7 советов по оформлению портфолио дизайнера-новичка

Рассказываем, где размещать работы (кроме Behance) и откуда брать первые проекты.

7 советов по оформлению портфолио дизайнера-новичка
Валентина Пастушенко
Веб- и UX/UI-дизайнер, ревьюер на курсе «Веб-дизайнер» в Яндекс Практикуме

Не гонитесь за количеством проектов

На мой взгляд, оптимальное количество проектов в портфолио джуниора — это три. HR-менеджерам часто и вовсе хватает одной-двух работ, чтобы отфильтровать кандидатов на первом скрининге. Поэтому компактное портфолио с парой тщательно выверенных кейсов лучше, чем объёмное, но с посредственными работами.

Если у вас уже много проектов и вы всеми довольны, то лучше выбирать из них те, над которыми вам было приятнее всего работать. Кейсы должны отражать ту сферу, в которой вы хотите получить оффер, задействовать любимые инструменты. Если у вас есть дополнительные навыки, например вы занимаетесь графическим дизайном или проектируете приложения, уделите их презентации небольшую часть портфолио. Это поможет выделиться среди других джуниоров.

Размещайте портфолио везде, где сможете

Самая важная площадка для веб-дизайнера — это, конечно, Behance. Также появился его российский аналог Dprofile, с ним работодатели уже тоже знакомы.

Но для джуниора важно не ограничиваться какой-то одной площадкой, а рассказывать о себе везде, где его может найти потенциальный заказчик. Например, на Dribbble, LinkedIn или в социальных сетях.

А вот где я бы не рекомендовала размещать портфолио:

  • На облачных сервисах. Папочки и «пдфки» неудобно рассматривать, а ещё это просто не по-дизайнерски. Нам важно рассказывать о себе красиво, и этот рассказ начинается уже с момента перехода по ссылке.
  • (неожиданно!) На своём лендинге. Если вы уверенно и легко создаёте сайты, то лендинг — отличный вариант для портфолио. Но, как правило, первые веб-портфолио даются джуниорам сложно и долго, а результат редко выглядит представительнее, чем та же страница на Behance.
  • В Notion. Не худший вариант для размещения портфолио, но со своими минусами. Notion подходит дизайнерам интерфейсов, так как им важно изложить последовательность и логику работы над кейсом, добавить текст. А вот у веб-дизайнеров такое портфолио превратится в скучный белый лист с картинками.
  • В Figma. Кейсы в Figma важно хранить под рукой — иногда нанимающим дизайнерам важно посмотреть не только результат, но и изучить процесс, понять, как вы работаете со слоями и оставляете комментарии, соблюдаете ли порядок в проекте. Но без запроса такое портфолио лучше не отправлять, так как смотреть его менее удобно, чем страницу на Behance.

Если нет заказчиков, придумайте себе проекты сами

Чтобы показать навыки, не обязательно выполнять проекты для настоящих заказчиков. Да и для ненастоящих тоже — вместо этого можно взять абсолютно любую тему, которая берёт за душу.

Например, у меня есть проект, где я рассказала историю своего родственника, погибшего в Великой Отечественной войне. На отдельном сайте я описала историю его жизни с рождения и до смерти, рассказала, как увековечили его память в его родной Нижегородской области. Лонгрид получил номинацию в рейтинге Рунета и несколько международных наград. Поэтому делать что-то важное для себя и заметное для других можно и без коммерческих проектов.

Так, студенты Практикума в одном из спринтов выполняют творческое задание и создают лендинг на любую интересную им тему. Обычно это сайты про города, музыкальных артистов или стили в дизайне.

Кейс студентки Дарьи Лагутиной — прототип сайта про Ярославль. Источник

Можно определить запрос, с которым часто сталкиваетесь вы или окружающие вас люди. Придумать стартап, который решает эту проблему, и разработать для него дизайн сайта. Получится почти коммерческий и при этом творческий кейс.

Также вы можете участвовать в челленджах и добавлять в портфолио результаты. Правда, веб-дизайнерам в таких активностях участвовать сложнее, чем, например, иллюстраторам, так как создать сайт — это трудоёмкий процесс, который состоит из множества этапов.

Вот пара вариантов челленджей:

  • #30daysofwebdesign. Ежедневный челлендж по отрисовке главных экранов. После регистрации на почту будет приходить по заданию в день. Можно выкладывать свои работы с хештегом, влиться в комьюнити и найти много друзей-коллег.
  • Daily UI. Популярный челлендж для UX/UI-дизайнеров. Участникам каждый день присылают задание по отрисовке элемента сайта, приложения или сервиса.

Конечно, один экран или элемент не оформишь в кейс на Behance, но для блога в LinkedIn или социальных сетях такие работы подходят. А ещё так можно развивать креативность и другие навыки.

У студентов курсов по дизайну вопрос нехватки проектов решается на обучении. Например, в программу Яндекс Практикума входит выполнение десятков небольших и шести крупных работ, каждую из которых можно добавить в портфолио.

Добавляйте командные проекты — но осторожно

Размещать командные проекты в портфолио можно — они показывают, что вы можете работать в команде и у вас уже есть опыт взаимодействия с коллегами. Но в таком кейсе важно подчеркнуть именно свой вклад, так как работодатель или заказчик ищет специалиста, а не команду. И не ставьте групповые проекты на первое место: навык работы в команде важен как дополнительный.

Бывает, что командные проекты уступают индивидуальным. В таком случае их лучше вовсе не показывать в своём портфолио, даже если вас отметили в кейсе как участника.

Создайте приятное первое впечатление

Первое, на что мы смотрим в портфолио, это даже не кейсы, а обложки кейсов. Убедитесь, что они привлекательно выглядят, не нарушают базовые правила дизайна и достаточно хорошо описывают, что находится внутри проекта.

