Проектирование здорового человека и проектирование «курильщика»

Улучшаем в три действия интерфейс устройства, которое смешивает жидкости для парения. Рассказываем на примере, чем нормальное проектирование отличается от дизайнерского рукоблудия.

Дано: интерфейс, который мешает пользователям

В «Атвинту» за UI/UX-аудитом обратился немецкий производитель автоматов, которые смешивают жидкости для парения.

Эти устройства размещают в точках продаж, чтобы автоматизировать работу продавцов. Покупатели выбирают соотношение двух основных компонентов жидкостей для парения: пропиленгликоля (PG) и растительного глицерина (VG). А продавец с помощью автомата смешивает компоненты с точностью до миллиграмма.

Задача устройства — помочь продавцам быстрее обслуживать клиентов и сократить очереди на кассе.

Продукт новый, перед серийным запуском протестировали работу автоматов и установили их в нескольких магазинах. Выяснили, что время обслуживания покупателей после установки автомата изменилось минимально.

Обнаружили, что на пути достижения цели стоял интерфейс.

Не удивительно, учитывая, как он выглядел:

Прототип исходного интерфейса. Заказчик из Германии, поэтому интерфейсный текст — на немецком

Задача: Найти узкие места интерфейса и улучшить UX

Исходная версия интерфейса довольно неуклюжая, в ней нарушены основные правила хорошего интерфейса. Понять, в чем именно проблема, нам помогли аналитика и фидбэк от пользователей, предоставленные производителем автоматов.

  1. Перегружен элементами: пользователь тратит время, чтобы выбрать нужную опцию среди кнопок сверху. Хотя чаще всего нужна ему одна: «PG/VG».
  2. Каждый параметр настраивается отдельно, пользователю нужно неоднократно нажать на настройку каждой цифры. Еще и тачскрин устройства недостаточной отзывчивый — иногда приходится нажимать повторно, чтобы получить отклик. Процесс получается довольно раздражающим.
  3. Из-за независимой настройки параметров пользователь вынужден считать в уме, получается ли в сумме 100%. Лучше, если соотношение автоматически подстроится при изменении одного из параметров.

Создается впечатление, что дизайнер решил задачу при проектировании в лоб: просто расставил в интерфейсе максимум кнопок, чтобы точно было вообще все, что только может когда-нибудь-вдруг-внезапно понадобиться.

Или просто не задумывался о бизнес-задаче продукта, пользовательском опыте и устройстве, под которое разработан интерфейс.

Проектирование интерфейса — это не про то, как разместить кнопки и блоки на экране. Сначала дизайнер разбирается, какие бизнес-задачи и задачи пользователей должен решать продукт. Обратите внимание: не только интерфейс, а продукт в целом. И только после этого можно приступить к проектированию, разработке прототипов и дизайну.

Алексей Нибо, арт-директор digital-агентства «Атвинта»

Решение: чиним интерфейс в три действия

В нашем случае задача продукта такая: сократить нагрузку на продавцов с помощью автоматов для смешивания жидкостей.

Интерфейс будет работать на решение этой задачи, если он:

1. Понятен без инструкций.

2. Учитывает технические характеристики устройства.

3. В нем заложены типичные сценарии и предпочтения пользователей.

Приступим.

Действие 1: Оставляем на экране только главную функцию

Первое, что напрашивается, — избавиться от кнопок смены каждой из цифр в отдельности и использовать вместо них шкалу для регулирования пропорций.

Так мы сводим всю настройку к одному действию: продавец пальцем передвигает бегунок влево или вправо, соотношение меняется. Не надо вычислять, будет ли в сумме 100%, или много раз нажимать каждую кнопку.

Если тачскрин автомата достаточно отзывчивый, этого достаточно. Но обычно для подобных устройств используют не самые крутые мониторы. Да и железо может подтормаживать.

Подробнее об ошибках интерфейса из-за технических характеристик устройств рассказывали в статье «Интерфейсы промышленных устройств: как делать дизайн для продуктов, у которых нет аналогов».

Действие 2. Поправка на технические ограничения

Даже курсором мышки не всегда возможно сразу попасть в нужное значение, а пальцем, еще и при резистивном экране — тем более. Представьте, как бесят попытки подвинуть бегунок в сторону на пару пикселей — и каждый раз промахиваться. Особенно покупателей, которые в это время ждут своей очереди.

Улучшить пользовательский опыт помогут кнопки доводки: плюс и минус. Например, пользователь хотел соотношение 70/30, но не попал. Тогда он быстро выбирает максимально близкое соотношение, а дальше донастраивает до нужного значения в пару нажатий.

Теперь снова стало много действий: подвинуть ползунок, несколько раз нажать кнопку доводки. Будем сокращать. А для этого возвращаемся к аналитике и фидбеку от пользователей.

Действие 3. Поправка на предпочтения пользователей

Из информации о специфике этой сферы и исследований аудитории выясняем самые популярные пропорции. Оказывается, их всего три: 70/30, 50/50, 80/20. Они закрывают потребности покупателей в 90% случаев.

Добавляем кнопки быстрого выбора пропорций с этими значениями. Теперь продавец нажимает одну из опций и в одно действие готовит смесь нужной пропорции. Это кратно сокращает время взаимодействия с интерфейсом.

Шкалу сохранили для оставшейся части покупателей, которые выбирают альтернативные сочетания и пропорции.

Выводы и рекомендации

В примере мы разобрали один из экранов довольно простого интерфейса: он выполняет одну функцию и в нем всего два показателя. Несколькими кнопками решили задачу и сэкономили кучу времени покупателям и продавцу.

Для более сложных интерфейсов подход будет аналогичным, только по каждому пункту потребуется более глубокая проработка и погружение в аналитику.

Алгоритм такой:

  1. Разбираемся, в назначении продукта и конечной задаче бизнеса. Чаще всего задачи связаны либо с увеличением прибыли, либо с сокращением затрат.
  2. Исследуем контекст, в котором будет работать новый продукт. Контекст — это условия и обстоятельства, при которых пользователь будет взаимодействовать с продуктом и интерфейсом. В нашем случае контекстом в первую очередь будут технические характеристики экрана и железа устройства.
  3. Подробно выяснить задачи пользователей и их привычки. Какую проблему пользователей нужно решить, как они привыкли решать эту задачу, какие слабые места привычного решения, как цифровой продукт и интерфейс улучшит их впечатление от продукта.
  4. Только после предыдущих шагов переходим к разработке прототипов.
0
9 комментариев
Написать комментарий...
Chipsa

Заголовок зачёт))

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита

Моя лютая потребность в системности удовлетворена 😌 отличная работа)

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Спасибо, рады :) 

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Sych

Заголовок норм )

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Sych

=)

Ответить
Развернуть ветку
Dear Moscow,
немецкий производитель автоматов, которые смешивают жидкости для парения

Очень классная затея! Не поделитесь адресом их сайта? Интересно посмотреть.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Пока нечем поделиться, на открытые продажи стартап еще не вышел

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Lyakhov

У вас же на макете всегда минус PG и плюс VG :D

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Спасибо. Интересно каков результат → на сколько % сократилось время обслуживания 1 клиента?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда