Регби, вязание, японский — или какие навыки нужны, чтобы быть еще более классным и осознанным дизайнером чего угодно

Широкий кругозор и эмпатия — главные векторы развития продуктового дизайнера, если он хочет научиться создавать продукт для людей, а не только для бизнеса, — считает наш креативный директор Илья Муравьев. И представляет личный топ «нетрадиционных» навыков и хобби, помогающих повысить уровень своей работы. И это точно не то, о чем вы могли подумать.

Блок I: Мир очень большой

Весь не изучишь, но можно начать с иностранных языков

Лучше всего сложные азиатские языки: японский, китайский, корейский. Как максимально «другие», не похожие на языки индоевропейской группы, они не только активно формируют новые нейронные связи в голове, но и сильно развивают образное мышление благодаря трём азбукам и в особенности кандзи — иероглифам — каждый из которых может иметь от двух до четырнадцати вариантов прочтений и значений в зависимости от их положения в тексте и контекста повествования — это ли не прекрасно (нет).

Другой важный аспект — это соприкосновение с чужой культурой, шаг в сторону глобализма, в частности, в сторону Азии, откуда всегда приходило много инноваций и где сейчас IT-продукты развиваются с огромной скоростью. Это крайне полезный опыт как для расширения кругозора, так и для новых карьерных возможностей.

Ну и конечно же, катакана сама по себе — настоящее эстетическое наслаждение.

Больше читайте! Не только Нормана, Купера и Раскина

Круто, когда дизайнеры читают не только свою программную литературу из списков «10 книг, которые должен прочесть каждый дизайнер», а расширяют кругозор за счёт зачастую неожиданной литературы, будь то научпоп или фантастика, написанная на фундаменте теории струн или лингвистической относительности, набирая побольше культурных референсов. Здесь я хочу поговорить о книгах из иных гуманитарных наук, но максимально близких дизайну по разным причинам. В первую очередь, это «Золотая ветвь» Джеймса Фрэзера (1890). В полном варианте 12 томов (!), поэтому я предлагаю осилить хотя бы сокращенную версию (около тысячи убористых страницы в зависимости от издания). Не пугайтесь объёмов, «Золотая ветвь» написана достаточно лёгким языком и поделена на небольшие главы с законченными рассуждениями о происхождении разных ритуалов и их аналогах у разных народов. Книга представляет собой обширное исследование религии и мифологии. Британский ученый последовательно рассказывает о том, как люди воспринимали окружающий мир, природные события, искали взаимосвязи между ними, как постепенно отходили от «магического» мышления, веры в волшебные силы, управляющие их жизнью, к многобожию, а затем к монотеизму.

Почему это надо читать: это один из самых наглядных примеров того, как у людей формируется ментальная модель происходящих вокруг событий. Само понятие «ментальная модель» есть и в продуктовом дизайне — это опыт, основанный на предыдущем опыте взаимодействия с похожими системами.

Когда человек долго пользуется определенным приложением, у него в голове формируется некий образ того, как это приложение работает. Чаще всего, этот самый образ и является предметом исследований в наших кастдевах.

Когда мы привыкаем к одному приложению, мы ожидаем чего-то подобного и от других аппов. Из популярных примеров: в приложениях для знакомств мы можем ожидать свайпов карточек вправо и влево, а в фотоприложениях — фильтров по типу Инстаграма.

Задача продуктового дизайнера в том числе состоит в том, такие паттерны находить и применять их в новых продуктах так, чтобы приложения работали ожидаемо, а пользователям было легче с ними разобраться.

Но это уже оффтоп. Если говорить про чтение в целом, то тут все очевидно: чем больше вы читаете (как художественную, так и специальную литературу), тем полнее ваша картина мира.

В последние месяцы я подсел на корпус книг от издательства Lars Mueller Publishing, а помимо этого могу предложить топ-5 максимально непопулярных и недизайнерских изданий, которые могут стать полезными дизайнерам и проектировщикам, вот они:

1. «Русская модель управления», А. Прохоров. Я пока не встречал аналогов такого подробного исследования становления управленческой культуры в современной России. Последовательный рассказ исторических причин объясняет, как народы, населявшие территорию современной России приучались жить в двух режимах одновременно, размеренно-ленивом и авральном, совершали организационные подвиги вопреки обстоятельствам и передавали такое поведение потомкам.Несмотря на то, что автор останавливается на начале 2000-х годов, описанные моменты всё ещё максимально релевантны — в конце концов, то, что складывалось веками, не обновится так быстро за одну смену политического строя.

2. «Искусство речи на суде» П. Пороховщиков. Настольная книга всех хороших адвокатов — уникальное подробное руководство по риторике и ораторскому искусству, в первую очередь конечно же в суде, но приёмами могут воспользоваться все, кто готов повысить уровень своих публичных выступлений на конференциях, клиентских презентациях и защитах и преподавания на курсах.

3. «100 лет криминалистики» Ю. Торвальд. Самая развлекательная книга списка, практически сборник детективных рассказов с одной поправкой — всё это описанные реальные события. В книге рассказывается о становлении криминалистики, как науки и подходах к поискам нестандартных решений в самых странных ситуациях.Чему она нас, дизайнеров, может научить: нетривиальному взгляду на привычные вещи; ставить всё под сомнение и лишний раз перепроверять даже то, что может казаться очевидным решением; и составлению подробного завещания, разумеется :)

4. «Цель» Э. Голдратт. Наверное, единственная популярная для широкой аудитории книга в моём списке. Классифицируется как бизнес-роман, «Цель» читается крайне легко и даёт много пищи для размышлений на тему отладки и ускорения рабочих процессов, расширения ботлнеков и максимально безотходного производства — да, вспомните, как вас порой просят «ну давай вот ещё сделаем макеты на будущее, поставим в очередь разработчикам через месяц», а через тот же месяц меняются требования, и работа делается два раза.Её можно осилить за пару вечеров, но имеет смысл перечитывать раз в полгода, если возьмётесь внедрять похожую методологию в своей жизни.

