого Мурзилку. Добрые и смешные телёнок, кот, собака и сама неряха Нанули вызывают улыбку.

Иллюстрации Аминадава Каневского в журнале «Мурзилка»
Иллюстрации Аминадава Каневского в журнале «Мурзилка»

Имя Владимира Конашевича крепко связано с именами известных писателей: Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Ганса Христиана Андерсена и даже Александра Сергеевича Пушкина. Многие книги, которые читали советские ребята, иллюстрировал именно Владимир Конашевич. Сначала он в своей фантазии превращал строчки в образы, а потом мастерски переносил это на бумагу. Яркие чистые тона, декоративная форма и умение создать иллюзию волшебства — это то, что отличало Конашевича.

В одном из выпусков за 1953 год появилась его иллюстрация к сказке Ершова «Конёк-Горбунок». Конашевич любил работать масштабно, в книгах это означало занять целый лист. И, конечно, детали — важная часть его работ. Чтобы маленькие читатели могли увлечённо рассматривать сказочный мир.

Иллюстрация Владимира Конашевича к сказке Ершова
Иллюстрация Владимира Конашевича к сказке Ершова

Иллюстрации к сказкам любил создавать и другой художник «Мурзилки» — Евгений Рачёв. Больше всего ему как анималисту нравились сюжеты с животными. За рисунки к басням Крылова Рачёв не раз получал награды. А общий тираж книг с его иллюстрациями — более 75 миллионов экземпляров. В одной из статей сам Рачёв писал: «Если вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке, значит, получилось у меня как в сказке. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую».

Иллюстрация Евгения Рачёва к сказке «Кот — серый лоб, козёл да баран»
Иллюстрация Евгения Рачёва к сказке «Кот — серый лоб, козёл да баран»

Эти работы, с одной стороны, возвращают в детство, туда, где у всех были книжки с картинками. Что-то ностальгическое просыпается внутри, пожалуй, даже у тех, кто родился гораздо позже 1953-го года. С другой стороны, иллюстрации советских художников — это просеянное временем, редакторами и читателями мастерство. Здесь нет случайных картинок, которые попали в журнал, потому что надо было занять место. Видно, как над каждой работой трудился художник, как он проникал в ДНК сказок, стихотворений, как в разных стилях воплощал фантазии на бумаге. Именно это нас вдохновляет!

***

Мы регулярно делимся впечатлениями от выставок, фильмов и других видов искусства в рубрике «Вдохновение дизайнера». Тренируем насмотренность и креатив, присоединяйтесь!

Уже вышли материалы:

Креативная агитация по-немецки: плакаты времён ГДР

Чем советские креаторы привлекали западных туристов — иностранец собрал плакаты СССР

Письмо или картина? Как корреспонденция Акселя Шеффлера стала выставкой (18+)

Малоизвестные картины с выставки «Сюрреализм и магия»

Фотограффити из Берлина: как исчезающее искусство помогло создать образ дизайн-студии (18+)

4141
33 комментария

Мурзилка — форева 🤘🏻
Супермен моего детства (-:

5
Ответить

На последней картинке истина

4
Ответить

Абсолютно! Эта фраза должна стать девизом всех дизайнеров!

2
Ответить
Комментарий удалён модератором

Словно на пару минут возвращаешься в детство ❤️

1
Ответить

Эх,хороший был журнал ,сейчас не знаю ни одного детского журнала с поучительными рассказами и красивыми иллюстрациями, который не страшно было бы дать детям почитать

4
Ответить

Кайф какой! Узнал, наконец-то, оттуда взялся Мурзилка :))

3
Ответить