Приключение на 20 минут, или Как мы редизайнили приложение Додо Пиццы

Приключение на 20 минут, или Как мы редизайнили приложение Додо Пиццы

Рано или поздно многие диджитал-продукты сталкиваются с таким интересным явлением как редизайн. Кого-то подтолкнул ребрендинг, кого-то — конкретный стейкхолдер. У кого-то целью редизайна было достижение конкретных бизнес-показателей, а кто-то просто почувствовал, что пора.

В процессе редизайна приложения вам придётся много учиться, синхронизироваться со стейкхолдерами, нанимать людей, перестраивать процессы и собирать целые юниты. О том, как провести редизайн безболезненно, и что нужно знать каждому, кто за него берётся, сегодня расскажу я — Юлия Емельянова, лидер юнита Digital Pizza Experience в Додо.

Статья у меня получилась большой. Чтобы вам было удобнее ориентироваться в ней, оставлю оглавление:

Удобно? Удобно. А теперь погнали!

Глава I. Жизнь до редизайна

Приложение Додо Пиццы запустили в 2017 году. С тех пор его функционал постоянно расширялся, какие-то решения потеряли актуальность на рынке, какие-то стали ограничением для инноваций. К примеру, для смены страны пользователю приходилось выбирать один из 20+ вариантов в списке.

Два года назад приложение развивало несколько команд, при этом были серые зоны без оунера. Каждый вкладывал в приложение что-то «своё», и не всегда это «своё» положительно влияло на общий консистентный опыт — фичи просто появлялись по запросу без оглядки на весь флоу. Общей стратегии развития у продукта не было.

Дизайн-система тоже морально устарела. Когда на рынке вовсю добавляли больше цвета, анимаций и живого контента, мы показывали статичное меню с продуктами на белом фоне, будто pdf загрузили.

Мы перестали давать вау-опыт клиенту и стали походить на множество приложений на рынке. Некоторые игроки начали нас обгонять. Планируя OKR на 2023 год, мы поставили цель запустить проект редизайна. Это была внутренняя инициатива глобальной команды приложения.

Приключение на 20 минут, или Как мы редизайнили приложение Додо Пиццы

В 2023 году компания обновила бизнес-стратегию и заявила, что хочет стать по-настоящему глобальным брендом: успешно выходить на конкурентные рынки и прокачать интерес клиентов и инвесторов к Додо Пицце.

В новой стратегии диджитал-опыт должен был стать одним из ключевых преимуществ, благодаря которому нас будут выбирать и с нами оставаться. Нам надо было создать уникальный, но понятный опыт, так как мы массовый бренд с единым приложением для всех стран.

Понимая, что у нас есть стабильное, но быстро устаревающее приложение, которое к тому же не соответствует новому вызову компании, мы начали проект редизайна. Если кардинально ничего не менять, мы начнём терять домашний рынок и проиграем на международном.

План был прост: за 4 месяца собираем концепт редизайна текущей гильдией дизайнеров, раскидываем блоки по командам и начинаем менять приложение. Но…

Глава II. Концепт

Около месяца мы пытались запустить процесс внутри дизайн-гильдии, но дальше стикеров в Figma Jam продвинуться не смогли. С одной стороны, у каждого было своё видение крутого приложения. Каждый хотел привнести что-то своё, но без цельной концепции.

С другой стороны, нам не хватало насмотренности, экспертизы и опыта в подобных проектах. Недолго думая, мы создали новую роль — арт-директор приложения и сайта. Так к нам присоединился Андрей Ильин, а ещё через пару недель пришёл Серёжа Мекрюков в роли консультанта по эмоциональному дизайну.

Мы уже тогда понимали: невозможно сделать топовое приложение в современном мире без эмоциональной изюминки в опыте. У Андрея и Серёжи была нужная нам экспертиза и опыт редизайна.

Первая оффлайн-встреча, на которой ребята ещё не понимали, на что согласились...
Первая оффлайн-встреча, на которой ребята ещё не понимали, на что согласились...

Следующим важным шагом стала сессия с CEO, CMO и CIO. Идеальная синергия IT и бизнеса! Мы буквально за день сформировали ключевые преимущества бренда — они легли в основу концепта. Мы решили сделать ставку на качественном контенте, эмоциональном дизайне, бесшовном опыте одновременно в онлайне и в оффлайне, геймификации и персонализации.

