Дизайн
ANGRY
3187

План Х: как предприниматели спасают свой бизнес

Повсюду пандемия. Иногда кажется, что она больше в головах. Но нет: общая реальность сейчас — коронавирус с физически закрытыми границами и офисами, обвал доллара и финансовых рынков. Для бизнеса это время «перегруппировки» и поиска новых решений. Рассказываем про себя и делимся мыслями других предпринимателей.

В закладки

Выживает не самый сильный, а самый приспособленный, говорил натуралист Чарльз Дарвин. Бизнесу самое время вспомнить об этом сейчас — в период COVID-19, когда страны закрывают границы и вводят чрезвычайные меры, люди закупаются масками, антисептиками, гречкой, туалетной бумагой и самоизолируются. Путь бизнеса — путь эволюции.

Рейтинговое агентство S&P прогнозирует, что по итогам года впервые с 2009 года будет зафиксирована глобальная рецессия. В зоне прямого риска, прежде всего, бизнес, завязанный на офлайне и личной коммуникации, особенно в сферах туризма и развлечений, а также общепит и непродуктовый ритейл.

Мировые и часть российских производителей товаров люкс и автомобилей перестраиваются на производство антисептиков и медицинских товаров, но это точно путь не для каждого.

На нашем UX-рынке — турбулентность и местами штиль. Банки уходят в карантин, лиды в воронке откладывают бюджеты и запуск дизайна новых продуктов до осени или конца года. За последнюю неделю у нас заморозился один проект по дизайну, остальные продолжают работать. Значительно прибавилось число запросов на качественные исследования — люди хотят вложиться в изучение пользователей и рынка, найти конкурентное преимущество и нишу, пока другие пережидают.

Универсального рецепта на тему «Как не заметить кризис и продолжать зарабатывать как раньше», конечно, не существует. Но существует опыт и идеи, которыми можно и нужно делиться. Что мы и делаем.

Так выглядит наш план Х.

Собрать кейсы

Затишье — хорошее время, чтобы описать все ранее реализованные проекты. На это обычно никогда нет времени: задача каждый раз классифицируется как важная, но не срочная. Теперь стала важной и срочной. Недавно описали проект создания с нуля банка для предпринимателей «Зенит», впереди — ещё несколько кейсов.

Пробовать новые рынки

В феврале у нас был план, и мы его придерживались. Хотели сначала подрастить команду и компетенции с английским языком в интерфейсах, а уже во второй половине года постепенно взять курс на Европу — разрастить комьюнити и аккуратно пиариться. У нас уже есть зарубежные клиенты на дизайне, но, во-первых, они частично с русскими командами, во-вторых, их всего четверть от всего потока проектов.

После того как увидели поведение нашего рынка, резко пересмотрели планы: начали быстрее выходить на потенциальных клиентов за рубежом. Тем более что наш ценник для европейцев из-за обвала рубля особенно привлекателен. А прикладная экспертиза в финсфере не хуже.

Агрессивнее пиариться

Появилась возможность бросить силы команды на PR-истории, накопить материалов на полгода вперёд и выделить ресурс на какие-то бесплатные или полубесплатные (по сравнению с нашим стандартным чеком) активности.

Например, мы запустили удалённый формат взаимодействия, предложив поучаствовать в десятиминутном UX-разборе сайтов. Любой желающий может прислать свой проект, мы прогоним его по стандартным UX-метрикам и расскажем, что и как можно улучшить.

Клиенты сидят по домам, но (или поэтому) как никогда хотят получать эмоции и общаться: обучающие, вовлекающие и развлекающие видео-форматы набирают обороты.

Оптимизировать команду

Грустно признавать, но факт. В любой компании всегда есть люди, которые тянут на дно, тормозят или не соответствуют по своим навыкам задачам и зарплатам. Или есть люди, в которых надо много вкладывать, чтобы получить полноценный результат.

При переходе всех на удалёнку взгляд руководителя максимально проясняется: оказывается, часть сотрудников не нужны для достижения действительно важных для бизнеса целей. Ясность взгляда обостряется необходимостью снижать косты и при этом держать предкризисные объёмы. Работать приходится быстро, собрано и эффективно — для этого нужны не просто лучшие из лучших, а лучшие из самых лучших.

Нам пришлось расстаться с частью сотрудников. Но мы активно смотрим на профессионалов, которые выходят на рынок труда: в обычное время такой возможности не представилось бы.

Навести порядок

В любом бизнесе есть какие-то зоны и процессы, на которые не хватает рук и времени. «Как-то само работает и ладно». Сейчас как раз то время, чтобы внимательно посмотреть, влезть в эти «чёрные дыры» и разобрать, что работает не так, как следовало бы, или неэффективно. А дальше править, вырезать и оптимизировать.

Посмотреть вокруг

Кризис един для всех. Возможно, кому-то будет близок наш подход и наш план. При этом для добавления большей полезности в статью (а заодно и «активнее попиариться») поообщались с несколькими предпринимателями про их план Х на ближайшие месяцы.

