Кибер-одежда, виртуальное ателье и AR-примерочная. Как развивается цифровая индустрия моды
Цифровизация развивает технологии удаленной работы и досуга: сегодня принять участие в совещании или пройтись по музейной экспозиции можно, не вставая с кровати. Будущее обещает ещё большие удобств: скоро во время общения онлайн можно будет обойтись и без реальной одежды, подобрать наряд по ситуации поможет виртуальное ателье.
От переодевания аватара к цифровому дому моды
Помните, как в детстве: обводили контур картонной куклы и создавали ей платье самого необыкновенного фасона? Сегодня творческие фантазии дизайнеров воплощаются в цифрой среде, где одежда создается для аватаров. Идея виртуальной одежды пришла в модную индустрию из видеоигр, где можно сменить гардероб своему персонажу, сделать татуировку или прическу за реальные деньги. Тренд быстро подхватили бренды.
В 2016 году после коллаборации bitmoji с Bergdorf Goodman пользователи смогли примерить на свои аватары образы модных брендов: Zac Posen, Alexander Mcqueen, Calvin Klein и других топ-дизайнеров. В 2018 году на Миланской Неделе Моды случился настоящий прорыв в области digital fashion – появилась виртуальная модель Lil Miquela со своим первым миллионом подписчиков в Instagram, Cat Taylor (Сattytay) представила свои диджитал-версии известных нарядов Balenciaga, Burberry и Vetements; скандинавский ритейлер Carlings выпустил свою первую цифровую коллекцию одежды и появился «цифровой дом моды» The Fabricant. Один из нарядов - произведений «цифровой моды» от The Fabricant был продан в 2019 году на аукционе за 9,5 тысяч долларов.
В 2020 году можно заказать цифровую одежду онлайн. Виртуальные ателье появляются на специальных платформах, например, на сайте норвежского бренда Carlings или TB Taylor Made можно приобрести целую коллекцию кибер-одежды.
The Fabricant предлагает созданные на заказ детали гардероба бесплатно. Но чтобы примерить на себя, например, комбинезон в доступных форматах OBJ и CLO3D нужно немного разбираться в работе с графическими редакторами: необходимо открыть файл и наложить изображение вещи на собственную фотографию. TB Taylor Made добавил на свой сайт возможность «индивидуальных заказов» и дизайнеры кибер-ателье готовы перенести любую физическую одежду в диджитальную.
Следующим шагом в развитии цифровых ателье и магазинов станет виртуальная примерка одежды за секунду. Сегодня требуется несколько дней и ручной труд дизайнера, чтобы увидеть свой аватар в том или ином облачении. The Fabricant уже начал реализовывать подобную возможность на открытой платформе примерки виртуальной одежды: буквально секунды хватает, чтобы из пользовательского селфи сделать диджитал-аватар, после чего пользователь выбирает свой тип фигуры и примеряет понравившуюся вещь. Платформа имеет свои несовершенства: проработка аватара, невозможность загрузки точных параметров фигуры, но в скором времени каждый человек будет обладать цифровой копией тела и возможностью создания 3D модели по фотографии.
Ускоряют этот переход в том числе и внешние факторы, например, вопросы экологии, концепция устойчивого развития и, конечно, переживаемая миром пандемия коронавируса. Модный бренд Hanifa в условиях локдауна создал виртуальную CGI коллекцию и организовал показ в Instagram, производство заняло 7 месяцев. В будущем сроки будут уменьшаться, а модные дома присоединяться к растущей тенденции использования технологий для демонстрации своего дизайна.
Успеть за секунду: развитие AR поменяет рыночные модели модной индустрии
Пока переодевание собственного аватара – это развлечение, но будущее обещает грандиозные трансформации: возможность использования виртуальной одежды в реальном времени перевернёт индустрию моды. И если сегодня кажется нелепым одевать собственную фотографию в Instagram, то практика надевать на себя оцифрованный деловой костюм во время переговоров или конференции в Zoom сделает цифровую одежду просто незаменимой. Виртуальная одежда может стать и средством самовыражения, рассказать историю о своем обладателе, например, с помощью анимированного виртуального принта на футболке, доступного в AR очках. Эта технология доступна уже сегодня, чтобы её увидеть достаточно смартфона: принт на одежде раскрывается при наведении камеры в приложении или маске для Instagram/facebook. Phygital-инструменты формируют новый опыт взаимодействия с продуктом и станут «новым чёрным» в самом ближайшем будущем.
