Креативная агитация по-немецки: плакаты времен ГДР
От Советского Союза Германская Демократическая Республика переняла не только политический режим. Например, плакаты были хорошим инструментом, чтобы обозначить курс партии. Но еще это особый вид искусства. Многие постеры и сегодня интересно разглядывать. Композиция, цвета, точно подобранные шрифты — есть чем вдохновиться современным дизайнерам. Отправляемся в прошлое!
Это новая статья из нашего цикла «Вдохновение дизайнера». Недавно СЕО студии «Магвай» Нина Калаус побывала в музее ГДР. Он открылся в Берлине в 2006 году. От других его отличает одно совсем немузейное правило: большинство экспонатов можно трогать. Например, посмотреть одежду в шкафу или заглянуть на кухню. Но для нас интереснее оказалась стена с плакатами.
В ГДР, как и в СССР, целый штат художников создавал массовое искусство. Задача при этом была не самой простой, ведь плакаты должны были привлекать внимание, вызывать чувство сопричастности и в целом нравиться. Немецкие художники в этом были профессионалами. Иногда с помощью одного цвета и нескольких образов они могли завладеть вниманием зрителей, причем не только из числа современников. Мы и сегодня разглядываем каждый постер и разбираем его на пазлы, перенимая приемы гэдээровских дизайнеров.
Сегодня не так важно, для чего использовали этот инструмент, хотя исторический контекст всегда интересен. Но вдохновиться и поймать след идеи можно повсюду. Никогда не знаешь, за дверью какого музея скрывается интересный дизайнерский прием или занятная цветовая гамма.
Поэтому мы перенесли часть экспонатов в виртуальное пространство. Предлагаем разобраться в символике и познакомиться с авторами плакатов ГДР.
Как Демократическая Республика использовала социалистические методы
Массово создавать плакаты для рекламы начали еще в 19 веке во Франции. Гравер Жюль Шере с помощью литографии печатал цветные постеры. А прототипами стали японские гравюры на дереве укиё-э.
В новой молодой стране РСФСР почти сразу плакаты взяли на вооружение. Доступно и наглядно, а значит, уловить нужную мысль смогут даже малограмотные. Так плакат из рекламного средства превратился в политическое, не утратив при этом художественности. Каждый мастер сохранял свой стиль.
После Второй мировой войны Германию разделили четыре зоны оккупации. Одна из них была советской. А в 1949 году после череды политических переделок появилась Германская Демократическая Республика (ГДР) в противовес Федеративной Республике Германии (ФРГ). ГДР признали в основном лишь страны соцлагеря. Так начался период истории Восточной Германии.
ГДР иногда называли «витриной социализма». Республика переняла много советского, в том числе и плакатное искусство. При Центральном Комитете Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) существовал агитационный отдел, который курировал издательство агитации и пропаганды (с 1974 года издательство агитационно-наглядных пособий). Именно это издательство выпускало брошюры и плакаты. Еще были книги, открытки, но именно плакаты составляли большую часть всех материалов.
Это было недорогое и весьма эффективное средство коммуникации. Плакаты развешивали на предприятиях, в общественных зданиях и городских пространствах. Многие постеры сохранились и сегодня находятся не только в Музее ГДР. Около 10 тысяч экспонатов собрали в Немецком историческом музее. А некоторые из них актуальны до сих пор…
Сюжеты и символы: какие плакаты создавали в ГДР
Для нас плакаты имеют не только историческую ценность. С художественной точки зрения этому направлению уделяли много внимания. Ведь чтобы произвести нужное впечатление, постер должен быть привлекательным, интересным, красочным.
Конечно, одна из важнейших функцией — донести политические послания, как на этом примере. Кстати, все понятно даже тем, кто не знает немецкий.
Но были и другие темы — социальные и культурные. Например, в ГДР массово праздновали несколько дат: 1 мая — День борьбы за права рабочего движения и 7 октября — день основания ГДР. К этим датам также выпускали яркие плакаты.
Несмотря на то, что агитплакаты создавали и в других странах, именно гэдээровские отличаются нюансами. На плакатах можно встретить американские или западноевропейские символы, также художники использовали юмор, чтобы донести точку зрения партии.
Темы тоже выбирали разные. Часто можно было видеть плакаты, посвященные производительности труда, тому, как важно сохранять мир.
Художники создавали сюжеты и на социальные темы, например, об угрозе войны, но с тем уклоном, который диктовала партия. Кстати, голубь — частый персонаж плакатов ГДР.
И некоторых инсталляций тоже.
Образы детей тоже пользовались популярностью. Они агитировали за мир во всем мире даже лучше, чем голубь.
Были и другие символы. Например, традиционный для советских стран молот или строительная каска олицетворяли рабочий класс. Нередко встречалась радуга. Она была символом счастья в социалистическом обществе. А кулак — знак солидарности с другими народами в борьбе против западных держав.
Некоторые сюжеты едва отличишь от советских. Выдает только надпись на немецком.
А другие напротив имеют свой стиль и немецкий колорит. Например, плакат, приуроченный к 100-летию со дня смерти Карла Маркса. Чего тут только нет: начиная от портрета молодого Маркса до иллюстраций Октябрьской революции во главе с Лениным, восстания матросов в 1918г и праздничного парада в 1983 г. Советскому флагу отведено особое место - он является символом окончания Второй мировой войны и освобождение от национал-социализма.
Чуть позже для плакатов стали использовать фотографии.
