Почему фирменный стиль и брендбук — не одно и то же

Почему фирменный стиль и брендбук — не одно и то же

Часто клиенты обращаются с запросом разработать брендбук, подразумевая разработку фирменного стиля. Эти работы отличаются по срокам, стоимости и объему.

Фирменный стиль или айдентика — только часть брендбука и визуальная идентификация бренда, как бренд выглядит. Брендбук — фундаментальный документ, содержащий позиционирование бренда, его вербальную и визуальную идентификацию.

Разработка фирменного стиля предполагает, что у компании или продукта уже есть позиционирование и идентификация. Брендбук предполагает переработку позиционирования вместе с идентификацией.

Разберем термины и этапы работы над брендбуком и фирменным стилем.

Что такое позиционирование?

Почему фирменный стиль и брендбук — не одно и то же

Позиционирование (платформа бренда) — это то, как бренд воспринимается покупателем. Цель позиционирования — донести информацию о компании или продукте до покупателя. Задачи позиционирования — выделиться среди конкурентов, задать основу для идентификации бренда и создать образ.

Позиционирование содержит описание бренда, легенду, философию и миссию, формирует отличительные черты бренда от конкурентов и его уникальное торговое предложение, описывает целевую аудиторию, ценности и выгоды бренда.

Позиционирование описывается в текстовом виде и занимает значительную часть брендбука.

Что такое идентификация бренда?

Почему фирменный стиль и брендбук — не одно и то же

Идентификация бывает вербальной и визуальной и всегда базируется на разработанном позиционировании. Вербальная идентификация — это название бренда, слоган, тон и манера общения (tone of voice). Визуальная идентификация — это визуальные образы и фирменный стиль.

Через коммуникационные каналы (сайт, социальные сети, реклама, визитка, брошюра) до потребителя доносится позиционирование бренда через вербальную и визуальную идентификацию.

В чем отличие фирменного стиля от брендбука?

Почему фирменный стиль и брендбук — не одно и то же

Фирменный стиль — это логотип, носители стиля (визитка, бланк, папка), элементы стиля (паттерны, геометрические фигуры). В нашей студии с фирменным стилем разрабатывается руководство по использованию, которое содержит правила использования логотипа, цвета, шрифты, правила использования элементов стиля. К носителям разрабатывается руководство для печати в типографии и для верстки.

Брендбук — это позиционирование бренда, вербальная идентификация и визуальная идентификация.

Как понять, нужен ли мне фирменный стиль или брендбук?

Наша цель сделать так, чтобы перечень работ решал задачи клиента.

Пример №1. Компания давно на рынке и на слуху. У компании своя целевая аудитория, понятны преимущества, разработано позиционирование. Однако, идентификация не соответствует заявленному позиционированию. Визуальный или вербальный язык общения с потребителем не тот. Тогда можно обойтись разработкой фирменного стиля с носителями и руководством.

Пример №2. Компания только что открылась и необходимо разработать позиционирование. Нет понимания, с кем компания конкурирует и для кого предназначены продукты или услуги. В данном случае необходимо сосредоточиться на разработке полноценной платформы бренда с подробной проработкой позиционирования и идентификации, включая разработку названия, слогана и бренд-бука.

В следующей статье по брендингу расскажем об инструментах для разработки позиционирования.

3535
15 комментариев

Комментарий недоступен

53
Ответить

Прочитав ваши 2 предложения, я понял больше чем прочитав статью ... Спасибо

15
Ответить

Инструкция к фирменному стилю называется гайдлайн (guideline). Брендбук это совсем о другом. 

3
Ответить

Да, можно сказать и так, если кратко. Но мы пишем статьи для клиентов, для людей, которые в теме не разбираются. Им недостаточно просто сказать что фирменный стиль — часть брендбука. К сожалению, простого ответа часто бывает недостаточно. С этой целью и написана статья, чтобы разжевать подробнее.

Ответить

Покажите примеры, чтобы лучше воспринимать информацию

2
Ответить

Спасибо, учтем.

1
Ответить

Спасибо за статью.
Все по делу. Очень хорошо вы все структурировали.
Ваша терминология мне импонирует максимально близко на сегодняшний день. Изучая литературу по дизайну и опыт лучших студий я могу сказать что я с вами полностью в терминологии согласен.
Поэтому мне все понравилось, и главное вы все грамотно расписали.

Единственный момент в котором у меня до сих пор сохраняется неясность это где начинается брендбук? Интересен минимальный набор обозреваемых аспектов когда документ можно смело называть брендбуком. Ведь если бренд крупный (ауди например), то там уже гайдбук для рекламы может являтся отдельным документом, гайдлайны для веба - еще одним документом и вроде это составлюящие брендбука документы, но они могут быть очень большими,  в разы обширнее самого брендбука. Именно минимальный набор правил для брендбука вы можете выделить? Или "пакет документов" нельзя будет называть брендбуком пока мы в него не включим всё. Хотя бы даже в рамках своей студии у вас есть какое-то понимание mvp брендбука?

1
Ответить