Честно про участие в тендерах. Стоит ли игра свеч. Опыт студии дизайна Mankipanki.
До 2024 года мы в Mankipanki вообще не думали о тендерах. Хотя на рынке мы с 2011-го года. Раньше работали исключительно по сарафанному радио: нас рекомендовали, к нам приходили клиенты, мы делали проекты — и всё это без конкурентных «битв». Но в какой-то момент мы поняли: наш опыт, экспертиза и портфолио позволяют играть на поле более крупных брендов. А значит — пора идти в тендеры.
Первый год в игре
В этом году наша дизайн-студия Mankipanki впервые активно включилась в участие в тендерах. Начиная с начала года, мы подали заявки на 23 разных конкурса: 20 из них были полноценными тендерами, а еще 3 — квалификационными отборами, чтобы попасть в пул поставщиков.
Итоги нашего участия выглядят так: из 23 тендеров мы выиграли 4 — три полноценных тендера и один квалификационный отбор.
При этом по одному из выигранных тендеров мы уже ведем работу. По второму — пока нет никаких действий, компания просто «подстраховалась» нашим участием. Возможно, компания предполагала определенный пул задач, но на практике оказалось, что пока таких запросов у них просто нет. Еще по одному тендеру мы на стадии заключения договора.
Из оставшихся 19 тендеров в девяти случаях нам прямо сообщили, что мы не прошли отбор. Еще девять тендеров либо зависли без ответа, либо организаторы изменили условия и пообещали переслать новые задания, что в итоге выглядит не очень серьезно, хотя сами компании все довольно крупные.
Таким образом, наш опыт показал, что открытые тендеры с очень большим количеством участников — это не всегда эффективный путь. Это огромная трата ресурсов для всех сторон: и для агентств, и для заказчиков, когда в одном тендере участвует 60 и более компаний. Поэтому мы бы хотели больше сосредоточиться на закрытых тендерах с ограниченным пулом агентств, где реально можно сфокусироваться на качестве и предложить клиенту лучший результат.
Когда стоит идти в тендеры?
Участие в тендерах — ресурсоемкий процесс, который могут себе позволить лишь студии с сильной командой и свободными руками. На подготовку одной тендерной заявки уходит от 3 дней до нескольких недель работы. Нужно глубоко вникнуть в продукт клиента, его аудиторию, боли и цели. В работе задействовано, как правило, несколько специалистов, которые создают дизайн-идею, работают над смыслом, визуализациями и сборкой презентации. Плюс, есть еще один человек, занимающийся бумажной волокитой и всякими бюрократическими нюансами.
Тендерные заказчики — это, как правило, крупные компании, избалованные очень качественными проработанными предложениями. В тендерах участвуют от 3-х до десятков компаний. Ты проектируешь, визуализируешь, считаешь бюджеты — всё это в условиях жёсткого дедлайна. И зачастую ты потом даже не получаешь обратной связи, почему выбрали не тебя.
При этом, тендеры не оплачиваются. Результат не известен и не всегда зависит от ваших решений. Тендер — это как попасть на кастинг в фильм: ты можешь быть шикарным актёром, но не подойти, например, «по типажу». Или в сценарии уже «всё решено». Иногда побеждает не лучший, а «свой».
Когда тендеры стоит пробовать
- Если у вас уже есть сильное портфолио и вы умеете презентовать идеи «с нуля».
- Если у вас есть команда, готовая «включаться» в короткие сроки.
- Если важен не только результат, но и опыт, и нет страха «работать в стол».
- Если вы хотите выйти в новую для себя категорию клиентов.
Когда лучше не ввязываться
- Если у вас небольшой ресурс команды и нет «запасных» людей, которые могут работать над текущими клиентами, пока другие готовят тендер.
- Если рассчитываете, что тендеры быстро станут «основным источником дохода». Реальность редко такова. В тендерах, как впрочем, и во всех других сферах, нужно очень долго и много потрудиться, чтобы начались появляться плоды успеха.
Выводы
Мы убеждены, что участвовать в тендерах нужно и дальше, и будем рады, если крупные компании, действительно заинтересованные в качественном дизайне, будут приглашать нас в более «камерные» тендеры. Мы с удовольствием продолжим предлагать свои идеи и бороться за контракты, хоть это и энергозатратно.
А что вы думаете про тендеры? Расскажите про ваш опыт.