Что помогает вытаскивать информацию из пользователей для юзер-исследования

Привет! Я Ника, исследователь пользовательского опыта в Skyeng и Skysmart. 450 — столько раз я пообщалась с нашими пользователями за последние полгода, чтобы узнать их опыт взаимодействия с обучающими продуктами.

Общаться с пользователями начинают не только профессиональные исследователи, но и продакты, и маркетологи, и дизайнеры. Все жаждут подробностей, им хочется допиливать, докручивать, делать удобнее и лучше. Для людей без опыта в исследованиях договориться с незнакомым человеком о встрече, а потом вытащить из него максимум информации — задача непростая. То, что мне в этом помогает, я запаковала в эти 5 советов.

1. Проникнитесь ценностью продукта сами

Чтобы снять барьер в общении с незнакомцами, важно понимать ценность этого общения. Ответьте себе на вопросы:

— Зачем мне узнавать подробности про этот продукт?

— Почему это важно?

Себе я отвечают так: я очень тепло отношусь к своей работе — для меня это образ жизни, а моя команда — семья (честно!). Я хочу иметь здоровую и счастливую семью, которая развивается и растет, мне важно понимать, чем я могу помочь.

Четко понимая свою мотивацию и важность моей работы, я больше вкладываюсь в общение с пользователем: участвую в разговоре с ним, выпытываю его мнение о компании. Меня трогают проблемы пользователя, я искренне хочу помочь ему и сделать наш продукт удобнее для него, а он чувствует это и с благодарностью делится всем-всем, что есть на душе. Я узнаю действительно важное, ведь человек чувствует, что я общаюсь с ним не для галочки.

2. Пропишите подробный гайд со сценариями и вопросами

Важно понимать конкретную цель разговора. Что нужно выяснить в первую очередь, как вы будете использовать полученные данные. Определите цель и напишите ее в самом верху своего гайда.

Гайд — документ, который я составляю перед каждой серией интервью. В нем нужно прописать сценарии разговоров и вопросы. Вопросы должны звучать естественно, чтобы пользователь чувствовал себя комфортно, а вы не ломали язык, пока пытаетесь разобрать, что написали.

По гайду нужно пройтись несколько раз, чтобы:

  • Вычистить ненужное — то, что не помогает нам достичь цели исследования, уведет респондента в другую сторону.
  • Запомнить вопросы.
  • прописать разные сценарии развития разговора: собственные размышления о том, куда может зайти разговор, как на вопросы будут отвечать люди. Сценарии можно протестировать на знакомых.

Перед тем, как приступить к разговорам с пользователями, обязательно протестируйте гайд и проинтервьюируйте своего друга или коллегу. Вы посмотрите на его реакцию и убедитесь, что вопросы работают, — это поможет в реальных интервью чувствовать себя спокойнее.

3. Четко организуйте поиск респондентов

Много людей, у каждого свои потребности и планы — отличные предпосылки для хаоса. Чтобы он не возник, делайте так:

  • Подготовьте расписание (например, в Calendly), где будут заранее отмечены все слоты, в которые вы можете пообщаться с респондентом. Настройте его так, чтобы все было удобно и понятно. Но если пользователь предлагает время в сообщении и не регистрируется в календаре, идите ему на встречу и отмечайте время сами
  • Составьте доброжелательное сообщение c приглашением на интервью. Напишите, кто вы, зачем пишите, что человек получит от общения с вами. Классно, если вам есть, что предложить респонденту в качестве бонуса: бесплатный урок, персональный план развития, скидки или подписки на разные сервисы. Обозначьте время, которое займет интервью, — это очень важно, особенно если интервью длится дольше 30 минут. На интервью, которые короче, респонденты могут согласиться даже в моменте. А все, что дольше получаса, нужно планировать. Попросите человека проходить интервью в комфортной обстановке (не за рулем машины, например), чтобы не торопиться и не отвлекаться.
  • Зафиксируйте договоренность. Напомните о времени с указанием часового пояса, даты с числом, месяцем и днем недели, о подготовке (нужно установить зум или скайп или просто ждать звонка). Сообщите, что звонок будет бесплатным для респондента
Пример сообщения, которое я отправляю пользователю
Пример сообщения, которое я отправляю пользователю

4. Будьте самым тактичным человеком на свете

Хотя вы уже договорились о времени заранее, напишите пользователю напоминание за час-два. Это займет пару минут, но позволит сэкономить время в случае, если человек забыл или изменил планы:

«Доброе утро, Екатерина! У нас сегодня на 14:30 запланировано интервью. Все в порядке, у вас не изменились планы?»

Что обязательно сделать перед началом интервью:

  • Уточнить, удобно ли сейчас человеку общаться, хорошо ли вас слышно.