«Либо быстро качнуть себя, либо докупить компетенцию»

Максим Перевезенцев, основатель Callmart

Callmart проводит экспресс-аудит клиентской базы салонов красоты. Для продукта ситуация с оттоком клиентов в салоны сыграла на руку: компания анализирует клиентские базы и создаёт правильную коммуникацию с потребителем услуги, чтобы они хотели вернуться повторно. Бизнесам в сфере бьюти сейчас стало труднее, поэтому запросов на удержание клиентов ещё больше.

Без трудностей не обходится: пришлось сместить фокус внимания с конференций и мероприятий и отложить продажи сервиса в офлайне. Задача номер один — оперативно перестроиться на реализацию продукта в онлайне. Приходится учиться быстрой продаже SaaS, подключать клиентов и доставлять выгоду дистанционно.

В этой части собственные компетенции, связанные с трафиком, лендингом и прочим, чуть хуже, чем по продукту в целом, поэтому Максим видит возможность либо быстро качнуть себя, либо докупить компетенцию. Поскольку основной вопрос сейчас — время нужно докупать, считает он.

Многое в бизнесе удалось сделать и глубоко прокопать до происходящих событий, поэтому есть возможность маневра и сможем быстро адаптироваться.

Максим Перевезенцев,
основатель Callmart

«Инвестируем в маркетинг и запускаем новые каналы»

Виктория Рындина, основатель дизайн-студии VisualMethod.ru

Студия специализируется на подготовке презентаций, отчётов и инфографики для среднего и крупного бизнеса. Интерес клиентов к продукту остаётся, но проекты они готовы начинать позже: на прошлой неделе получали ответы «нам интересно обсудить это, но не ранее чем через полтора месяца», «давайте в мае» и «теперь вернёмся к этому вопросу летом». Так отвечают медицинские компании и транспортные, которые оказались в эпицентре проблем.

При этом спрос на презентации с отчётами, которые делают по графику, показывают стабильный результат и даже прирост. Решили не останавливать рекламу, а наоборот, инвестировать в маркетинг и запустить новые каналы привлечения, назначаем общение с клиентами, которые в эпицентре и растут (ритейл, ИТ).

Кризис всегда одинаков: кто-то растёт и увеличивает маркетинг, другие наоборот. Любой кризис пройдёт, а знание о нас останется.

Интерес клиентов к продукту остаётся, но проекты они готовы начинать позже.

Виктория Рындина,
основатель дизайн-студии VisualMethod.ru

«Вебинары для профессионалов сферы туризма о том, как выжить в нынешней ситуации»

Валентин Домбровский, сооснователь MoscowPython и Travelabs

В MoscowPython (сообщество программистов, которое проводит курсы и конференции) пришлось перенести запланированное мероприятие Moscow Python Conf на сентябрь, а «бонусом» для всех купивших билеты провести в конце марта онлайн-сессию.

А Travelabs (компания, которая делает вебинары для туризма) запустила event-платформу в онлайне. На ней планируется проведение вебинаров для профессионалов сферы туризма с рассказами о том, как выжить в нынешней ситуации.

Пришлось перенести запланированное мероприятие и «бонусом» провести в конце марта онлайн-сессию.

Валентин Домбровский,

сооснователь MoscowPython и Travelabs

«Стремимся предложить индивидуальную стратегию каждому»

Станислав Мудрый, совладелец агентства «Дорогая редакция»

Убеждаем всех клиентов, что кризис — это возможность, а не препятствие. И вместе с ними ищем варианты, как удачно сработать в текущей ситуации. Стремимся предложить индивидуальную стратегию каждому.

Параллельно активизируем продажи на те рынки, которые устойчивы к кризисам.

Убеждаем всех клиентов, что кризис — это возможность, а не препятствие.

Станислав Мудрый,
совладелец агентства «Дорогая редакция»

«Поддержите любым способом: всем чем можете»

Анастасия Татулова, владелица сети кафе «АндерСон»

«Гипотетическая смерть людей воспринимаемся нами как страшная угроза, но поверьте, смерть такого количества бизнесов — штука не менее страшная», — написала в посте на Facebook Анастасия.

Рестораны, гостиницы, туристические агентства, авиакомпании, салоны, спортивные клубы, ивент-агентства, частные детские сады и школы, все кто содержат сами себя, платят деньги сотрудникам и налоги государству — все они сейчас на грани разорения. Многие уже закрылись и распустили сотрудников. Анастасия призвала всех помогать любым способам, кто чем может.

В свою очередь в сети «АндерСон» появилась опция заказа «праздника в дом».

Спасибо этому времени, что оно под микроскопом даёт возможность понять, кто есть кто и чего мы все стоим.

Анастасия Татулова,
владелица сети кафе «АндерСон»

«Команда настраивается на максимальный позитив»

Магазин одежды Ushatava

Российский бренд одежды Ushatava в посте в Instagram заявил, что команда настраивается на максимальный позитив и с 19 марта делает доставку товаров бесплатной, вводит новый промокод, а также запускает новинки в ассортименте.

