Настоящее и будущее гайда: как фиксировать правила работы с дизайном

Как ни странно, сданный вовремя проект по дизайну это не финал, а только начало его жизни. И от того, насколько удобно использовать, тиражировать и развивать дизайн зависит его долголетие. При этом жизненный цикл может быть разным. И «долго и счастливо» и «мучительно и быстро».

Для того, чтобы жизнь дизайна была под контролем, или чтобы хотя бы так казалось, создаются подробные гайды. В статье расскажем об их истории, эволюции и форматах, которые сейчас используются для фиксирования стандартов.

Настоящее и будущее гайда: как фиксировать правила работы с дизайном

Меня зовут Егор Мызник, я руковожу креативным отделом в брендинговом агентстве Plenum. 18 лет мы создаем и развиваем бренды — ищем для них дизайн-решения, пишем стратегии и работаем с пространством и коммуникациями. За это время мы сделали сотни проектов и почти для каждого создали руководство. Многие из них прошли проверку временем, а значит можно сделать некоторые заключения. Сегодня размышляю о том, какие форматы гайдов актуальны сейчас и в ближайшем будущем. Но сначала немного истории.

Настоящее и будущее гайда: как фиксировать правила работы с дизайном

Что такое гайды и как они появились?

Гайды, брендбуки, гайдлайны, руководства. Названия разные, но суть одна: в документе прописаны правила и рекомендации по использованию бренд-элементов. Так, чтобы компания могла самостоятельно или с помощью аутсорс-подрядчиков работать над стилем, который создало агентство.

Логика довольно простая — один раз вкладываетесь в разработку гайда, а дальше экономите, тиражируя и развивая результат, в идеале — не потеряв ничего по пути.

Настоящее и будущее гайда: как фиксировать правила работы с дизайном

Первые гайды, которые я видел, сделаны в 80-х. Это эпоха классических гайдов. Один из примеров — руководство от NASA. Хотя, все зависит от того, что считать гайдом. Гобелен из Байё, изображающий сцены подготовки нормандского завоевания Англии, тоже подходит под определение древнейшего руководства.

Для ознакомления с более современными вариантами есть отличный ресурс — Branding Style Guides.

Настоящее и будущее гайда: как фиксировать правила работы с дизайном

Вообще, формат гайда всегда говорит о времени его создания. Например, вертикальный А4 — это ранняя классика, стандартный вариант для печати с возможностью последующего скрепления на пружину, иногда даже книжными разворотами. Горизонтальный А4 появился позже. Он по-прежнему пригоден для печати, чуть менее удобен для чтения и работы в виде отпечатанного образца, но при этом точно комфортнее для работы на экране. И наконец, горизонтальный широкоформатный — современный вариант, ориентированный в первую очередь на экранный просмотр, печать такого — дополнительная опция.

Настоящее и будущее гайда: как фиксировать правила работы с дизайном

Выбираем подходящий гайд

С форматом всё ясно. А что с функциональностью? Сейчас вижу три основных и перспективных варианта исполнения: промо-гайды, фигма-гайды и гайды-порталы. Кратко рассмотрю, кому какие нужны.

Промо-гайд

Простой лендинг в один или несколько экранов, чаще всего акцентирующий внимание на визуальной составляющей проекта. Он скорее эмоционально презентует итог работы, даёт верхнеуровневую детализацию, позволяет быстро погрузить в проект новых участников и вдохновиться. При необходимости в таком гайде можно скачать что-то из элементов дизайна.

Промо-гайд не предполагает регулярного обновления, так как в нем заявлены якорные элементы, меняющиеся не так часто. Он создаётся как самостоятельный гайд для небольших проектов или как дополнительная, упрощённая версия для основного гайда в другом формате. Для создания используется онлайн-конструктор с возможностью кастомизации или готовый шаблон.

Отлично подойдет, если нужно что-то краткое, вовлекающее и вдохновляющее.

Figma-гайд

Настоящее и будущее гайда: как фиксировать правила работы с дизайном

Гайд, выполненный в Figma или другом софте, предполагающим шеринг онлайн-прототипа. Для более консервативных компаний доступен вариант в pdf.

Структурирован и насыщен контентом. По сути, это привычный многостраничный документ с удобной навигацией по разделам, интерактивными элементами и возможностью скачивать нужные файлы. Огромный плюс: исходники и вёрстка становятся доступны не только агентству, но и клиенту. Гайд становится не «священным итогом», а, пусть и законченной, но всё-таки промежуточной стадией, которую можно и нужно актуализировать и дорабатывать.

Отличный вариант для распределённой и параллельной работы сразу нескольких специалистов. Как по мне — базовый вариант по исполнению.

Гайд-портал

Настоящее и будущее гайда: как фиксировать правила работы с дизайном

Внутренний полноценный сайт с персональным доступом к проекту, где можно просматривать информацию и скачивать элементы и ассеты.

Плюсы: защищённость и конфиденциальность контента. Для каждого пользователя можно настроить свой уровень доступа.

Минусы: сложен в поддержке и обновлении, очень неповоротлив в правке.

В итоге, не подойдёт для всех возможных задач. Но для крупных компаний с большим количеством коммуникаций, распределённой структурой и особым вниманием к безопасности данных это иногда единственно возможный вариант.

Видео-гайд

Достаточно редкий вид. Короткие анимационные ролики с закадровым голосом или субтитрами. Конечно, широкоформатные. Точно не используются как самостоятельное решение, но станут отличным дополнением к другим видам гайдов.

Минусы: время и стоимость. Нужно сделать сценарий, отрисовать графику, озвучить. А если в будущем понадобятся корректировки — придётся собрать все заново.

Из плюсов — позволяют быстро погрузиться в проект за счёт анимации и закадра, хорошо запоминаются и вызывают дополнительные эмоции от работы с брендом.

Что в итоге

Мой очевидный вывод — нужно переезжать в онлайн-формат как можно скорее, выбрав подходящий вариант исполнения. На мой взгляд, самый оптимальный с точки зрения затрат и поддержки — figma-гайд. При этом, надо понимать, что форма и формат — всё же второстепенно. Главное — то, что будет внутри: логика документа, структурность изложения, ясность языка и организованность материала. Ну, и описывать желательно что-то хорошее и нужное. Тогда созданный дизайн будет жить таким, каким он был изначально задуман и спроектирован. И, если всё правильно, то обязательно «долго и счастливо».

55
Начать дискуссию