{"id":7297,"title":"\u0417\u0430\u043a\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 \u0432\u0435\u0447\u0435\u0440\u0438\u043d\u043a\u0443 vc.ru. \u0420\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c \u0438 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c, \u043a\u0430\u043a \u044d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e","url":"\/redirect?component=advertising&id=7297&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/300923-proveli-vecherinku-vc-ru-i-sdelali-ofis-uyutney-s-pomoshchyu-novogo-servisa-ot-ozon&placeBit=1&hash=1786c9dcf11a3b054c8e53004e27074664313ed4055e24064ede059ebc186db8","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как улучшить сканируемость контента и сделать его более читаемым

The UX Collective рассказали об основных паттернах чтения и поделились рекомендациями по улучшению сканируемости контента. Адаптированный перевод материала от продуктового редактора Александра Марфицина.

Если нам нужна информация, мы её гуглим. Затем сканируем название и описание, а когда попадаем на подходящую страницу, ищем подсказки в содержании. Пытаемся понять, стоит ли её читать полностью.

Такое информационно-поисковое поведение можно сравнить с поведением хищников. Дикие животные ищут пищу, чтобы выжить. Люди ищут информацию, чтобы утолить всё возрастающий информационный голод. Эксперты по юзабилити и когнитивные психологи называют это эффектом «информационного запаха» (the information scent effect).

Пользователи оценивают, сколько полезной информации они получат и после поиска сравнивают фактический результат с прогнозом. Когда «информационный запах» ослабевает, люди переключаются на другой источник информации.

Вот почему мы сканируем информацию. Мы не ленивы, просто наш мозг устроен так, что с помощью наших инстинктов он старается решить проблему как можно быстрее с наименьшими затратами энергии. Нет борьбы между ленью читателя и вычурным содержанием, это вопрос эмпатии.

Вам нужно придать форму своему содержанию

Это поможет пользователям выслеживать «информационный запах» и получать максимальную отдачу от вашего сообщения. Мы расскажем об основных читательских паттернах и поделимся рекомендациями по усилению «информационного запаха» в вашем контенте.

4 основных паттерна сканирования

С 1997 года самым популярным паттерном чтения считался F-паттерн. Но с развитием интернета и гаджетов многое поменялось. Теперь NN/g выделяет 4 основных шаблона, по которым люди сканируют информацию.

1. F-паттерн

Пользователи используют этот паттерн при больших объёмах текста без форматирования:

UX Collective

Это похоже на настоящую текстовую стену. Делать её — самая распространённая ошибка при создании контента, людям такие материалы кажутся непривлекательными Поэтому они сканируют слева направо сверху, затем сверху вниз в начале предложений. Только если некоторые слова кажутся им релевантными, они читают дальше.

Улучшить такой паттерн можно, выделив ключевое содержание и сократив текст.

2. «Пятнистый» паттерн

Читатель глазами перескакивает из одного места на другое, ищет ключевые элементы или руководствуется выделенными фрагментами:

UX Collective

Такой паттерн хорошо поддерживает сканируемость информации, добавляет тексту визуальный ритм. Но он всё ещё далёк от идеала. Читатели будут перескакивать с одного «жирного» предложения на другое в поисках конкретного ключевого слова, а не читать материал последовательно.

Чтобы улучшить этот паттерн, разделите материал на куски с подзаголовками. И добавьте между этими кусками немного «воздуха».

3. Паттерн «слоёного пирога»

В этом случае читатель сканирует не слова по отдельности, а целые фрагменты текста:

UX Collective

Этот шаблон помогает считывать заголовки, а затем сканировать соответствующую часть текста. Так пользователи могут читать больше. Но это не лучший паттерн.

Чтобы улучшить этот паттерн, используйте списки и сразу загружайте ключевую информацию.

4. Паттерн «приверженности» или «обязательства»

При таком сценарии люди последовательно просматривают содержимое. Они читают слово за словом, потому что материал кажется им сбитым и цельным. Такой шаблон можно считать лучшим для улучшения сканируемости контента:

UX Collective

Этот паттерн — цель любого писателя. Нужно усилить «информационный запах» вашего контента не только направляя взгляд на искомые ответы, но и доставляя ключевые сообщения.

Как усилить «информационный запах» контента

Чтобы достичь паттерна «приверженности» для последовательного сканирования контента, нужно:

  1. Делить содержимое на фрагменты
  2. Сразу загружать ключевую информацию
  3. Создавать визуальную иерархию
  4. Снизить отвлекающие факторы

О каждом из этих пунктов подробнее.

Делить содержимое на фрагменты

Как вы заметили в примерах выше, 3 абзаца из 3 строк намного лучше, чем 1 абзац из 9 строк. Поэтому:

  • Используйте подзаголовки как можно чаще. Сделайте их значимыми и укажите в них важную для читателя информацию.
  • Пишите короткие предложения. Разделите идеи на несколько простых предложений вместо сложных с запятыми.
  • Делайте короткие абзацы. Держите их в пределе 2-5 строк.
  • Разбивайте абзацы на списки. Маркированный и нумерованный списки помогают создавать короткие предложения и увеличивают время чтения.

Для оценки читаемости англоязычных текстов подойдёт Hemingway Editor. Для русскоязычных можно использовать «Главред». Если знаете более подходящие инструменты, поделитесь в комментариях.

Быстро загружайте ключевую информацию

Сначала ответьте на вопрос пользователя, затем переходите к деталям.