Помните, что портфолио — это не только кейсы. Это ещё и возможность рассказать о себе, найти контакт с заказчиком или работодателем, понравиться ему чем-то кроме профессиональных навыков. Поэтому даже опытным дизайнерам полезно показывать в портфолио свою человеческую сторону.

Портфолио студента Эльдара Доссова. Слева — контакты и краткий рассказ о себе. Источник

Вот несколько советов по оформлению портфолио на Behance:

  • подписывайтесь именем и фамилией, а не никнеймом,
  • установите аватарку с реальной фотографией,
  • укажите контакт для быстрой связи — мало кто пользуется личными сообщениями, обычно все пишут в Telegram или на почту,
  • добавьте форму потенциальной занятости — готовы ли работать полный день, быть на фрилансе или участвовать проектно,
  • дайте все возможные ссылки, которые предложит Behance, — это вызывает доверие,
  • расскажите о своём опыте и предпочтениях в открытой форме.

Последнее даётся джуниорам особенно трудно. Как правило, они стесняются, готовы согласиться на почти любое хорошее предложение, а опыта у них при этом нет. Если вы тоже в такой ситуации, то напишите хотя бы в общих чертах, в какой сфере хотите работать, какими проектами интересно было бы заниматься. Можете прямо заявить, что вы джуниор, хотите попасть в крупную компанию и будете очень стараться, — и подкрепить слова списком уже освоенных навыков.

Оформляйте кейсы грамотно

Недавно я где-то услышала фразу: «Создать кейс на Behance — всё равно что создать сайт». И я с этим согласна, потому что для добавления проекта в портфолио нельзя просто перенести скриншоты из сайта или файла в Figma. Это отдельный кропотливый труд.

При оформлении кейсов важно быть аккуратным и соблюдать базовые правила дизайна. Например, джуниоры часто нарушают правило внутреннего и внешнего, не разрежая элементы соответствующими отступами. Или путают типографские символы, например разные виды кавычек или дефис и тире. Работодатели смотрят на такие нюансы, потому что внимательность и перфекционизм кандидата важны для них не меньше, чем навык работы в Figma.

Показывая работу, рассказывайте о ней

Рассказывать о проектах дизайнеру нужно всегда, но тщательность этого контекста зависит от сферы. Например, графическим дизайнерам достаточно обойтись описанием идеи и решения в начале кейса, а потом добавить галерею изображений с результатами. Дизайнерам интерфейсов наоборот — нужно подробно объяснять решения, прикладывать результаты исследований пользователей.

Прототип сайта про гранж студентки Дарьи Лагутиной. На скриншоте — версии для экранов разных устройств. <a href="https://www.behance.net/gallery/192327045/Landing-about-grunge" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Прототип сайта про гранж студентки Дарьи Лагутиной. На скриншоте — версии для экранов разных устройств. Источник

Веб-дизайнеры находятся где-то в середине — им важно показать сайт, а также рассказать, из чего он состоит и почему, но без лишних подробностей.

Что, например, может входить в кейс:

  • первый анонсирующий экран, чтобы читатель понял, о чём пойдёт речь,
  • рассказ о задачах и целях работы,
  • мудборд,
  • скриншоты мобильной версии,
  • портрет аудитории,
  • объяснение цветовых или типографических решений,
  • видео с демонстрацией анимации на сайте.

Это не универсальный набор пунктов, так как всё зависит от проекта. Рассмотрим возможные блоки на примере творческого кейса Эльдара Доссова — студент представил прототип страницы с анонсом и записью на вебинар, посвящённый брутализму в веб-дизайне.

Кейс от студента Эльдара Доссова — прототип страницы вебинара о брутализме. Источник

В этом кейсе читатель видит первый экран, на котором говорится, что это за страница. Потом читает краткую сводку о брутализме и предназначении проекта. Ниже раскрывается то, что находится «под капотом» страницы: показана чёрно-белая сетка, на которую накладываются элементы страницы, а также UI Kit с набором цветов и шрифтов. Далее идёт мокап со старомодным монитором и версии страницы для компьютера и смартфона. Потом — формы, которые появляются на экране при регистрации. А в конце — видео со всеми анимациями и бегущими строками.

Ещё раз кратко — и о самом главном.

  • Главное — качество, а не количество. Лучше сделайте один-два кейса в портфолио, но хорошо, чем пять, но посредственно.
  • Создать кейс — отдельная большая работа. И эта работа требует соблюдения правил дизайна, а также понятного описания процесса.
  • Рассказывайте о себе везде, где сможете. Ваш будущий работодатель может найти вас где угодно.
  • Не делайте портфолио в PDF. Ссылка на облачный сервис — это не по-дизайнерски.
  • Придумывайте себе заказчиков и создавайте кейсы о любимых вещах. Чтобы показать навыки, не нужен коммерческий опыт.
  • Подумайте о первом впечатлении. Портфолио должно привлекать с первых секунд — до того, как читатель зайдёт в кейс. Не бойтесь говорить о себе и сделайте красивые обложки.

А ещё помните, что многие кейсы на Behance — это концепты, которые никогда не станут работающими сайтами. И это причина не разочаровываться в себе, глядя на образцовые кейсы других. Многие джуниоры смотрят на проекты опытных дизайнеров и даже не думают, что это отдельный жанр, в котором далеко не все идеи годятся для воплощения в настоящем веб-интерфейсе.

22
3 комментария

Как всё чётко и конкретно, без воды и вокруг да около. Спасибо

1
Ответить

содержательно и очень ясно все пункты указали

1
Ответить

Здесь не нужно портфолио

Ответить