Чем советские креаторы привлекали западных туристов — иностранец собрал плакаты СССР

Эти советские плакаты большинство россиян никогда не видели. Все дело в том, что создавались они для Западной Европы. Рекламировала путешествие по самой большой стране мира первая советская туркомпания «Интурист». Большую коллекцию плакатов из прошлого показали в Германии.

Чем советские креаторы привлекали западных туристов — иностранец собрал плакаты СССР

Команду дизайн-студии «Магвай» привлекает искусство в разных проявлениях. Поэтому мы завели традицию: делимся впечатлениями, рассказываем друг другу о выставках, фильмах, альбомах, которые зацепили. Оказалось, это интересно многим вокруг. Так появилась рубрика «Вдохновение дизайнера».

Нередко бывает, что какой-то элемент позже становится идей для новых проектов. Это дает дополнительную глубину работам за счет аллюзий, появляется контекст, а мы уверены, что веб-дизайн — это новый вид искусства. Об этом мы писали в манифесте «Будущее веб-дизайна».

Сегодня знакомимся с выставкой «Зеркало большой идеи» из Русского дома в Берлине. Там побывала СЕО дизайн-студии «Магвай» Нина Калаус. В небольшом пространстве организаторы собрали советские плакаты, которые создавали для иностранных туристов. Коллекция принадлежит Анне Вильгельмине и Оливеру Кемпкенсу. Оливер долгое время был связан с Россией, а плакаты — его хобби, на которое он, кстати, уже потратил десятки тысяч долларов.

Акционерное общество «Интурист»

Сам жанр плаката был известен и до революции. Например, эту форму активно использовали для рекламы во Франции. Родоначальником считается художник Жюль Шере. Но именно в молодой стране, которая сначала называлась РСФСР, а потом объединилась в Союз ССР, плакат стал править бал.

Политические, сатирические, учебные, детские — плакаты создавали почти на любую тему, а печатали тысячами. Была в советское время, как ни странно, и реклама. Ставку на плакаты сделали и в Государственном акционерном обществе «Интурист». Именно этой организации принадлежат те самые одноименные гостиницы, которые построили в крупных городах страны.

ГАО «Интурист» появилось в 1929 году. Но идея показать иностранцам новую страну, которая построена на принципах социализма, была и раньше. В 1925 году начало работу Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС), с которым сотрудничали и Маяковский, и Шостакович, и другие деятели культуры.

Туристы также были одним из способов заработать. Но как рассказать о такой прекрасной стране, «где так вольно дышит человек»? Именно плакат мог показать всю привлекательность советских городов.

Подход к созданию такой рекламы был серьезным. Пожалуй, сегодня это бы назвали туристическим маркетингом. Чтобы выгодно представить перспективы поездки в СССР, в «Интуристе» не просто собирали на плакатах достопримечательности, а создавали образы крупных городов, выявляли их идентичность. Так появлялись не только известные всему миру Москва и Ленинград, но и другие. Например, можно встретить на плакатах Ростов. Иностранцам предлагали увидеть разную Россию.

<p>«Ростов», плакат из коллекции Оливера Кемпкенса</p>

«Ростов», плакат из коллекции Оливера Кемпкенса

«Волжский круиз»
«Волжский круиз»
«Посетите Среднюю Азию»
«Посетите Среднюю Азию»

С государственным акционерным обществом работали многие художники. Имена некоторых остались в той эпохе, когда они творили. Но их произведения до сих пор живы и перепродаются уже не за те самые советские копейки, а за доллары и евро. И валюта, которую так хотели привлечь в СССР с помощью плакатов, продолжает поступать, правда, теперь оседает не в госбюджете.

Георгий Савицкий

Он был одним из самых известных и опытных художников «Интуриста». Сын известного в свое время художника-передвижника Константина Аполлоновича Савицкого. В советское время Савицкий создавал плакаты, писал картины, иллюстрировал художественные произведения. В годы войны он был одним из тех, кто выпускал малотиражные трафаретные плакаты «Окна ТАСС». Сегодня работы художника хранятся в крупнейших музеях страны, например, в Государственной Третьяковской галерее.

«Большая охота в СССР»
«Большая охота в СССР»

Мария Нестерова-Берзина

Она сама родилась в Самарканде и для «Интуриста» создала ряд плакатов, которые были посвящены южным городам. Нестерова-Берзина любила темы спорта, путешествий. Ее стилю свойственны геометричность и цветовое разнообразие. За свою жизнь она создала сотни плакатов.

«Батуми»
«Батуми»

Николай Жуков

В 30-е годы активно создавал плакаты для «Интуриста». Вплотную также занимался рекламой: это и макеты меню, и программы для туристов и многое другое. Кстати, именно Жуков оформил пачку папирос «Казбек». В 1935 году четыре из пяти плакатов художника заняли первое место на Всесоюзном художественном конкурсе на лучший рекламный плакат «Интуриста».

<p>«Зима в СССР», плакат из коллекции Оливера Кемпкенса</p>

«Зима в СССР», плакат из коллекции Оливера Кемпкенса

Кстати, плакаты советских художников признавали и за границей. Тот же Николай Жуков, а также Виктор Климашин стали лауреатами конкурса в Лондоне. А в 1948 году реклама, которой привлекали интуристов, взяла премию в Вене.