  • Правило двух. Внимательно следите за тем, что написано в первых двух абзацах. Затем в первых двух строках, далее в первых двух словах предложения. Если они зацепят внимание читателя, он продолжит сканировать материал.
  • Добавьте выжимку материала в самом начале. Чтобы пользователи сразу поняли ключевую идею и убедились, что статью стоит читать.
  • Добавьте оглавление со ссылками на подразделы. Они описывают ваше содержание и помогают человеку сразу перейти к нужной информации.
  • Задайте иерархию контента. Ответьте в первых двух абзацах: что, когда, кто и где. Затем вникните в «почему», сохранив дополнительные детали.

Это требует опыта. Для англоязычных текстов могут подойти Grammarly и ProWritingAid. Если знаете аналог для русскоязычных текстов, поделитесь в комментариях.

Создайте визуальную иерархию

Размер текста, цвета и отступы жизненно важны для понимания, как одна часть контента соотносится с другой. Это помогает читателю понять, на что обращать внимание в первую очередь.

  • Типографика. О ней хорошо написано в материале Canva. Самое главное — сохранить и передать с помощью типографики порядок чтения.
  • Ключевые идеи с полужирным начертанием направляют читателя по всему тексту, снабжая наиболее важной информацией. Используйте полужирное начертание в меру, не стоит выделять больше, чем одно предложение в каждом абзаце.
  • Значимые изображения дополняют ваши идеи и предлагают продолжить изучение. Не используйте их как декоративные элементы — они могут украсть внимание читателя.

Сделайте скриншот своего содержимого, заблюрьте его, и проверьте, правильно ли страница передаёт поток чтения. Изучите принципы гештальта, чтобы улучшить визуальную иерархию.

Снизьте влияние отвлекающих факторов

Аккуратно используйте следующие элементы:

  • Выровненный по центру текст. Он нарушает поток чтения и люди сканируют только его. Например, когда читаем новости, то часто обращаем внимание только на заголовок и крупные цитаты.
  • Цветные «пятна». Они легко привлекают внимание, но, как и отцентрованный текст, отвлекают от основного потока чтения.

Людям нужны ответы. Не усложняйте этот процесс и подкармливайте «информационного хищника» в голове пользователя.

Сканируемый контент в целости и сохранности доставит ваши ключевые послания. По предыдущим рекомендациям вы поняли, что вам не нужно создавать яркий контент. Нужно понять паттерны чтения и усилить «информационный запах». Это вопрос понимания привычек людей.

Больше о пользе контента для продукта в моём Телеграм-канале «Инструменты редактора», блоге на Medium и ежемесячной рассылке. За наводку на статью спасибо Михаилу Хананашвили.

{ "author_name": "Саша Марфицин", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0430\u0440\u0444\u0438\u0446\u0438\u043d","\u043a\u043e\u043d\u0442\u0435\u043d\u0442","uxwriting","ux"], "comments": 6, "likes": 25, "favorites": 110, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 167008, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 15 Oct 2020 12:25:00 +0300", "is_special": false }
0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Спасибо за перевод и за инструменты!

"Главред" достаточно неоднозначен, хотя и помогает: всё зависит от выбранного стиля изложения. Для сухих выжимок и информирования — инструмент практически идеален. Также есть полезный русскоязычный сервис "Орфограммка". 

2

Спасибо. Да, согласен. Но я «Орфограммку» больше для выявления ошибок использую, а не «читаемости» :)

1

В ней здорово подчёркиваются однокоренные и прочие именно корректорские правки, да.  Однако они тоже влияют на читаемость и на скорость восприятия. 

А про Grammarly хочется добавить, что лучше для себя инструмента так и не нашёл: уже лет восемь или больше пользуюсь, причём бесплатной версией. 

1

Что интересно - этот текст я пролистал. 

2

Хорошая заметка, спасибо! Коротко и по делу, при этом с обоснованием, с истоками. Круть.

0

Да, ребята хорошо написали, я только перевёл :)

0
Читать все 6 комментариев
Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

Роботы-курьеры «Яндекса» начнут доставлять посылки «Почты России» в Москве Статьи редакции

Пока заказать доставку можно через приложение «Почты России» на Android в некоторых районах города.

Робот-курьер «Яндекса»
Региональные аэропорты предупредили о возможной приостановке полётов из-за новых правил безопасности Статьи редакции

Чтобы соответствовать новым требованиям, аэропорты должны вложить 3-4 млрд рублей, а затраты могут не окупиться.

7 причин начать пользоваться Bright Data Proxy Manager:
Кейс: Как с 4000 рублей рекламного бюджета сделать продаж на 115 тысяч рублей
Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

Классификация текста с Elasticsearch

Когда я впервые наткнулся на Elasticsearch, я был очарован его простотой использования, скоростью и параметрами конфигурации. Каждый раз, когда я работал с ним, я находил еще более простой способ достичь того, что я использовал для решения, с помощью традиционных инструментов и методов обработки естественного языка (NLP). В какой-то момент я…

Рынок кикшеринга в России вырос на 200-230% за год, до 12 млрд рублей — исследование Статьи редакции

Но есть и проблемы: производители не успевают делать достаточно самокатов, компетентных сотрудников не хватает, а в СМИ кикшеринг «демонизируют».

«Самый человечный нечеловек»: как мы развиваем голосового помощника Олега в колл-центре, чтобы он не был похож на других

Сегодня в колл-центрах девяти из десяти самых популярных российских банков по телефону отвечают голосовые помощники. Но не все клиенты ими довольны — нередко в соцсетях можно увидеть жалобы на телефонных роботов, которые должны помогать решать клиентские вопросы, но не всегда это делают. Рассказываем, как мы решаем эту проблему на примере нашего…

Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

null