Виртуальная примерка с помощью AR и 3D – уже не новость, а широко применяемая технология. Дополненная реальность стимулирует продажи модных и косметических брендов за счет возможности близкого знакомства, аналогичного физическому, с продуктом перед покупкой.
Пока такие решения доступны преимущественно для примерки обуви и аксессуаров: полностью одеть человека задача непростая, потому что положение тела в пространстве нестабильно, что делает нестабильными и накладываемые текстуры. Но мы ожидаем, что в скором времени эти проблемы будут решены, поскольку AR развивается ускоренными темпами. Этому способствует в том числе развитие гаджетов и платформ, где эта функция доступна: Shopify облегчила добавление AR-контента на свой сайт для любой марки, Apple представила iPad Pro с камерой, облегчающей размещение AR-контента в реальном мире; Pinterest и YouTube добавили в AR примерку макияжа, а Facebook и Instagram начали развертывать рекламу с поддержкой AR и публикации с поддержкой AR.
Коллаборации и стартапы: как устроена цифровая мода в России
Российский рынок виртуальной моды достаточно развит. Он представлен несколькими заметными проектами, среди которых – Replicant – первый онлайн-магазин в сегменте виртуальной одежде и бренд ZNY, который уже реализовал свою первую диджитал-коллекцию наряду с физической. Также стоит сказать о коллаборации Творческого Объединения Кружок с Post tribe и коллекции Roono виртуального инфлюенсера Alyona Pole от студии Malivar совместно с AliExpress, которую уже можно приобрести на российской версии платформы.
Также с 2014 года стартапы-резиденты Сколково разрабатывают технологии для реализации виртуальной примерки: Sizolution разработал специальные алгоритмы, которые создают 3D-модель тела покупателя по фотографии, учитывая более 80 параметров, а искусственный интеллект рекомендует оптимальный размер и демонстрирует посадку вещи на фигуре клиента. Компания Texel, производитель профессиональных 3D-сканеров для получения 3D-моделей людей, предлагает возможность создавать свои аватары и, благодаря точному замеру обхватов, проще подбирать подходящую одежду в интернет-магазинах, компания Try Fit тоже представила свои 3D-сканеры для измерения параметров стопы и тела для подбора наиболее удобной одежды и обуви посредством цифрового моделирования: после сканирования система показывает, насколько та или иная модель будет комфортна покупателю по десятибалльной шкале.
Цифровизация меняет многие традиционные отрасли, но в индустрии моды может произойти настоящая революция. Внедрение новых технологий сканирования тела, дополненной реальности и возможностей виртуальной примерки приведет к росту доверия к онлайн-шопингу и росту доли онлайн-ритейла на рынке: потребителю будет проще выбрать вещь подходящего размера и представить, как она будет сидеть на нем, а производитель и продавец одежды смогут повысить среднии чек и снизить возвраты.
Еще немного и мы дождемся очков дополненной реальности в свободной и массовой продаже, тогда виртуальный образ покупателя одежды может станет важнее, чем его реальный образ. Как следствие, будет расти запрос на дизайн для виртуального мира и открываются новые возможности для диджитал-художников и интеграции модных игроков в гейм индустрию.
Полина Железникова, Fash In
Такими темпами, шопинг будет удобен в любое время. Широко распространиться эта тенденция виртуальности и люди забудут про очереди, главное, чтобы не было глюков в программах.
Самый толковый и продуманный проект - это butik (не реклама). У них что интернет-магазин, что офлайн-магазин работают как часы. Настоящий представитель омниканальности
И подделки продают по ценам оригинала.
Старые тренды.