Ещё одним вызовом стал параллельный ребрендинг, точнее его зарождение. Текущие константы фирменного стиля бренда не были сочными, громкими и заметными, чтобы использовать их в концепте, поэтому нам пришлось создать ещё и основу для ребрендинга. Мы понимали, что делаем шаг в сторону, но этот шаг мог стать отличным стартом для новой стилистики бренда.

Приключение на 20 минут, или Как мы редизайнили приложение Додо Пиццы

За три месяца вместе с Андреем и Серёжей мы прошли путь от погружения в бизнес и продукт до конкретных идей и концептов. Их мы периодически приносили на прожарку и дорабатывали вместе с командой.

В итоге к началу сентября у нас был концепт из нескольких ключевых изменений: рестайл, навигация на главном экране, новый персонализированный раздел, меню, карточка продукта, апгрейд программы лояльности, ресторанный опыт и один бонус-трек.

Помню, как за пару дней до утверждения концепта делали предпоказ лидерам. Вышли с той встречи с принятием: может мы и не согласуем концепт с первого раза — бывает.

Но сдаваться мы не планировали! Больше фидбэка было не про то, что мы предлагаем, а про то, как мы это делаем. Поэтому последние сутки мы работали над подачей: дорабатывали презентацию, прогоняли сам рассказ, добавляли шуточки, чтобы снять лишнее напряжение.

Какой итог? Мы утвердили цельный концепт приложения, в том числе апгрейд программы лояльности, опыт в ресторане и новый визуальный стиль. Получили потрясающий фидбэк от c-lvl, ноль корректировок, точное попадание в опыт светлого будущего, который должен давать наш бренд. Как говорится, «осталось только сделать».

Приключение на 20 минут, или Как мы редизайнили приложение Додо Пиццы

Глава III. Процессы и лидеры

Старая структура команд не позволяла развивать приложение как единый продукт. У каждой команды были свои цели, стейкхолдеры и приоритеты, на которые было сложно повлиять.

Техническим развитием тоже никто фокусно не занимался. Стало понятно, что в текущем составе мы не затащим редизайн в короткие сроки и не сможем дальше развивать продукт в новом векторе.

Поэтому мы сформировали новый юнит — Digital Pizza Experience (DPX). Туда вошли четыре продуктовые команды. Юнит стал оунером опыта в приложении и на сайте. В DPX были собраны: экспертиза в дизайне, техлидство, большинство мобильных команд продукта.

После мы начали менять бэклог команд, отказались от почти всех локальных задач рынков. В фокусе были изменения, которые актуальны для всех стран и смогут приблизить нас к новому опыту.

Мы начали менять навигацию на главной, дорабатывали карту, чтобы сократить количество экранов на онбординге, и отдавали «долги»: трекинг курьера на карте и тёмная тема. У большинства приложений этот функционал уже давно был базой.

В Додо мы любим треугольники (не спрашивайте почему), поэтому мы сформулировали три составляющие для реализации задуманного: дизайн, продукт, разработка. У каждого из направлений должен быть оунер и сильная команда за плечами.

Приключение на 20 минут, или Как мы редизайнили приложение Додо Пиццы

Андрей и Серёжа лидировали дизайн. Важным изменением в работе стал переход к дизайн-команде. Раньше дизайнеры были в продуктовых командах. Их объединяла гильдия, но это скорее был кружок по интересам, а не функциональная команда с едиными подходами и процессами в работе. Ребята слабо синхронизировались и не усиливали друг друга.

Переход к дизайн-команде позволил выстроить процесс со спринтами, опрозрачить задачи для всех желающих, отвязать состав и количество ребят от конкретного числа продуктовых команд. Мы смогли оценить уровень текущих дизайнеров и сформировать план усиления. Так в команде начали появляться дизайнеры с разными сильными сторонами: концептологи с системным мышлением и коммуникационщики.

Продукт лидировала я, по совместительству управляя только образовавшимся юнитом и двумя продуктовыми командами внутри. Нам не хватало экспертизы в продукте, поэтому ключевой моей задачей стало усиление юнита продактами.

Не без ошибок в найме, но мы смогли пересобрать состав лидеров. К нам пришли два сильных продакта: один с рынка, второй с помощью внутреннего перехода.