Как отмечают исследователи, плакаты 30-х годов близки к стилю ар-деко, для которого характерны геометрические линии, узоры, четкие линии, выверенная композиция. При этом каждый художник добавлял свои детали, так что внимательно изучив плакаты, можно определить того или иного автора.

Как Оливер Кемпкенс стал коллекционером плакатов

У Оливера Кемпкенса для блестящей самопрезентации достаточно пунктов. Он учился в Стэнфорде, преподавал в Германии, Кыргызстане, Швейцарии, Австрии, работал в «Сбербанке». Был директором международной хедхантинговой компании. Успел создать первый онлайн-банк криптовалюты и провести социологическое исследование про любопытство как движущую внутрикорпоративную силу.

Для нас Оливер интересен прежде всего тем, что он — эксперт в дизайн-мышлении и даже выпустил одноименную книгу. Этот метод мы уже много лет применяем в своих процессах, когда разрабатываем дизайн. Как пять этапов помогают решать сложные задачи, рассказывали в статье.

Свой первый плакат Оливер купил в 17 лет в Латвии, точнее это была репродукция. На оригинал пришлось копить. Так начала собираться коллекция, которой уже более 20 лет. За это время Оливеру удалось найти около 40 плакатов. Сегодня их общая стоимость — тысячи долларов и миллионы в рублях. За самый дорогой экспонат он заплатил 24 тысячи долларов. Но привлекает коллекционера не только потенциально растущая стоимость, но и эстетика.

Один из любимых плакатов Оливера — «Ленинград». В интервью немецкому телевидению хранитель советской истории отметил, что в нем есть глубина, которая требует интерпретации. Две веревки, перекинутые через картину, словно излом, разделительная полоса.

<p>«Ленинград», плакат из коллекции Оливера Кемпкенса</p>

«Ленинград», плакат из коллекции Оливера Кемпкенса

Неожиданно было встретить среди плакатов рисунок, посвященный Сталинграду. Конечно, художники не могли обойти стороной город-герой, который после Второй мировой был на слуху у многих за границей. Но обнаружить именно этот плакат в коллекции — почти случайность. Оливер, кстати, отметил, что он напоминает ему о первых каникулах в России.

<p>«Сталинград», плакат из коллекции Оливера Кемпкенса</p>

«Сталинград», плакат из коллекции Оливера Кемпкенса

Конечно, одним из самых востребованных «брендов» СССР была Москва и такие узнаваемые кремлевские башни, которые хотели увидеть многие иностранцы. Поэтому «московских» плакатов на выставке сразу несколько.

<p>«Москва», плакат из коллекции Оливера Кемпкенса</p>

«Москва», плакат из коллекции Оливера Кемпкенса

<p>«Москва», плакат из коллекции Оливера Кемпкенса</p>

«Москва», плакат из коллекции Оливера Кемпкенса

Привлекали туристов и знаменитой русской зимой, показывая на плакате, чем можно будет заняться.

<p>«Приезжайте в СССР зимой», плакат из коллекции Оливера Кемпкенса</p>

«Приезжайте в СССР зимой», плакат из коллекции Оливера Кемпкенса

Кстати, Оливер не просто собрал плакаты, но и начал изучать историю, подразумевая, что в будущем коллекция перейдет к дочери. Именно поэтому Оливер углубился в детали, а затем даже выпустил книгу «Зеркало большой идеи», в которой рассмотрел, как плакаты иллюстрировали развитие СССР. Как считает автор,рисунки в какой-то степени противоречили государственной доктрине и были своего рода политическим компромиссом. Но это лишь подчеркивает их уникальность.

Надеемся, вам понравилась эта виртуальная экскурсия по мотивам Back in the USSR. Создание постеров и афиш — одно из ярких направлений в дизайне и сегодня. Например, для digital-стендапа MIND-15 мы каждый раз придумываем новую обложку. Поэтому нас подобные выставки точно вдохновляют! Ушли создавать что-то новое и креативное =)

А вы пока можете почитать другие материалы рубрики «Вдохновение дизайнера»:

Хочешь еще больше полезностей от Магвай?

Подписывайся на наши соц. сети:

- Телеграм

- Вконтакте

- Сайт

3131
19 комментариев

Какой же офигенный дизайн.

У меня было впечатление, когда я в Керчи сходил в музей советского быта. И там на витрине были выставлены для сравнения ёлочные игрушки советского времени и современные из масс-маркета. Такой жуткий контраст: первые классные, а второе — пластиковая дешёвая дрянь.

5
Ответить

В детстве помню какой это был стресс развешивать эти хрупкие стекляшки, как боялся разбить и все равно они разбивались портя настроение, так как в совке что-то купить было сложно, такие вещи годами хранились, сейчас с детьми вешать игрушки одно удовольствие, они скачут как мячики)))

Ответить

Всем кто смел и духом молод в руки книжку, серп и молот 8)

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

по плакату «Волжский круиз» многие дизайнеры себе имя сделали, распространённый концепт сейчас

1
Ответить

Охота и Батуми - тоже огонь)

1
Ответить

Это было интересно! Спасибо :). Прям захотелось походить, посмотреть плакаты...)

1
Ответить