Кибер-одежда, виртуальное ателье и AR-примерочная. Как развивается цифровая индустрия моды

Цифровизация развивает технологии удаленной работы и досуга: сегодня принять участие в совещании или пройтись по музейной экспозиции можно, не вставая с кровати. Будущее обещает ещё большие удобств: скоро во время общения онлайн можно будет обойтись и без реальной одежды, подобрать наряд по ситуации поможет виртуальное ателье.

Кибер-одежда, виртуальное ателье и AR-примерочная. Как развивается цифровая индустрия моды

От переодевания аватара к цифровому дому моды

Помните, как в детстве: обводили контур картонной куклы и создавали ей платье самого необыкновенного фасона? Сегодня творческие фантазии дизайнеров воплощаются в цифрой среде, где одежда создается для аватаров. Идея виртуальной одежды пришла в модную индустрию из видеоигр, где можно сменить гардероб своему персонажу, сделать татуировку или прическу за реальные деньги. Тренд быстро подхватили бренды.

В 2016 году после коллаборации bitmoji с Bergdorf Goodman пользователи смогли примерить на свои аватары образы модных брендов: Zac Posen, Alexander Mcqueen, Calvin Klein и других топ-дизайнеров. В 2018 году на Миланской Неделе Моды случился настоящий прорыв в области digital fashion – появилась виртуальная модель Lil Miquela со своим первым миллионом подписчиков в Instagram, Cat Taylor (Сattytay) представила свои диджитал-версии известных нарядов Balenciaga, Burberry и Vetements; скандинавский ритейлер Carlings выпустил свою первую цифровую коллекцию одежды и появился «цифровой дом моды» The Fabricant. Один из нарядов - произведений «цифровой моды» от The Fabricant был продан в 2019 году на аукционе за 9,5 тысяч долларов.

Кибер-одежда, виртуальное ателье и AR-примерочная. Как развивается цифровая индустрия моды

В 2020 году можно заказать цифровую одежду онлайн. Виртуальные ателье появляются на специальных платформах, например, на сайте норвежского бренда Carlings или TB Taylor Made можно приобрести целую коллекцию кибер-одежды.

Пользователь выбирает понравившуюся модель как в обычном интернет-магазине, потом загружает свое изображение и оплачивает товар, стоимость которого составляет от 9 до 40 евро. После оформления заказа разработчики создают 3D модель, и клиент получает CGI изображение самого себя в купленной одежде. Большинство представленных предметов гардероба лимитировано 100 загрузками, по достижении которых приглянувшийся плащ или куртку купить будет уже невозможно.

The Fabricant предлагает созданные на заказ детали гардероба бесплатно. Но чтобы примерить на себя, например, комбинезон в доступных форматах OBJ и CLO3D нужно немного разбираться в работе с графическими редакторами: необходимо открыть файл и наложить изображение вещи на собственную фотографию. TB Taylor Made добавил на свой сайт возможность «индивидуальных заказов» и дизайнеры кибер-ателье готовы перенести любую физическую одежду в диджитальную.

Следующим шагом в развитии цифровых ателье и магазинов станет виртуальная примерка одежды за секунду. Сегодня требуется несколько дней и ручной труд дизайнера, чтобы увидеть свой аватар в том или ином облачении. The Fabricant уже начал реализовывать подобную возможность на открытой платформе примерки виртуальной одежды: буквально секунды хватает, чтобы из пользовательского селфи сделать диджитал-аватар, после чего пользователь выбирает свой тип фигуры и примеряет понравившуюся вещь. Платформа имеет свои несовершенства: проработка аватара, невозможность загрузки точных параметров фигуры, но в скором времени каждый человек будет обладать цифровой копией тела и возможностью создания 3D модели по фотографии.

Диджитал-одежда меняет и бизнес-модели производителей одежды. Бренды стремятся перейти на новую модель Made to Oder –«дизайн-продажа-производство», вместо привычной ранее «дизайн-производство-продажа», виртуальная одежда поможет сначала выпускать диджитал-коллекции, а потом уже вводить их в производство.

Ускоряют этот переход в том числе и внешние факторы, например, вопросы экологии, концепция устойчивого развития и, конечно, переживаемая миром пандемия коронавируса. Модный бренд Hanifa в условиях локдауна создал виртуальную CGI коллекцию и организовал показ в Instagram, производство заняло 7 месяцев. В будущем сроки будут уменьшаться, а модные дома присоединяться к растущей тенденции использования технологий для демонстрации своего дизайна.

