Какими бывают визуальные коммуникации в финтехе и зачем они нужны

Какими бывают визуальные коммуникации в финтехе и зачем они нужны

Привет! Я Ксения Потёмкина, старший иллюстратор в команде Далее, сейчас работаю со СберБизнес Live. Банки находятся в постоянной стадии смысловых трансформаций. На смену образу классического строгого финучреждения приходит имидж top-of-mind компании с ярким, технологичным дизайном и ботами-юмористами. Поэтому банки уделяют много внимания иллюстрациям и визуальным коммуникациям в целом.

Ксения Потемкина
старший иллюстратор в команде Далее

В этой статье я расскажу, как и зачем банки создают свой визуальный язык и какую роль в этом играют иллюстрации.

Зачем нужна визуальная коммуникация

Важность такой коммуникации в первую очередь связана с психофизиологическими особенностями человека. Согласно исследованиям, 80% людей — визуалы, то есть воспринимают информацию зрительно. Им удобнее считывать графики, иллюстрации и фото.

Привлекательный дизайн косвенно влияет на выбор банковских продуктов. Иллюстрации вряд ли заставят кого-то оформить карту банка, но они повышают лояльность аудитории.

Увидев однажды цепляющий ролик, лаконичный интерфейс или тронувшую сердце иллюстрацию, пользователь вспомнит об этом вновь, когда возникнет необходимость в выборе продукта. Тогда коммуникация играет в пользу банка.

Почему для банков важен качественный визуал и особенно иллюстрации

Банковский сектор — это в первую очередь про доверие независимо от формата взаимодействия с клиентом. Если с живым общением в офисах все понятно, то выстраивание имиджа в онлайне — задача со звездочкой.

Визуалы становятся одним из ключевых компонентов в создании доверительной коммуникации с клиентом. Сюда относятся фотографии, 3D или 2D-элементы, инфографика, анимация, моушн-дизайн, а главное — кастомные иллюстрации.

Иллюстрация занимает в визуальной коммуникации ключевое место, потому что это уникальный брендированный контент.

Брендированный контент используется, чтобы произвести определенное впечатление на пользователя. Розовые 3D-иллюстрации будут ассоциироваться с молодежным и современным банком, а монохром — с серьезным финучреждением. Кстати, именно черно-белая гамма чаще используется в дизайне продуктов для private banking.

Другими словами, иллюстрации — невербальный язык банка в онлайне. Как жесты и мимика помогают понимать собеседника в реале, так и иллюстрации помогают читать между строк в виртуальной коммуникации.

Какие формы визуальной коммуникации используют в финтехе

Сейчас коммуникация банков в целом становится более неформальной: мы ушли от канцелярского стиля, императивного тона и агрессивно-продающих форматов. Из рекламы пропали деловые клиенты в костюмах, уступив место героям попроще, обычным людям.

В финтехе создают целые дизайн-системы, которые делают их цифровые продукты узнаваемыми. Вы не перепутаете ярко-желтые баннеры Тинькофф с зеленой рекламой Сбера. И это справедливо для любой формы визуальной коммуникации — неважно, говорим мы о фотографиях или инфографике. Но давайте рассмотрим каждую форму подробнее.

Фотографии

Фото обычно используются в статьях и гайдах, реже — в интерфейсах. Снимки должны быть ситуативными, то есть должны дополнять текст по смыслу. Например, чтобы проиллюстрировать интервью, лучше выбрать фотографию самого героя и его бизнеса. Не стоит использовать стоковые фото — они выдают небрежность и уже считаются моветоном.

Какими бывают визуальные коммуникации в финтехе и зачем они нужны

Графика

У графических иллюстраций сфера применения шире — их используют в статьях, на продуктовых страницах, лендингах, баннерах. Они появились на смену наскучившим фотографиям с компьютерами и деньгами, которые в 2010-е использовали почти все банки.

Какими бывают визуальные коммуникации в финтехе и зачем они нужны

Инфографика

Если на странице есть данные, их оформляют в виде инфографики. Это может быть линейный график, диаграмма, иллюстрация со статистическими данными.

Какими бывают визуальные коммуникации в финтехе и зачем они нужны

Будьте аккуратны с этим форматом. С инфографикой всегда есть риск перегрузить пользователя деталями и фактами. В этой статье мы пишем об этом более подробно.

Анимация

Если нужно показать продукт в действии, выбирайте анимацию. Сбер использует ее на промо-сайтах, чтобы показать продукт в действии. Анимация выглядит эффектнее, чем статичные иллюстрации.

