Как распланировать творческий процесс

Как распланировать творческий процесс

Одних только способностей часто для творчества мало. Нужно еще уметь правильно организовать процесс. Как это делать?⠀

1. Определите дедлайн. Это точка отсчета для всего творческого процесса.⠀

2. Распределите время в соотношении:

20% - подготовка. Изучайте материалы, ищите ответы, продумывайте каждую деталь.

10% - творческая пауза. Отвлекитесь от проекта. Позвольте своему бессознательному работать в фоновом режиме в поисках решения.

20% - озарение, когда вы вдруг находите решение творческой задачи.

50% - реализация. Составьте наброски и черновой вариант (20%), а потом нарисуйте финальный вариант (30%).⠀

Рекомендую делать как минимум две творческие паузы — после сбора материала (информации, референсов) и после чернового варианта.

В первом случае вы в фоновом режиме будете искать идеи, пока не дозреете до инсайта или оригинальной идеи. Во втором — необходимо дать черновику отлежаться, чтобы посмотреть на него свежим взглядом. После второй паузы часто замечаешь какие-то несуразности, которые не были видны с высоты творческого полета. Еще на этом этапе можно подключить бета-ридера или зрителя. Длительность пауз может быть от дня до недели — у всех это индивидуально.

3. Наметьте примерный график работы. Допустим, у вас есть две недели на работу.

Первая неделя будет для подготовки, творческой паузы и поиска решения. Вторая неделя – реализация проекта: создание набросков и финальная работа.⠀

Эта методика поможет рассчитать время на каждую задачу, сосредоточиться на определенном этапе и в итоге избежать затягивания проекта.⠀

Лайфхаки по творческому тайм-менеджменту, которые я использую в своей практике.

1. Вовремя останавливайтесь и не работайте больше запланированного. Даже несмотря на вдохновение. В день достаточно вмещать только несколько крупных задач. В ежедневном планировании я стараюсь использовать метод 1-3-5: одно главное дело, три средних и пять небольших задач.

Все остальное откладываю на завтра, складываю краски или выключаю ноутбук. Стараюсь не поддаваться искушению побольше поработать, пока нахожусь в потоке. Такие творческие запои заканчиваются желанием отдохнуть несколько дней. В результате в ближайшей перспективе вы будете в состоянии выжатого лимона. Оно вам надо?

«Если вы не врач и не пожарный, в вашей работе не должно быть срочности сейчас. Дел со статусом сегодня (решение задачи в день возникновения) должно быть как можно меньше. Все остальное — завтра». Марк Форстер

2. Приучите вдохновение к графику: составьте расписание творческих занятий и поставьте сроки — хотя бы искусственно. Если работать только по вдохновению, то сложно быть успешным в профессии и вовремя сдавать проекты. У дизайнеров в студиях и журналистов в редакциях оно приходит по графику.

Дедлайны помогают быстрее оттачивать навыки. Если у вас нет жестких сроков, важно определить дни недели и время для творчества. Например, многим лучше работается в тишине. Тогда лучше ловить музу утром или поздно вечером (мой вариант), когда вся семья спит.

Мой технический лайфхак со сроками. Как напоминание, за несколько дней до Х начинаю градиентом (или нарастающими по насыщенности цветами) закрашивать в ежедневнике проект. Например, сначала он желтый, потом оранжевый, в конце — красный. Моей внутренней обезьянке так более наглядно и понятно.

3. Практикуйте легкие малые шаги. Ваше дело не должно казаться подвигом, скорее простым и увлекательным шагом (на 2-10 минут). Не написать первую главу, а придумать место и время действия. Не нарисовать главного героя, а подобрать референсы для его прически или одежды. А там или втянетесь в процесс, или, делая бифштексы из слона, за несколько дней завершите весь этап.

Лучше всего этот принцип раскрывает писательница Энн Ламотт. Ее брат пытался написать объемный школьный доклад о птицах. Он был в отчаянии от объема предстоящей работы. Их отец сел рядом с ним и сказал: «Птица за птицей, парень. Просто опиши их одна за другой, птица за птицей».

4. Работайте интервально по методу помодоро. Он отлично подходит в период сжатых сроков и сдачи крупных проектов. Суть метода в том, что 25 минут работаешь, 5 минут отдыхаешь, потом работаешь снова. И так до результата. Количество рабочих минут можно поменять. Например, иллюстратор Яна Франк рисует 45 минут, а следующие 15 минут моет кисточки.

5. Используйте кинестетический дудлинг и чередуйте творческую работу с физической нагрузкой. Кинестетический дудлер — это человек, который лучше думает во время движения, как бы протаптывая фигуры-дорожки.

Таких людей немало. Стив Джобс имел привычку искать решение сложной задачи во время длительных прогулок. Биолог Джон Медина, автор книги «Правила мозга», в своем кабинете поставил беговую дорожку — на бегу ему было легче придумывать новые идеи. Я тоже в поисках свежих инсайтов пользуюсь спортивным лайфхаком или просто получасовой прогулкой.

А как вы планируете свое творчество?⠀

Научиться уверенно рисовать визуальные заметки и освоить творческий процесс на практике можно на курсах по скетчноутингу.

***

Читать больше про дизайн-хаки 👉 ТГ

Начать дискуссию