Кстати, не только профессиональные художники создавали плакаты. В ГДР студенты и рабочие, как и в СССР, придумывали злободневные сюжеты и оформляли свои стенгазеты. Плакат вышел в народ. А в 1973 году в Восточном Берлине прошел X Всемирный фестиваль молодежи и студентов. По этому случаю среди художников организовали конкурс плакатов. Все это также помогало повышать уровень дизайна и оттачивать художественный стиль.
Немецкие художники-плакатисты
Клаус Виткугель
Он известен как самый выдающийся графический дизайнер и художник плаката ГДР. Виткугель возглавлял отдел дизайна Германской экономической комиссии. Именно он сильно повлиял на формирование визуальной культуры Восточной Германии.
Кстати, первые плакаты Виткугель создал еще до Второй мировой. До 1935 года он работал художником по рекламе в группе универмагов. А с 1935 по 1937 год руководил студией берлинского рекламного агентства.
Он часто использовал яркие образы, смелые цвета и сильные, но лаконичные символы, которые рассказывали просто о сложном. Его и сегодня считают одним из лучших немецких дизайнеров XX века.
Хайнц Хандшик
Еще одно важное имя в контексте искусства ГДР — Хайнц Хандшик Он создавал много плакатов для культурных событий, например, для кинофестивалей. Одна из его знаменитых серий посвящена DEFA Indianerfilme, популярным вестернам, снятым в Восточной Германии.
Кстати, художник ушел из жизни полтора года назад. И до последнего создавал картины.
Инге Гюрциг
Ее плакаты хранятся в Музее ГДР. Например, вот этот с надписью «Сохраните для них мир».
Тема детей для Инге была близка. Она окончила Школу искусств по специальности «графический дизайн», а затем много сотрудничала с издательством детских книг. Ее иллюстрации можно найти во многих книгах, которые и сегодня продают в немецких магазинах. Но также нередко Инге делала карикатуры и иллюстрации для прессы: газет и журналов. Кстати, муж Инге — Эрих Гюрциг — тоже был художником и даже получил первую и вторую премии Министерства культуры ГДР.
Сегодня мы смотрим на эти плакаты как на произведение искусства. Сочетание цветов, подбор шрифтов, композиция — каждый элемент выполняет свою функцию, а вместе все это производит впечатление и запоминается. Именно этого эффекта мы добиваемся в своих работах.
Кстати, плакаты тоже создаем, но уже в цифровом формате! Приглашаем на виртуальную выставку постеров MIND-15. Вход свободный!)
А еще можно сравнить плакаты ГДР с советскими постерами — Чем советские креаторы привлекали западных туристов — иностранец собрал плакаты СССР.
В рубрике «Вдохновение дизайнера» мы также побывали на нескольких интересных выставках и собрали берлинские граффити:
Возможно стиль плакатов СССР больше нравятся из-за того, что мы привыкли к этому стилю
вполне возможно, на уровне ДНК вшито уже)
Монументальный дизайн. Открытки такие только у коллекционеров отыскать можно, наверное
или на ебэй заказать, обычно такие открытки в лавках старьёвщиков обитают
Или на блошиных рынках
В ГДР не только плакаты, но и марки были очень хорошие. Я в детстве коллекционировал. Интереснее немецких были только монгольские.
И марка с символикой фестиваля 1973 года у меня тоже была. Она очень похожа на плакат.
О, как интересно! А что-то осталось из коллекции? Мы могли бы вместе рассказать об этом.
К 1973г, видимо, целую линию из разных элементов сделали - эдакий брендинг события года, нашедший свое воплощение и на марках, и на плакатах, и, возможно, еще на чем-то
к сожалению нет. Пропало при переездах.
Очень жаль :(
Плакаты СССР как-то поинтереснее будут, но это, конечно, вкусовщина
👍
нравится то , что в плакате иллюстрация несет четкий посыл и считывается настроение ,которое передает изображение
иллюстрации того времени несут в себе определенный дух и энергетику , сейчас такого не встретишь
Поклонник таких плакатов, есть в них что-то свое, что-то душевное
У ГДР все плохо с визуальной пропагандой было, примеры как раз это иллюстрируют, сплошная банальщина. Сильная плакатная школа у поляков была, как я знаю.
Есть просто невероятные по стилистике и исполнению немецкие плакаты. Например, плакаты выставок Сецессионов впечатляют, каждый постер - произведение искусства, а автор Климт, фон Штук, Мунк или Либерманн. Об этом напишем в декабре-январе.
Что касается текущей темы, тут стоит все же идти от целей и задач. Задачи четкие, ясные, распространение массовое, символы узнаваемые. Отсюда и исполнение. Плюс был некий «гайд» и стилистика, спущенная сверху. Вот и результат.
Мы недаром включили в статью рассказ об известных художниках, работы которых отсутствуют в музее ГДР, но работали они в той же плакатной сфере и жили в то самое время. Если изучить их творения, то можно найти много интересного, необычного.
От себя могу добавить, что немецкий менталитет, в целом, довольно сдержанный, немцам присуща лаконичность, отсутствие яркой палитры, необычных приемов. Поэтому и с современной рекламой все непросто, многие креативные авторы, работы которых запоминаются и вдохновляют - экспаты из Испании, Франции, США, восточной Европы. В том же веб-дизайне в Германии все просто и консервативно.
Климт и Сецессион-то какое отношение к ГДР имели?
Нет, конечно, я, скорее, в целом, за немецкую плакатную школу обиделась) А вы имеете в виду, сильную плакатную школу поляков времен социализма?
Поляков - да.
Комментарий удален модератором