Образы природы в архитектуре

Сегодня поговорим о вечном источнике вдохновения архитектора – о природе. И о том, как по-разному используются её образы в проектах.

Я мечтаю, чтобы здания вписывались в пейзаж и украшали его, чтобы архитектура обрела свободу.

Главная идея Фрэнка Ллойда Райта – гармоничная встроенность архитектуры в ландшафт и комплексный подход к проектированию. Его главный шедевр – Дом над водопадом, был вдохновлён местом застройки и в итоге благодаря нелинейной геометрии и обильному использованию камня слился с окружающей средой.

Дом над водопадом, 1939 г.
Дом над водопадом, 1939 г.

Ландшафт, на котором планируется возвести здание, непременно влияет на конечный результат проекта. Иногда, окружающая среда становится ограничением, но опытный архитектор всегда сможет найти в ней вдохновение. Так делал Райт и так продолжают делать его идейные последователи.

Например, Келлог в своём Доме высокой пустыни явно вдохновлялся пейзажем, который фигурирует даже в названии. Здание представляет собой 26 больших консольных бетонных колонн, погруженных в скальную породу. Форма здания встроена в естественную среду. Проект создавался более десятилетия.

Итальянский архитектор Ренцо Пиано всегда предпочитал прогуляться по месту будущей застройки до начала работы над проектом. За счёт этого получалось максимально органично вписать здание в существующий ландшафт.

Центр Пауля Клее в Швейцарии изящно повторяет формы холмистой местности, на которой построен.

Центр Пауля Клее, Ренцо Пиано, Швейцария
Центр Пауля Клее, Ренцо Пиано, Швейцария

Менее очевидный пример - Церковь Падре Пио в Италии. Своей формой она отсылается на близлежащие горы, а основной материал похож на местный красный песчаник. Похожий приём использует Элора Харди: её вилла Sharma Springs не пытается слиться с ландшафтом, но в качестве основного материала был выбран местный бамбук, который напрямую ассоциируется с местом застройки. Своеобразная форма здания была позаимствована у древесного листа. Подобный подход отличает проект от предыдущего.

Копирование форм природы, то есть, всем известных шаблонов (в примере выше: лист дерева) – часть языка архитектора. С помощью таких нарративов автор проектов имеет возможность «разговаривать» с человеком. Самый утрированный пример - здания-утки, форма которых напрямую говорит о содержимом и функции.

Один из современных примеров - Птичья обсерватория в форме яйца в Нидерландах авторства бюро RAU и RO & AD.

В 60-х годах по проекту Ээро Сааринена был построен Терминал авиакомпании TWA. Здание считается одним из самых необычных аэропортов в мире. Его часто называют "Гранд-Централом эпохи реактивных авиалайнеров", и даже по сегодняшним меркам проект выглядит фантастически. В конструкции здания ясно читается образ летящей птицы.

Ту же форму мы часто видим в творчестве современного испанско-швейцарского архитектора Калатравы: при чём и в скульптуре, и в архитектуре. Яркий пример - павильон Квадраччи. Здание похоже на альбатроса, раскинувшего свои огромные металлические крылья, созданные для регулирования интенсивности светового потока, падающего на стеклянную крышу павильона.

Сантьяго Калатрава сделал копирование природных форм своей визитной карточкой.

Конструкции из стальных опор Железнодорожного вокзала Ориенте своим видом напоминают деревья. К слову, Калатрава не редко обращается к этому образу в своих проектах.

Главная особенность деревянной часовни в Нагасаки – деревянные блоки, сделанные из кедра и формирующие собой фрактальный лес. Таким незамысловатым образом создаётся иллюзия леса и ощущение дополнительного пространства.

Потолок большого двора Британского музея, за авторством Нормана Фостера, своим внешним видом напоминает изящную крону дерева, которая вырастает из широкого ствола.

Большой двор Британского музея
Большой двор Британского музея

Достаточно простая форма дерева так часто используется архитекторами, поскольку обладает гарантированной устойчивостью. Что интересно, ещё в 19 веке Густав Эйфель, будучи в поисках надёжной конструкции, остановился на строении бедренной кости человека, по принципу которой спроектировал Эйфелеву башню.

В новейшем мире технологии позволяют проанализировать и скопировать природные структуры с ещё большей точностью. В Массачусетском технологическом институте под руководством молодого учёного и дизайнера Нери Оксман исследовательская группа разрабатывает алгоритмы (имитирующие естественные модели и процессы) для создания уникальных предметов дизайна и небольших павильонов.

Сегодня архитектор обращает внимание на суть самой природы – криволинейность и открытость. Появление современного софта (BIM-программы, программы для 3D-моделинга, интегрирование программирования в архитектурное проектирование) позволило привнести эти качества в проекты.

В природе нет прямых линий или острых углов. Поэтому и здания не должны иметь прямых линий или острых углов. — Антонио Гауди

В одно время с Эйфелем Антонио Гауди создавал бионические конструкции, на целый век предвосхищая будущее архитектуры. Для поиска формы он использовал специально разработанную им методику стереостатического макетирования, которая заменила методы расчёта пространственных конструкций.

А одним из первых зданий нового времени без прямых углов стал Сиднейский оперный театр. Этот проект – импульс развития плавности и нелинейности в проектировании, прообраз проектов Нормана Фостера, Захи Хадид и других уже легенд архитектуры.

Стиль Захи Хадид – триумф кривой линии. Знаменитая женщина-архитектор многое вложила в развитие параметризма. Но помимо, сама того не зная, повлияла на становление бионики.

Органика и нелинейность Райта, современные здания, буквально сливающиеся с ландшафтом, опоры-деревья и конструкции, напоминающие птиц, использование строения природных форм в конструктиве предметов и архитектуры, параметризм Захи Хадид и современная архитектура, отличающаяся плавностью линий – всё это архитектурное разнообразие объединяет одна основа. Образы природы. Натуральные формы и организмы устойчивы и эстетически правильны. Потому они лучшие учителя для человека. Их изучение и использование в создании нового приводит к неизбежному прогрессу.

Автор: Бессонова Дарья

_______________________________

Желаете записаться или узнать подробнее о курсах, пишите нам: https://vk.cc/ckcHtK

Посмотреть отзывы выпускников можно здесь: https://vk.com/topic-57893773_36484173

Посмотреть видео-отзывы можно здесь: https://vk.com/video/playlist/-57893773_2

Наш metaGPT: задавай любые вопросы и наш бот с удовольствием ответит: https://t.me/GPTmeta_bot

1
Начать дискуссию