Разработку залидировал Миша Рубанов, наш Head of Mobile. Такое подключение не сильно билось с его ролью в компании, но лучшей кандидатуры тогда мы не могли придумать. Миша был в продукте почти с основания. При этом у него была не только техническая экспертиза, но и насмотренность в UI/UX.

Казалось, мы собрали dream team. Однако почти все вышеупомянутые лидеры совмещали несколько ролей. Привет, многозадачность (в простонародии «расфокус»).

А ещё иногда мы не сходились в приоритетах и решениях. Конечно, это норма, если в конце все приходят к одному видению и вместе его воплощают. У нас так работало не всегда. И это создавало угрозу того, что мы много чего делали, но прогресса было мало. Стали доноситься тревожные звоночки от стейкхолдеров.

Глава IV. Деливери

В сентябре мы утвердили верхнеуровневый концепт. На тот момент у стейкхолдеров не было понимания, что концепт — это только идея, и до первых результатов на проде нам предстоит ещё много работы.

Параллельный пересбор команд не добавил скорости. В начале 2024 года мы только начали внедрять изменения в навигации и рестайлинг, сделав первые шаги к реализации концепта.

Внутри мы понимали, почему тормозим. У нас был план по исправлению ситуации. Но со стороны стейкхолдеров мы уже были в режиме должников. Причём этот режим начался даже не с сентября, а с апреля. Тогда наш СЕО на одном из выступлений сказал, что приложение заметно не менялось уже несколько лет.

Чтобы исправить положение, мы решили включить delivery-driven подход: ключевой задачей стало попадание в коммиты и увеличение частоты обновлений приложения. Нам надо было показать, что приложение живёт и меняется. Мы также стали сильно вкладываться в опрозрачивание работы:

  • любые коммиты и прогресс сопровождали визуалами в формате «было/будет» и «было/стало». Это позволило на старте выравниваться, достаточно ли заметные изменения происходят в приложении и попадают ли они в ожидания бизнеса;
  • мы изменили формат ежемесячного ревью. Там тоже стало больше визуализации прогресса;
  • появились ежемесячные синки с лидерами. На них мы разбирали все наболевшие топики, пока дорабатывали формат ревью. Со второго квартала мы убрали лишние синхронизации — ревью было достаточно;
  • прокачали асинхронные новости о запусках. Казалось бы, база, но ей часто пренебрегали команды, так как в приоритете было не рассказать о случившемся, а бежать делать новое.

В результате к лету ситуация начала исправляться. Долгоиграющие проекты начали попадать на прод. К концу второго квартала накопились не только визуальные, но и функциональные изменения. Это не могло не радовать. Кажется, мы разогнались и начали работать по-новому.

К этому времени прошёл первый год работы юнита. Отличный повод, чтобы порефлексировать и наметить следующие места для улучшений. Так мы и сделали. Получилось очень полезное ретро, на котором мы обсудили изменения в продукте, в команде, в процессах. На выходе получили новый план улучшений и единый контекст с лидерами.

Глава V. Что было дальше?

С момента старта работы над редизайном прошёл уже год. В проектном режиме мы затащили несколько важных изменений, которые стали основой для нового опыта.

Усилились команды дизайнеров и продактов, появилась команда техлидов. Мы начали качественнее и чаще собирать и исследовать фидбэк от пользователей. Всё это подтолкнуло к переходу в сторону продуктового подхода.

В новой стратегии приложения появился фокус на метриках: воронка первых заказов, проникновение, возвращаемость. Мы не отказались от всех идей в концепте редизайна. Просто они стали инструментами, которые не только дают кайфовый опыт, но и влияют на развитие бизнеса.

Чтобы на этап дискавери у продакт оунеров появилось больше времени, мы начали внедрять новые роли с фокусом на деливери: инжиниринг менеджер на уровне юнита и техлиды на уровне команд. Теперь продакту не придётся выбирать между важным и важным.

Мы продолжим ускорять поставку ценности, но сами изменения будут лучше проработаны и проверены до начала инвестиций в разработку. Опять же база, которой мы раньше пренебрегали.

Усиливать команды тоже продолжаем. На очереди более качественная работа с данными или, как мы внутри любим говорить, «ренессанс продуктовой аналитики».

За время проекта мы прошли огромный путь: ключевые боли решены, мы набираем максимальную скорость и прибавляем в качестве. Так что ждите дизрапта на международном рынке.

