Должен ли логотип быть уникальным
Дизайн, в отличие от искусства, решает прикладные задачи. Создание чего-то нового, единственного и неповторимого не входит в их число. Однако есть устоявшееся клише, что хороший логотип должен быть уникальным.
Почему сделать уникальный логотип почти невозможно? Когда попытки выделиться могут привести к убыткам? Как потребитель идентифицирует бренд? Дизайн-студия «Логомашина» ответит на эти вопросы.
Уникальность — залог успеха?
Недостаточно просто проинформировать людей о существовании бренда. Важно выделиться в информационном поле, запомниться, отстроиться от конкурентов. Привлечение внимания к продукту и компании — это задача маркетинга, для решения которой служит дизайн.
Может показаться, что у логотипа с нестандартной формой и мелкими деталями больше шансов зацепить ваш взгляд. В действительности же сложный концептуальный знак вполне может остаться незамеченным, если вокруг будут яркие крупные вывески с самым простым содержанием.
На логотипы с изюминкой приятно смотреть, как на картины в музее. Но креатив и уникальность — это еще не залог успеха. Ведь конечная цель любого бизнеса — продажи, а не развлечение публики. У многих крупных брендов очень лаконичные фирменные знаки, основанные на простых геометрических формах.
Можно предположить, что при создании этих логотипов не стояло цели достичь уникальности. Все элементы максимально упрощены и унифицированы — даже перья у птички. Вывод очевиден: степень уникальности логотипа вовсе не коррелирует с успехом бренда на рынке. Давайте разберемся, почему.
Почему все логотипы похожи?
Фирменные знаки крупных компаний похожи друг на друга сильнее, чем вам кажется: среди них найдутся почти близнецы:
Скорее всего и для более сложных детализированных логотипов найдутся дубли. Человеческое мышление неуникально: все мы вдохновляемся одними и теми же работами классиков или явлениями природы. У нас есть ограниченный набор цветов, фигур, вариантов компоновки. Поэтому новое — это просто забытое старое.
Уникальный на 100% логотип — это невозможно. Конечно, стремиться к уникальности можно, но для бизнеса это скорее вредно, чем полезно.
1. Носители айдентики неуникальны
Айдентика и логотипы не живут в вакууме. Графику разрабатывают под потребности бизнеса — исходя из того, где именно фирменный знак будет располагаться.
В отрыве от товара логотип может показаться скучным и слишком уж простым — будто дизайнер на нем решил отдохнуть. Галочка — общеизвестный позитивный символ, означающий «да», «сделано», «окей». Обобщенный позитивный знак мог подойти любой компании, кроме разве что похоронного бюро. Но именно благодаря такому минимализму и простоте галочка хорошо смотрится на обуви.
Носители определяют дизайн. Один и тот же знак должен хорошо смотреться и на торце шариковой ручки, и на рекламном баннере на улице, на светлом, темном или цветном фоне. Посмотрим на логотип пекарен «Буше»: он состоит только из четырех букв — названия компании.
С одной стороны, носители фирменного стиля ограничивают дизайнеров. Логотипы необходимо упрощать, стараться делать многофункциональными: чтобы на любой поверхности и в любом размере все оставалось красиво и понятно.
С другой стороны, именно носители дают возможность выделиться. Удачное размещение фирменного знака на товарах, упаковках и в рекламе — это тоже часть фирменного стиля: на примере “Nike” и «Буше» это хорошо видно.
2. Оригинальные идеи быстро устаревают
Редизайн фирменного стиля — сложное мероприятие для любого бизнеса. Во-первых, это большие затраты на смену всех вывесок, упаковок и мерча. Во-вторых, трудно спрогнозировать, как нововведения повлияют на продажи. Поэтому одна из целей дизайнера при разработке логотипа — сделать знак, который не устареет через несколько лет.
Простые формы и шрифты — это классика, которая в любые времена актуальна. А вот сложные формы, стремящиеся к уникальности, не всегда выдерживают проверку временем. Например, очень быстро устаревают декоративные шрифты.