<p>Hanifa. Pink Label Congo 3D Fashion Show</p>

Hanifa. Pink Label Congo 3D Fashion Show

Успеть за секунду: развитие AR поменяет рыночные модели модной индустрии

Пока переодевание собственного аватара – это развлечение, но будущее обещает грандиозные трансформации: возможность использования виртуальной одежды в реальном времени перевернёт индустрию моды. И если сегодня кажется нелепым одевать собственную фотографию в Instagram, то практика надевать на себя оцифрованный деловой костюм во время переговоров или конференции в Zoom сделает цифровую одежду просто незаменимой. Виртуальная одежда может стать и средством самовыражения, рассказать историю о своем обладателе, например, с помощью анимированного виртуального принта на футболке, доступного в AR очках. Эта технология доступна уже сегодня, чтобы её увидеть достаточно смартфона: принт на одежде раскрывается при наведении камеры в приложении или маске для Instagram/facebook. Phygital-инструменты формируют новый опыт взаимодействия с продуктом и станут «новым чёрным» в самом ближайшем будущем.

Кибер-одежда, виртуальное ателье и AR-примерочная. Как развивается цифровая индустрия моды

Виртуальная примерка с помощью AR и 3D – уже не новость, а широко применяемая технология. Дополненная реальность стимулирует продажи модных и косметических брендов за счет возможности близкого знакомства, аналогичного физическому, с продуктом перед покупкой.

Чтобы оценить размер сумки Rebecca Minkoff покупателю из Калифорнии достаточно в режиме AR положить её на свой кухонный стол; а лондонский модник при покупке кроссовок Ace в приложении Gucci может увидеть их на своей ноге. Российскому потребителю услуга примерки обуви в AR доступна в приложении бренда Lamoda.

Пока такие решения доступны преимущественно для примерки обуви и аксессуаров: полностью одеть человека задача непростая, потому что положение тела в пространстве нестабильно, что делает нестабильными и накладываемые текстуры. Но мы ожидаем, что в скором времени эти проблемы будут решены, поскольку AR развивается ускоренными темпами. Этому способствует в том числе развитие гаджетов и платформ, где эта функция доступна: Shopify облегчила добавление AR-контента на свой сайт для любой марки, Apple представила iPad Pro с камерой, облегчающей размещение AR-контента в реальном мире; Pinterest и YouTube добавили в AR примерку макияжа, а Facebook и Instagram начали развертывать рекламу с поддержкой AR и публикации с поддержкой AR.

Gucci/ Rebecca Minkoff
Gucci/ Rebecca Minkoff

Коллаборации и стартапы: как устроена цифровая мода в России

Российский рынок виртуальной моды достаточно развит. Он представлен несколькими заметными проектами, среди которых – Replicant – первый онлайн-магазин в сегменте виртуальной одежде и бренд ZNY, который уже реализовал свою первую диджитал-коллекцию наряду с физической. Также стоит сказать о коллаборации Творческого Объединения Кружок с Post tribe и коллекции Roono виртуального инфлюенсера Alyona Pole от студии Malivar совместно с AliExpress, которую уже можно приобрести на российской версии платформы.

Коллекция Roono виртуального инфлюенсера Alyona Pole совместно с AliExpress
Коллекция Roono виртуального инфлюенсера Alyona Pole совместно с AliExpress

Также с 2014 года стартапы-резиденты Сколково разрабатывают технологии для реализации виртуальной примерки: Sizolution разработал специальные алгоритмы, которые создают 3D-модель тела покупателя по фотографии, учитывая более 80 параметров, а искусственный интеллект рекомендует оптимальный размер и демонстрирует посадку вещи на фигуре клиента. Компания Texel, производитель профессиональных 3D-сканеров для получения 3D-моделей людей, предлагает возможность создавать свои аватары и, благодаря точному замеру обхватов, проще подбирать подходящую одежду в интернет-магазинах, компания Try Fit тоже представила свои 3D-сканеры для измерения параметров стопы и тела для подбора наиболее удобной одежды и обуви посредством цифрового моделирования: после сканирования система показывает, насколько та или иная модель будет комфортна покупателю по десятибалльной шкале.

<p>Texel/ Try Fit</p>

Texel/ Try Fit

Цифровизация меняет многие традиционные отрасли, но в индустрии моды может произойти настоящая революция. Внедрение новых технологий сканирования тела, дополненной реальности и возможностей виртуальной примерки приведет к росту доверия к онлайн-шопингу и росту доли онлайн-ритейла на рынке: потребителю будет проще выбрать вещь подходящего размера и представить, как она будет сидеть на нем, а производитель и продавец одежды смогут повысить среднии чек и снизить возвраты.

Еще немного и мы дождемся очков дополненной реальности в свободной и массовой продаже, тогда виртуальный образ покупателя одежды может станет важнее, чем его реальный образ. Как следствие, будет расти запрос на дизайн для виртуального мира и открываются новые возможности для диджитал-художников и интеграции модных игроков в гейм индустрию.

Полина Железникова, Fash In

1010
5 комментариев

Такими темпами, шопинг будет удобен в любое время. Широко распространиться эта тенденция виртуальности и люди забудут про очереди, главное, чтобы не было глюков в программах. 

Самый толковый и продуманный проект - это butik (не реклама). У них что интернет-магазин, что офлайн-магазин работают как часы. Настоящий представитель омниканальности

И подделки продают по ценам оригинала.

Старые тренды.