Зонирование ресторана в сложном помещении: опыт студии SVOBODA

Елена Медведникова
Дизайнер интерьера, куратор программы «Дизайн интерьера. Базовый курс»
Фото: студия SVOBODA
Фото: студия SVOBODA

Помните, как в сериале «Медведь» команда ресторана расчерчивала пустой пол, чтобы отрепетировать и предугадать все сценарии передвижений поваров и официантов, и только после этого строила реальную кухню? В реальной жизни все происходит ровно так же: кафе и рестораны зонируются и обустраиваются, когда определяются основные направления трафика гостей, персонала и доставки продуктов на кухню. Только так получится сделать реально функциональные пространства, где комфортно будет всем. В статье — кейс моей студии SVOBODA, где мы решили несколько задач со звездочкой и выжали максимум функциональности из каждого квадратного метра, не забыв об эстетике.

Общая площадь объекта: 143 м²

Два зала: основной, с высокими потолками, на первом этаже и смежный на втором этаже.

Кухня: грузинская.

Стиль: современный

Дизайнеры проекта: Елена Медведникова, Надежда Шведова, студия SVOBODA

Светодизайнер: Юрий Медведников

Фотограф: Ольга Мелекесцева

Фото: студия SVOBODA
Фото: студия SVOBODA

Итак, начнем с основ. В идеале проверять эффективность будущего трафика — маршрутов перемещения персонала и гостей по ресторану — стоит на этапе выбора помещения. Но не всегда так получается, так как на выбор помещения влияет множество других факторов. Часто к дизайнеру приходят заказчики с уже арендованным под будущую точку питания помещением.

Именно так произошло в этом проекте. У пространства, над которым нам предстояло работать, были как хорошие характеристики, например, подходящая для концепции локация с возможностью привлечения необходимой целевой аудитории, так и не очень.

Помещение под ресторан располагалось на 1 этаже современного ЖК, и у него было два входа: с улицы и со двора (там в дальнейшем планировалась летняя веранда). Таким образом, оба входа предназначались для гостей, а отдельного входа для персонала и подвоза продуктов на кухню не было.

Фото: студия SVOBODA
Фото: студия SVOBODA

Задачи со звездочкой:

  1. По техпроекту, разработанному с заказчиком и специалистами-технологами, на первом этаже мы решили разместить открытую кухню, зону бара и часть посадки. Теперь «звездочка»: всю остальную техническую часть с производственными цехами нужно было оставить в периметре основного зала, но на специально возведенной для этого антресоли, закрытой от гостей. Из-за недостаточной высоты первого этажа антресоль представляла серьезную эстетическую проблему: сильный опуск потолка в зоне бара и две глухие стены, смотрящие прямо на гостей.
  2. Пространство зала первого этажа — вытянутое проходное помещение неправильной формы с двумя входами. Работать предстояло с большим количеством выступов, углов, несущей колонной по центру и примыкающими к ней инженерными коммуникациями, в том числе канализационным стояком, определяющим место привязки будущего санузла.
  3. Собственно, сам санузел. Его расположение — крайне важный вопрос при функциональном зонировании ресторана. С одной стороны, он должен быть легко доступен из любой точки зала. С другой, гости, сидя за столиками, не должны видеть, что происходит в зоне санузла. И самое главное, ни при каких обстоятельствах в открытом дверном проеме санузла из зоны посадки не должно быть видно унитаз. Это табу.
Фото: студия SVOBODA
Фото: студия SVOBODA

Как мы их решили:

  1. Мы могли бы визуально раздробить геометрический объем антресоли контрастными приемами, но это было невозможно из-за мягкой нюансной колористической концепции проекта. Тогда мы решили «растворить» антресоль в пространстве с помощью градиента. Сюжеты, которые угадываются в абстрактной геометрии объемных настенных панно, подсказала нам природная красота Грузии — воздушная перспектива гор и морская гладь в закатный час, когда небо сливается с морем.
  2. Если недостаток нельзя исправить, его стоит не прятать, а подчеркнуть, обратить в достоинство. Зал на первом этаже был проходным, и мы решили создать в нем ощущение, что гость находится в залитом солнцем грузинском дворике (в современном прочтении, конечно, как того требовала концепция заведения). Поддержали эту легенду зонированием с помощью малых архитектурных форм — перегородки с разновысотными арками — и экстерьерными материалами в отделке барной стойки, колотой плиткой на полу и декоративными панно, отсылающими к грузинскому ландшафту.
  3. Эту задачу мы решили с помощью все той же реечной перегородки с арочными проемами.
Фото: студия SVOBODA
Фото: студия SVOBODA

Вообще, идея с перегородкой оказалась очень выигрышной сразу по многим причинам. Она выровняла пространство по всей длине, помогла сформировать понятное гостям и удобное персоналу зонирование посадки, бара, гардероба, санузла и лестницы на второй этаж. Мы выкрасили ее в цвет стен, за счет чего конструкция из металла длиной в несколько метров выглядит легкой и воздушной, придавая пространству основного зала архитектурность, многосложность, камерность и дополнительный объем, который создается благодаря светотени. Так, функциональный элемент стал одновременно главным декоративным приемом ресторана.

Фото: студия SVOBODA
Фото: студия SVOBODA

Кстати, мы развили тему с арочными формами и в зоне барной стойки с дугообразной столешницей в отделке из массива древесины ясеня и фасадом, оформленным напиленным на плитки клинкерным кирпичом.

Фото: студия SVOBODA
Фото: студия SVOBODA

Мы разделили два зала по настроению и атмосфере. Оказавшись внутри заведения, гости могут выбрать, разместиться ли прямо на солнечной «улице» первого этажа или отправиться в гостеприимный «дом», поднявшись по поворотной лестнице на второй этаж.

Зонирование ресторана в сложном помещении: опыт студии SVOBODA

На втором этаже — основная посадка ресторана. Здесь есть столики для компаний до 4 человек, но также есть, где расположиться большой шумной компании — вдоль окна мы специально предусмотрели возможность объединять столы.

Зонирование ресторана в сложном помещении: опыт студии SVOBODA

Что мы сделали, чтобы выкроить максимум площади и воздуха

  1. Второй этаж более «интерьерный», домашний. Атмосферу поддержали светильниками в плетеных абажурах, созданных по нашим эскизам, мягкой мебелью, стульями в чехлах и зеркалами. Стену напротив линии окон украсили зеркальными панно неровной формы. Днем зеркала отражают естественный свет, а вечером — игру бликов от декоративных светильников, добавляя «воздуха» и объема пространству.
  2. Вдоль глухой стены — более камерная посадка на диванах. Нам не хотелось, чтобы гости смотрели в затылки соседним компаниям, но ставить мебель со слишком высокими спинками не стали — получилось бы грузно. На уровне глаз мы поместили экраны из ротанга в деревянной раме и решили эту задачу.
  3. По центру зала разместили круглые столы с крестообразной посадкой — так проходы остались максимально широкими, и у официантов появилась возможность оперативно обслуживать гостей.
  4. Еще несколько ценных сантиметров мы получили, выбрав для посадки за круглыми столиками изящные, но очень удобные стулья на трех ножках, созданные дизайнером Эммануэлем Галлина. Такие же сидения, но уже в формате кресел расположили на первом этаже.
Фото: студия SVOBODA
Фото: студия SVOBODA

Этот проект — наглядное пособие, как с помощью продуманного функционального зонирования и разных дизайн-приемов возможно разместить достаточную посадку и гармонизировать сложное помещение. Внутреннее пространство ресторана выглядит легким и современным, как фасад и архитектура комплекса, в котором он находится.

55
Начать дискуссию