  • Еще раз представиться и рассказать о том, для чего вы все это затеяли (но простым языком, не нужно рассказывать о конверсиях, метриках и кипиаях).
  • Обозначить примерный план интервью, так собеседнику будет комфортнее.

  • Спросить, есть ли что-то, что непонятно или смущает, и готов ли респондент перейти к интервью.

5. Найдите подход к молчунам

Бывают респонденты, из которых приходится вытаскивать клещами всю информацию. Важно понять, действительно ли человек не настроен делиться информацией или просто еще не разговорился. Не все люди могут быть респондентами, и это нормально.

Если первое, то лучше не тратить ни его, ни свое время. Просто задайте короткий обобщающий вопрос, например: «Как вы относитесь к онлайн-образованию?» Это нужно, чтобы у человека не возникло чувства ненужности, а вы не потратили много времени. После ответа искренне поблагодарите респондента и завершите интервью. Сделайте это так, чтобы пользователь не почувствовал себя бесполезным и ненужным.

Если же ваш собеседник просто стесняется, то его нужно немного разболтать:

  • попросите рассказать о хобби, обучении в школе, своем преподавателе, — о чем-то повседневном, что не требует большого напряжения

  • поддержите, дайте эмоцию (делайте это искренне!)
  • хвалите респондента (это, естественно, тоже искренне!)

Если человек молчит в какие-то определенные моменты, хотя вам уже показалось, что процесс пошел, то используйте техники зондирования — простые, но рабочие:

  • Пауза и молчание — самый простой и самый сложный способ одновременно. Если пользователь ответил на вопрос односложно, то просто подождите. Я в этот момент проговариваю в голове что-то вроде «ага, так, расскажи немножечко подробнее», как будто человек прочитает мои мысли. Помолчите несколько секунд, сосчитайте медленно до 7. Это действительно работает!
  • Подбадривание и номинальная поддержка. Все мы любим, когда нас хвалят. Скажите респонденту, что он интересно рассказывает или раскрыл классную полезную деталь. Покажите ему, что он помогает вам, и вы это цените.
  • Отражение или «эхо». Это просто — повторите последние несколько слов за интервьюируемым, но немного замедляясь и повышая интонацию в конце, будто фраза недосказана: «Вы подключились к У-Р-О-О-К-У…», и снова немного помолчите.
  • Вопросы-синонимы. Задайте этот же вопрос немного другими словами. Интервьюируемый — это ребенок, ему все нужно разжевать. Помните об этом и ничего не додумывайте сами. Лучше переспросите, если картинка не складывается.
  • Конкретизирующие вопросы. Задавайте вопросы, которые помогут раскрыть детали. Респондент поймет, какая степень детализации вам нужна, и начнет рассказывать подробнее.

Не нужно использовать все техники сразу. Попробуйте помолчать несколько секунд, если не помогло, то двигайтесь дальше, не нужно накидываться и давить на пользователя. Чаще всего помогает именно молчание.

Чувствуйте себя уверенно, общайтесь расслаблено и не читайте по бумажке. Ваша цель — вытащить как можно больше полезной информации. Если у вас случались факапы во время интервью, и вы не знали, как с ними справиться, пишите в комментарии — обсудим!

3636
34 комментария

Отличный чек-лист для глубинок!
Вот бы появилось продолжение про интерпретацию результатов...

3
Ответить

Спасибо за идею, Маша! 

Ответить

ох, с поиском респондентов намного больше возни получается)
1) очень много времени тратится на объяснение, зачем, что и как будет использоваться информация + очень сильно влияет тема

некоторых людей не уговорить без материального вознаграждения, это факт

а некоторых, труднодоступных групп, это вознаграждение не интересует

и самое обидное, что некоторые респонденты срываются, не  смотря на договоренности, поэтому важно иметь людей про запас 

2) "Не все люди могут быть респондентами, и это нормально."
так-то оно так, нормально, но и молчунов нельзя постоянно отбрасывать, только потому что менее словоохотливые. если опрашивать тех, кто сразу соглашается, и много говорит, то получится перекос в данных 

3) "Будьте самым тактичным человеком на свете"
все моменты организационные - это не совсем такт, это правила проведения исследования. а вот в разговоре да, не должно быть оценки, споров с респондентом. и иногда нужно быть не столько тактичным, сколько уметь модерировать беседу, некоторые люди говорят много, но не по теме. и если не модерировать, то респондент наговорится, устанет, а гайд останется не пройдённым 

в общем, тут пока не попробуешь и потом не сделаешь анализ, не поймешь, как нужно)

3
Ответить

Все верно, спасибо!
В одной маленькой статье не учесть всего, обязательно буду развивать эту тему :)

Ответить

Ника — звезда! спасибо большое за гайд, забираю к себе в команду :) 

2
Ответить

Гайд или Нику?
Надеюсь первое)))

3
Ответить

Спасибо!

2
Ответить