Долгая дорога к онлайн-храму, или Как помочь православной церкви и верующим встретиться в интернете

Стомиллионная потенциальная аудитория, лояльная и не замечающая конкурентов, — звучит как сказка. Благодатная почва для стремительного роста любого e-commerce-проекта. Однако «проект», о котором пойдет речь ниже, довольствуется всего ОДНИМ ПРОЦЕНТОМ охвата. Как такое возможно? Давайте разбираться.

В России, по разным данным, от 50 млн до 100 млн православных. При этом посещаемость Patriarchia.ru — всего 1 млн уников в месяц, или 1–2% от лояльной аудитории. Катастрофически мало, если сравнивать с коммерческими проектами. В чем причина? Может быть, много конкурентов? Их нет — это главный официальный ресурс Русской православной церкви. Тогда, может быть, не находят сайт? И это не проблема — по тысяче высокочастотных запросов сайт в топ-3. Так в чем же дело?

Долгая дорога к онлайн-храму, или Как помочь православной церкви и верующим встретиться в интернете

Комментарии здесь излишни — устаревший дизайн и неудобную навигацию видно издалека, так что в детали погружаться не будем. Скажем только, что мобильная версия отсутствует от слова «совсем». Но даже не это главное. К сожалению, ресурс в нынешнем виде не удовлетворяет основных потребностей большей части своей аудитории — прихожан. А многим из них наверняка хотелось бы:

  • записаться онлайн на крещение, венчание или отпевание;

  • удаленно помолиться, поучаствовать в службе, исповедаться или просто поставить свечу и заказать требы (молебен за здравие или упокой, сорокоуст), что особенно актуально для инвалидов и людей, ведущих малоподвижный образ жизни;

  • пожертвовать деньги в любой храм России, не опасаясь мошенничества;
  • найти расписание служб ближайшего к себе храма;
  • посетить церковь виртуально, посмотреть экскурсию по ней (возможно, даже в 3D — почему нет?) или, например, узнать, как обстоят дела у восстанавливающегося храма.

...И так далее и тому подобное. Словом, тысячи запросов, которые, увы, не отрабатываются силами Русской православной церкви.

Мы взяли на себя смелость немного пофантазировать на тему и предложить свой вариант удобного и многофункционального портала для православных — и священнослужителей, и прихожан.

Мы в Proscom разрабатываем мобильные приложения, интерфейсы и цифровые продукты для государства и бизнеса и считаем своей миссией делать сложное простым и тем самым облегчать жизнь пользователей. Вне зависимости от расы, пола, убеждений и вероисповедания. Поэтому в качестве темы этой статьи выбрали социально значимую для большинства жителей нашей страны историю.

А может быть, аудитории это не надо?

Ну правда — на фига бабушке-прихожанке мобильная версия сайта? Ей и сайт-то, может быть, не особенно нужен. Но вы взгляните на распределение аудитории Рунета по возрастам:

Распределение аудитории Рунета по возрастам <span>Источник: </span><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.gfk.com%2Ffileadmin%2Fuser_upload%2Fdyna_content%2FRU%2FDocuments%2FPress_Releases%2F2018%2FGfK_Rus_Press_Release_Internet_Penetration_in_Russia_2017-2018.pdf&postId=127513" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">отчет GfK, </a>январь 2018 года
Распределение аудитории Рунета по возрастам Источник: отчет GfK, январь 2018 года

Мы видим, что проникновение интернета среди молодежи и более старшего поколения близко к насыщению. Можно сказать, что рост сейчас происходит только за счет пожилых. Сегодня каждая третья бабушка (и дедушка) активна онлайн.

Вот еще один интересный график, показывающий процент тех, кто пользуется мобильным интернетом:

Аудитория возрастом 55+ интенсивнее других прирастает мобильными пользователями <p>Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmediascope.net%2Fupload%2Fiblock%2F423%2F17.04.2019_Mediascope_%25D0%259A%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D0%2590%25D1%2587%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0_%25D0%25A0%25D0%2598%25D0%25A4%2B%25D0%259A%25D0%2598%25D0%25912019.pdf&postId=127513" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">отчет Mediascope</a>, апрель 2019 года</p>
Аудитория возрастом 55+ интенсивнее других прирастает мобильными пользователями

Источник: отчет Mediascope, апрель 2019 года

У каждого четвертого человека в возрасте 55+ смартфон уже есть, и тренд на поголовную мобилизацию очевиден.

При этом надо понимать, что храмы посещают не только пожилые люди: по данным ФОМ, 64% россиян в возрасте от 30 до 60 лет считают себя православными. Разницы с пожилыми (69%) почти нет. Да и молодежь не сильно отстает (54%).

Долгая дорога к онлайн-храму, или Как помочь православной церкви и верующим встретиться в интернете

И вообще аудитория православных сайтов — это не всегда воцерковленные и даже верующие люди. Религиозные обряды давно стали частью наших культурных традиций: даже неверующие крестят детей, венчаются и заказывают отпевание или ставят свечи. Поэтому 100 млн — это, возможно, еще довольно скромная оценка целевой аудитории.

Что ж, аудитория есть, запросы от нее — тоже. Приступим.

Шаг 1. Переделываем главную страницу портала Patriarchia.ru

Долгая дорога к онлайн-храму, или Как помочь православной церкви и верующим встретиться в интернете

Так выглядит сейчас первый экран в мобильной версии:

Долгая дорога к онлайн-храму, или Как помочь православной церкви и верующим встретиться в интернете

Наша версия мобильного сайта:

Долгая дорога к онлайн-храму, или Как помочь православной церкви и верующим встретиться в интернете
Долгая дорога к онлайн-храму, или Как помочь православной церкви и верующим встретиться в интернете

Шаг 2. Проектируем онлайн-запись

Эта опция подразумевает двустороннюю историю: основной интерфейс виден пользователям, админка — священнослужителям.

Конечно, фронтенд нужен и для десктопной версии, и для мобильного приложения. Но со смартфоном будет даже удобнее: программа сможет определить положение пользователя и предложить ближайший удобный храм, у которого свободны нужные дата и время. А дальше все как обычно: пользователь отправляет заявку, батюшка или служитель храма получает пуш-уведомление о заявке, которую он может принять, отклонить (с объяснением причин) или предложить другую дату и время.

Онлайн сервисы
Онлайн сервисы

Шаг 3. Создаем сквозную идентификацию для сайтов экосистемы РПЦ

Как известно, свято место пусто не бывает. При огромном количестве запросов от верующих, помноженных на несимметричную активность православной церкви в интернете, появляется много желающих монетизировать этот интерес. От псевдосвященников до различных сект и мошенников всех мастей. Некоторые из них собирают деньги на несуществующие храмы или нужды. Другие отрабатывают популярные запросы и якобы помогают бросить курить, пить или избавиться от наркотической зависимости. Третьи обещают личностный рост, обретение смысла жизни и самого себя. Как правило, их сайты — это лендинги со всем сопутствующим набором инструментов для обработки целевой аудитории. Что же можно им противопоставить?

Наше предложение — сквозная идентификация порталов и сервисов, благословленных Русской православной церковью. Необходим общий признак, который бы однозначно говорил о том, что сайту (сервису, приложению) можно доверять. Например, ресурс, прошедший верификацию и занесенный в официальный реестр или базу данных, получает водяной знак или символ отличия, который служит ему доверительной грамотой в глазах аудитории. И даже при явных различиях в общей айдентике с основным сайтом является маркером его надежности.

Шаг 4. Храм онлайн

Удаленный доступ в храм может быть как интерактивный — принять участие в службе, исповедаться, заказать молебен и поставить свечу, так и односторонний — посмотреть трансляцию праздничных богослужений, внутреннее убранство с помощью 3D-тура или познакомиться с онлайн-изображениями икон храма в высоком качестве.

Карточка храма
Карточка храма

Шаг 5. Делаем простой сервис по созданию страничек для приходов

Идея в том, чтобы любой батюшка-настоятель из самого удаленного прихода мог за несколько минут создать удобную страницу для своего храма, где будут подключены все сервисы, о которых мы рассказывали выше.

Самое главное — сделать эту историю максимально понятной и удобной, чтобы открыть сайт священник мог хоть с телефона.

Итак, для создания страницы своего прихода мы предложим настоятелю найти свой храм в единой базе или на интерактивной карте, затем авторизоваться и заполнить несложную форму регистрации, в которой, например, среди прочего указать, что запущен сбор средств на ремонт или реставрацию церкви либо на постройку часовни. В итоге в выбранном шаблоне страницы среди обязательных опций вроде «Заказать молебен» и «Поставить свечу» появится поле «Пожертвовать в храм».

После одобрения страницы прихода модератором она автоматически подгрузится в общую базу храмов и станет доступной всем прихожанам.

Справедливости ради скажем, что на одном из православных ресурсов prihod.ru, относящихся к экосистеме РПЦ, несколько лет работает конструктор сайтов, позволяющий собрать на вордпрессе простенькие страницы приходов — либо сайт-визитку, либо страницу с новостями, фотографиями, формой обратной связи и парой других разделов. Для организации более продвинутого портала уже требуются услуги профессионалов. Поэтому большинство храмов ограничиваются простенькими вариантами с расписанием служб и реквизитами для сбора средств. Естественно, без какого-либо интерактива и тем более сервисов.

Мы же предлагаем поставить на поток производство удобных страниц с полным набором возможностей.

Резюме

По проникновению интернета Россия еще в 2017 году обогнали США. При этом основной ресурс Русской православной церкви (patriarchia.ru) отстает от сайтов католической церкви того же США (catholic.com) и протестантских церквей Европы (churchofengland.org) минимум лет на 15. К сожалению, у этой онлайн-страницы отсутствует мобильная версия, продуманный интерфейс и сервисы, которые точно были бы востребованы, особенно в условиях карантина. Надеемся, что наша церковь восполнит этот пробел и подарит своим прихожанам возможность посетить храм или даже службу онлайн, заказать основные требы, найти ближайшую церковь, поддержать финансово свой приход или любой храм страны без опасений нарваться на мошенников, услышать молитву дня или обратиться к священнику прямо в интернете.

Опрос аудитории vc.ru: считаете ли вы себя верующим человеком?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить

Читайте другие наши статьи:

1515
10 комментариев

Ну сайт любой компании действительно решает задачи бизнеса и задачи клиентов. Частный бизнес всегда под давлением конкуренции и борьбы за внимание клиента. А У Православной церкви нет конкурентов, нет проблем с вниманием целевой группы, нет страха банкротства из-за гос поддержки и отсутствия налогов.....

А ведь очень много крутых фишек можно было бы сделать и для верующих и не верующих и для православных туристов!

4
Ответить

🤦🏻

3
Ответить

В последнем абзаце ошибка. При чём очень грубая. Нужно писать "православная церковь не подарит, а ПРОДАСТ". РПЦ уже давно исключительно коммерческий проект.

1
Ответить

ох уж эти духовные скрепы

1
Ответить

Сделали хрень, куча всего лишнего. Идеальное приложение - один экран с одной кнопкой "Отдать все деньги".

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Согласен, патриархия.ру тысячу лет как требует редизайна, но то, что предлагает автор - это как сайт администрации президента переделывать в госуслуги. 

Ответить