Эпилог

Реализовать вау-редизайн приложения — точно не приключение на 20 минут. Особенно когда мы говорим про перестройку продукта на лету в быстрорастущей сети пиццерий, присутствующей в 20+ странах по всему миру. Главное — стартовать это путешествие с правильными заряженными людьми и вдохновляющей картиной светлого будущего!

В заключение поделюсь инсайтами, которые мне бы хотелось знать до того, как мы откроем дверь в увлекательный мир редизайна:

  • продукт на голову выше не начинают делать с понедельника. Нельзя просто сказать той же команде с теми же процессами и знаниями: «делайте в разы лучше и быстрее». Точнее сказать вы можете, но это не сработает;
  • за всё надо платить. Чтобы появились новые процессы, люди, экспертиза, нужны или большие деньги, или много времени. Учитывайте это на старте проекта;
  • в презентации важно не только то, что вы предлагаете, но и то, как вы это делаете. Инвестируйте в визуал и подачу;
  • начинать изменения стоит с лидеров. Главное, чтобы их экспертизы, мотивации и визионерства было достаточно для нового вызова. И ещё один немаловажный фактор — они должны работать как одна команда;
  • инвестируйте в прозрачность и синхронизацию со стейкхолдерами. Ни один продукт не живёт в вакууме. Чем быстрее вы наладите коммуникацию и чем лучше вы будете управлять ожиданиями, тем больше автономности у вас появится.
Приключение на 20 минут, или Как мы редизайнили приложение Додо Пиццы

Спасибо, что дочитали статью! Подробнее о дизайне в Додо вы можете прочитать в Telegram-канале Dodo Desisign. В нём наши продуктовые дизайнеры делятся своей экспертизой, инсайтами и инсайдами, а ещё вдохновляют на новые свершения.

О том, как мы развиваем IT в Додо, читайте в Telegram-канале Dodo Engineering. Там мы рассказываем о жизни, культуре и разработках нашей IT-команды.

2424
11
реклама
разместить
9 комментариев

Редизайн плохой, будет падение выручек по допам для пиццы. Мало того надо теперь на отдельный экран переходить для выбора допов, так после того как их выбрал хочется нажать на крестик и вернуться к пицце, а нажатие на крестик закрывает и этот экран и предыдущий с пиццей, что контр-интуитивно. Меня расстраивает деятельность УК. Зарабатывает бабок больше всех нас вместе взятых, а результаты работы так себе. Критику не слушают никакую. Тем временем у меня с партнером 25 додоха достраивается. Грусть

1

Текст о том как мы очень много встречались, вообщем – "Мы работали целый год и ничего не достигли!"

Поэтому мы позвали штатного копирайтера и он нам красиво, с умными словами, описал наши достижения...

1

Я начал замечать что стало действительно лучше! Додо смог отличиться от других фуд-приложений — молодцы! Так держать!

1

Интересная история. Как я её понял. Было приложение, работало. Решили что скучно, начали менять, а как менять не понимали, позвали двух ребят которые часто заказывают пиццу в мобильном и спросили их, дали им крутые должности. Собрали 4 команды и дали всем крутые названия, потом что то собрали, слегка разукрасив. А еще и иконки поменяли. Потом решили что без статьи такой опыт неприлично выглядит, написали статью.

Что мне не нравится: листание справа налево допотопно. А и после первого заказа Додо пиццы, больше у них не беру. Середнячок по вкусу и остальному. И дело не в приложении.

1

Как я её понял. Было приложение, работало – позвали двух ребят, наделали анимаций и разных цветов и все стало работать хуже.

Поэтому СМО, стал ех-СМО....

/ чтобы на этап дискавери у продакт оунеров появилось / - это не возможно читать. Я понимаю, что все это IT-термины, но выглядит это как «вау, это просто сэнсэйнш, просто эмэйзинг»
Кто-то редактировал эту статью?

Если ты не понимаешь написанного, рекомендую каждый термин в отдельности узнать. Расширишь кругозор, узнать больше, и не будешь писать кринж-комменты про то, что не понимаешь

P.S. кстати слово «КРИНЖ» можно загуглить, если не понимаешь о чем речь
P.S.S кстати слово «ЗАГУГЛИТЬ» можно тоже узнать что значит, а то вдруг тебя англицизмы прям все в ступор вводят :(

1