Любой кризис — это стимул для бизнеса. Он заставляет придумывать новые решения, учит быстро реагировать и открывает новые возможности.

С 19 марта делает доставку товаров бесплатной, вводит новый промокод, а также запускает новинки в ассортименте.

Магазин одежды Ushatava

Больше историй от предпринимателей можно найти тут, тут и тут.

А как ваш бизнес реагирует и подстраивается под изменения? Обменяемся идеями?

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "ANGRY", "author_type": "editor", "tags": ["\u043a\u043e\u0440\u043e\u043d\u0430\u0432\u0438\u0440\u0443\u0441"], "comments": 8, "likes": 9, "favorites": 32, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 114569, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Wed, 25 Mar 2020 07:53:22 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Ольга Павликова
Вирусный коронавирус, или пять причин не отказываться от коммуникаций в кризис
Вы не просто сохраните лояльных клиентов, но и «снимете все сливки» на вашем рынке, когда он восстановится.
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

Статья содержит набор цитат с псевдопозитивными мантрами для самоуспокоения.
Это как с коронавирусом: сначала игнорили, потом критиковали «паникёров», потом ржали и мемчики друг другу слали. Сейчас попрятались, мемчиков нет. Потому что не все были готовы оценить реальность. А она такова, что попали на деньги все и выживших не будет. Богатые станут богаче, бедные - нищими.
Если встают взаиморасчёты, люди перестают тратить, падает потребление, откуда взяться «новым возможностям»? В начале 90-х новой возможностью стал гоп-стоп. Можем повторить?
Лично у меня резко негативный сценарий начиная с конца осени. И не потому, что я пессимист. Рад бы ошибаться.

Ответить
0

Ну какие же мантры? Работаем, приспосабливаясь к текущей ситуации по мере сил. А Вы что предлагаете? 
А мемчики — реакция на новое в повестке дня. Про коронавирус уже неинтересно стало просто. 

Ответить
1

А как можно приспособиться к тому, чего нет? Например, мой товарищ работает (-ал) тренером. Группы, персоналки, все дела. Он в шоке, потому что всех распустили. Финансовой подушки нет, тащит семью один. К чему он может приспособиться?
Ну хорошо, он мелкий ИП-шник.
Другой друг - владелец нескольких ресторанов. Резкое падение почти в ноль. Долги по продуктам, списания в мусор, долги по зарплате, аренда, налоги и т.п. Деньги в оборотке. Не приспособится.
При деньгах как обычно те, кто при бюджете. Вот они приспособились давно.
Вместо псевдопозитива я бы почитал реальные примеры приспособившихся. Через полгодика так. Скриншотьте.

Ответить
0

Тренеру сам Бог велел вести онлайн-занятия для сидящих в карантине. 
Владельцу нескольких ресторанов сочувствую — советую собирать имеющиеся активы и искать, где можно применить таланты за пределами общепита. 
Почитали бы примеры через полгодика? А сейчас что делать-то, скажете? Или вывод простой: все мы умрём и сейчас лучше не дёргаться. Сами-то Вы чем занимаетесь, поделитесь? 

Ответить
0

Онлайн-занятия по боксу, рукопашке и ХО. Представил, забавно!))
Ресторатор в диких минусах, не вылезет.
У меня есть пассивный доход, пока что работает. В качестве хобби в своё удовольствие проектирую жилые и коммерческие интерьеры своим знакомым. Поэтому в курсе, что у людей по бизнесу творится.

Ответить
0

Отлично, поздравляю. Вы нашли способ выживать - почему же другие, по Вашему мнению, должны быть лишены такой возможности?
В общем, в статье люди просто поделились опытом - никакого необоснованного оптимизма я не наблюдаю. Банальное: крутимся и устраиваемся, как можем в сложившихся обстоятельствах, потому что заворачиваться в простыню и ползти на кладбище считаем преждевременным.

Ответить
2

Валентин, это у меня сегодня так. Наоборот, есть стойкое предчувствие, что и тут всё схлопнется.
Помню эпизод в 2011 . Мы с ресторатором сидели у него и тёрли про бизнес. Дословно помню свою фразу: «Вокруг сидят люди, обедают как ни в чём ни бывало. Но тревожное ощущение, что поворачивается какой-то маховик истории, перещёлкивает огромный зубец как на часовой шестерёнке и жизнь никогда не будет прежней. И повлиять на это мы не можем». Потом был кризис 2012, 2014. Сейчас вирус... Давно было понятно, что гонке экономик, стимулированию бесполезного потребления придёт конец. Набивать рынки ликвидностью уже нет смысла. Сейчас корабль плывёт по инерции. Начнёт тонуть через полгодика. Посмотрим что дальше.

Ответить
0

Жизнь не будет прежней, но она продолжается. Придумывать новые вещи — как минимум интересно. Доя меня вообще жизнь — игра, в которую я играю по собственным правилам. И в этом смысле ничего не изменилось. 
Не стоит переоценивать свои способности влиять на ситуацию, но и делать то, что в твоих силах, — как минимум интересней, чем пребывать в депрессии. 

Ответить

Прямой эфир