Иконки

Иконки — одна из форм визуальной коммуникации. На примере ниже в меню есть иконки, которые помогают быстро ориентироваться и считывать информацию на странице.

Какими бывают визуальные коммуникации в финтехе и зачем они нужны

Отлично, когда в дизайн-системе сочетаются все эти формы — коммуникация становится разнообразнее и увлекательнее. При этом изображение человека на обложке всегда будет привлекать больше внимания, даже при условии, что он не будет главным героем композиции. Человеку интересен человек, как ни крути.

Какими должны быть визуалы

Нарисовать картинки в цветах логотипа — круто, но недостаточно. Иллюстрации должны обладать тремя главными характеристиками и быть понятными, привлекательными и эмоциональными.

Понятные

Иллюстрации дополняют текст и часто нужны, чтобы объяснить сложное простым языком или изобразить что-то один раз вместо тысячи слов. С помощью иллюстраций Альфа-Банк объясняет, как пользоваться платёжным стикером.

Какими бывают визуальные коммуникации в финтехе и зачем они нужны

Привлекательные

Картинка должна быть не только функциональной, но и оригинальной. Вот пример 3D-иллюстраций на странице инвестиций в золото.

Какими бывают визуальные коммуникации в финтехе и зачем они нужны

Вместо того, чтобы использовать реальные фото слитков или другие стоковые изображения, можно собрать 3D. Она абстрактна, но в контексте становится небанальным дополнением страницы. К тому же, это единственный цветной элемент на первом экране, поэтому он притягивает внимание.

Эмоциональные

Иллюстрация создает образ, образ передаёт идею и пробуждает эмоции. Чем лучше иллюстрация, тем мощнее чувства, которые она вызывает.

Какими бывают визуальные коммуникации в финтехе и зачем они нужны

С помощью роликов с персонажами-овощами Тинькофф Банк объясняет, как не поддаться на уловки мошенников. За счёт понятных ситуаций и сочувствия героям правила запоминаются лучше.

По какому пути идут иллюстрации в финтехе

Визуальные коммуникации в финтехе подчиняются тем же трендам, которые господствуют в дизайне в целом. Сейчас это минимализм, интерактивность, градиенты.

Дизайн в финтехе — это про спокойные цветовые сочетания и закругленные углы, но в то же время и устойчивые формы. Это минимализм и лаконичность используемых графических элементов. Мягкость и плавность здесь не просто так — дизайнеры делают ставки на элементы, снижающие тревожность. Они избегают агрессивных сочетаний, тёмных цветов и острых углов.

Ещё одна классная практика — использование маскотов. У Сбера это СберКот — самый финансово грамотный кот, он уже успел завоевать любовь не только юных клиентов, но и их родителей. В его мягких лапах важная социальная миссия: обучать аудиторию финансовой грамотности и рассказывать об инновациях и технологиях, запускаемых Сбером.

Какими бывают визуальные коммуникации в финтехе и зачем они нужны

Сейчас многие банки выпускают продукты в коллаборации с другими компаниями. Тогда задача дизайнеров и иллюстраторов — «вплести» элементы партнера в визуальный язык бренда.

В 2023 и 2024 году Сбер выпустил сначала платежный стикер, а потом — СберКарту с персонажами Союзмультфильма. Такие коллаборации вызывают приятные ассоциации и напоминают о счастливом детстве. Тем самым подпитывается доверие и возникают позитивные эмоции от взаимодействия с банком.

Какими бывают визуальные коммуникации в финтехе и зачем они нужны

В будущем таких ярких, креативных и необычных решений будет только больше.

Резюмируем

Уход от строгой формальности дал финтеху возможность отнестись к визуальной коммуникации более творчески. Сейчас у финансовых институтов больше свободы в плане визуала. Они пробуют яркие дизайны, придумывают кастомных персонажей и экспериментируют с фотографиями.

Для финтех-продуктов иллюстрация — это не просто картинка. Это метод общения и шанс невербально намекнуть пользователю: «Мы с тобой говорим на одном языке». Это способ завоевать доверие аудитории, которое является ключевым в отношениях между компанией и клиентом. И если в его основе лежит понятная, приятная и эмоциональная коммуникация — это вин-вин для всех участников процесса.

Где нас найти

Наш тг-канал: @daleedigital. Тут бывают новости, полезности для работы, вакансии и другой диджитал-движ.

Сайт: dalee.ru

1010
Начать дискуссию