Давайте посмотрим на ребрендинг сети книжных магазинов «Буквоед». Компания открылась в 2000 году и кардинально сменила фирменный стиль в 2019.
Есть много компаний постарше «Буквоеда», которым удалось дожить до наших дней без смены дизайна. В большинстве случаев у них лаконичные логотипы, не претендующие на уникальность.
Мода изменчива, и сложные графические приемы, подчеркивающие уникальность бренда, характерны для дизайна рекламы и упаковки. Поскольку логотипы не планируют менять каждый год, их стараются упрощать.
3. Человеческое мышление неуникально
За любым, даже абстрактным, логотипом должна стоять понятная идея. И у дизайнера есть ограниченный набор средств, чтобы эту идею выразить, ведь люди мыслят стереотипами и штампами.
Можно нарисовать всем понятную реалистичную лягушку, но она не будет уникальной. Можно стилизовать рисунок, делая его более интересным и креативным. Но если чересчур увлечься, лягушка превратится в непонятное пятно.
Уникальность не должна быть самоцелью. Разработка логотипа начинается с идеи, которую важно донести до потребителя. Если сосредоточиться только на оригинальности знака, можно упустить исходный месседж и дезориентировать зрителя.
Почему мы не путаем бренды друг с другом?
«Айдентика» — это англицизм от слова «идентичность», и цель дизайна — сделать компанию узнаваемой. Тогда почему мы спокойно ориентируемся на рынке среди неуникальных логотипов?
Фирменный стиль — это не конечная картинка, которую предъявляют потребителю. Это набор графических элементов и правил их использования. Логотипы, паттерны и шрифты доходят до публики не на белом фоне: они — часть рекламы, упаковки, сайта, мерча или самого продукта. Идеальный фирменный стиль является визуальным отражением философии компании и позволяет эту философию транслировать на любых носителях.
Уникальность каждого бренда — это не логотип сложной формы с кучей эффектов. Это продуманный месседж, который удалось донести до целевой аудитории. Давайте посмотрим на какой-нибудь сильный бренд с простым логотипом. Например, вот всем известная IKEA:
Айдентика IKEA — это не просто скучный логотип из четырех букв. Это пропаганда скандинавского стиля жизни, минимализма и удобства. У них лаконичный фирменный стиль, простая и красивая мебель, недорогие фрикадельки в кафе, экологичная упаковка и остроумная реклама.
Мы не путаем бренды друг с другом, потому что айдентика — более широкое понятие, чем набор фигур и цветов. Мы сталкиваемся с конкретным месседжем бренда, на конкретных носителях, в конкретных ситуациях. Фирменный стиль IKEA уникален несмотря на заурядный логотип. И даже благодаря этому логотипу: потому что он хорошо помещается на карандаши, узнаваем на иллюстрациях, а по вывеске магазина вполне понятен дух заведения.
Для успеха айдентики важны не затейливые графические приемы, а продуманный посыл и маркетинговая стратегия. Нужно понять, кто потенциальный потребитель, чего он ждет от покупки, где он столкнется с рекламой и что вызовет у него доверие. Хороший фирменный стиль — средство коммуникации с клиентом.
Автор текста: Дарья Тамилина для «Логомашины»
Если нравится наш полезный контент — подпишитесь на «Логомашину» в соцсетях:
Шанель - говно с наручниками,
Буквоёб говно, надо было подштукатурить старый.
Икея норм, фидекс не нравится цвет, но все равно норм
Буше - просто говнище. Не логотип, а стаканы.
Найк хороший, потому что логотип бесит муслимов.
Сабвэй - какое-то говно на тему гендерного разнообразия
Сбербанк был бы неплох, если бы не непонятная круглая херня и буквы повыше.
Твиттер логотип норм, продукт говно =)
Белые круги внутри красных кругов - крутые.
Зёбка просто говнище. То что в центре нельзя показывать людям, которые смотрели что-то типа адвенчертаймс.
Хедхантер не может выбрать между заглавной и прописной h
Просто адский комментарий, смеялся минут 5
Я извиняюсь за свое больное воображение просто нет особого смысла в разборе логотипов, потому что у всех вкусы разные. И разные ассоциации
Наручники и Chanel - это эмигрант в Европе пишет книгу про рытье каналов в ГУЛАГе. Подошло бы на книжку Солженицына
Мастеркард бы немного поменять - и готов новый смайлик для батхерта. Моя жепка подгорает, вот что говорит мне мастеркард
А почему найки бесит муслимов?
Там линия с изгибом. А имя их бога состоит из линий с изгибом
Комментарий недоступен
В каком пункте?
Комментарий недоступен
Это мое личное мнение, я нигде не писал что-то другое и не подавал это вообще никак
Комментарий недоступен
Нет ничего плохого в вкусовщине, когда речь идёт о логотипах. Так хоть есть о чем поспорить
Комментарий недоступен
У хх два разных акцента, они не могут себе букву выбрать.
Буше я писал про стаканчик, при беглом взгляде он противный
Зёбка плоха как тинькоф и всё, где много каши намешано.
Сабвей не может жить в мире, где стрелки постоянно используются для обозначения сексуальных отношений с мебелью зелёного цвета.
Про буквоёб пошутили все, его сложно воспринимать иначе после этого
Комментарий недоступен
Да сколько можно?
Айдентика нужна для идентичности, а не узнаваемости.
Узнаваемость ≠ идентичность.
— «Айдентика» – это англицизм от слова «идентичность», и цель дизайна – сделать компанию узнаваемой.
Мы вроде и не приравниваем)
Что такое идентичность?
Это когда f(x) = x
https://en.wikipedia.org/wiki/Identity_function
Гуглите
Поддерживаю автора во многом. Не люблю так делать, но очень часто заказчики просили логотип разработать "похожий" или "напоминающий" на уже раскрученный бренд, предполагая, что потребители "сыграют" а ассоциации. Лично для своего бренда, я выбрала простой логотип в овале и возможность менять цвета, намучавшись, работая с чужими....подбирая сочетающиеся фоны, умещая на малоформатных носителях (типа ручки и пр.). И ещё, прогуливаясь по магазинам, перед самоизоляцией, обратила внимание на товары в упаковке с самым простым дизайном на белом фоне. Они так выделялись на полке. Это было в Леонардо, в отделе детского творчества. Между насыщенными, цветными упаковками контрастировал товар с простым белым фоном. Но вот название не запомнила)))) наверное сам товар не заинтересовал.
А вообще, если товар классный, его даже с плохим лого купят. По поводу дизайна упаковки, думаю - красивая обёртка и презентабельный вид - это выбор покупателя для товаров "на подарок".
🤦🏻♂️ о хоспади, еще одна попытка "пропихнуть" свои услуги; а ведь кто-то поверит в эту писанину 🤷🏻♂️
Комментарий удален модератором
Рисуй логотипы
Мне нравится самая первая ваша статья на эту тему: https://vk.com/logomachine/myths?w=wall-32754081_4018
FedEx со своей скрытой стрелкой в негативном пространстве вечен. Если и обновят, то она останется.
Лишь потом это стало мейнстримом.
https://www.pinterest.com/search/pins/?q=negative+space+logo&rs=direct_navigation
Меня в последнее время пугает стремление дизайнеров упрощать. В любом случае это течение будет иметь своё логическое завершение, после чего появится громосткий, корявый, баныльный (просто отличный от "правильных") логотип, который запустит тренд на новое течение. А вообще, нет смысла в таком подходе - привлекает самовыражение и если фирма видит себя (в данный момент) в образе гипер реалистичного бобра жующего заглавную букву названия - ок, почему нет. Если ей суждено просуществовать на рынке и получить узнаваемость - можно будет оставить одну надгрызаную букву..)