5. «Язык шаблонов» К. Александер. Монументальный труд, сравнимый по значимости с «Золотой ветвью», не только для развития архитектуры и урбанистики, но и сферы проектирования в целом — книга учит создавать города, районы, кварталы, исходя из человеческих потребностей и паттернов использования. Это не только упорядочивает мысли в голове при проектировании сложных продуктов, типа CRM или ЭТП, но и даёт много новых идей в выборе подхода к информационной архитектуре. Читается катастрофически долго и сложно, но очень стоит того.

Водите… самолет

Я не шучу. Кабина самолета — это один из сложнейших интерфейсов, от которого зависят сотни жизней. На примере приборной панели самолета можно продумывать, какие элементы где лучше разместить. Каждая кнопка в кабине пилота имеет разные форму и поверхность, по-разному крутится, чтобы их можно было различать на ощупь. Прекрасная практика для изучения аффорданса — свойства элементов интерфейса сообщать нам их назначение и подсказывать его функции через его форму и внешний вид.

Если нет возможности поуправлять настоящим самолетом (из-за страха высоты или аэрофобии в целом), можно попробовать специализированные тренажеры. Компьютерные игры эти ощущения не заменят.

Коллекционируйте

Что угодно: марки, банкноты, карты. Иметь такое хобби — это классный подарок системности вашего мышления. Люди редко бездумно собирают предмет своего интереса. Они систематизируют и упорядочивают свою коллекцию, узнавая новые факты и попутно упорядочивая свои нейронные связи. А еще это — в очередной раз — расширяет ваши знания о мире. Собирая марки можно узнать о художниках, которые их рисовали, о местах, где марки производились и кому они посвящались.

Говоря на собственном примере, слегка увлекаясь парфюмерией уже, страшно сказать, почти 20—25 лет и коллекционируя разные ароматы и (прям совсем иногда) бутылочки, я успел не то чтобы глубоко разобраться, но очень много узнать не только о близких дисциплинах — дизайне флаконов, упаковки и различных художниках и скульпторах, создававших зачастую карманные произведения искусства, но и о маркетинге и формировании трендов (надо же всё это кому-то продать), брифовании (надо же объяснить парфюмерам, что нужно сделать, а потом это принять или отправить на доработки), органической химии и мало кому известных технологиях — как вообще могут воспроизводить те или иные ароматические компоненты.

Бизнес-опыт и предпринимательство

В прошлом или настоящем. Это помогает дизайнеру понять, как в принципе формируется бизнес в стране, как к нему относится государство, какие бывают преграды и расходы — чтобы относиться к своей работе более чутко и не тратить понапрасну ресурсы клиента и работодателя, как минимум просто понимая, что входит в ФОТ, сколько из него платится налогов и отчислений и как много усилий требуется прикладывать, чтобы поддерживать бизнес на плаву.

С подобным бэкграундом, в случае, если вы наёмный работник, вы сможете более грамотно общаться со своим работодателем, как на организационном уровне, так и на предметном — сможете построить работу так, чтобы включить туда максимум пользы для извлечения прибыли, не забыв о пользователях. И, разумеется, для самых амбициозных сотрудников в этом случае сразу открывается ступенька наверх в сторону управленческой практики.

Блок II: Понять другого

Волонтерская помощь людям с ограниченными возможностями

К началу 2020 года в России насчитывалось около 12 млн человек с инвалидностью, почти 10 % населения — и запросы этой аудитории нельзя игнорировать. Волонтерство даст дизайнеру понимание того, как живут люди с ограниченными возможностями, как обращаются с девайсами и какие в целом у них есть потребности, которые могут быть удовлетворены цифровыми продуктами.

Хочется на этот пункт обратить особое внимание, может быть тогда у нас станет меньше интерфейсов с серым текстом на бледно-сером фоне.

Преподавание компьютерной грамотности пожилым людям

Похоже на предыдущий пункт в том, что касается эмпатии к другим людям. Ведь пожилые — это такие же потенциальные пользователи онлайн-банков, инвестиционных приложений (нередко вклады открываются ближе к пенсии) и других IT-продуктов, а с расширением цифровизации без нужных навыков они становятся беспомощными и испытывают серьезный дискомфорт.

Преподавание старшему поколению позволит дизайнеру прокачать скилл создания более понятного продукта и умения рассказать о сложном максимально простыми словами. Можно найти уже существующие инициативы (подобные курсы открываются во многих городах) или организовать такой компьютерный класс самому (придется слегка заморочиться, но очки в карму будут бесценными).

Блок III: Суперигра

Регби

Как говорят в тусовке: «Регби формирует характер». Нет, не любой спорт, а именно регби, та самая игра с мячом настоящей, правильной формы. Ей же мы обязаны термином «Скрам», здесь благодаря сумме усилий игроков разных специализаций команда добивается цели — занести мяч в зачётное поле противника.

Особенность игры состоит в том, что в то время как команда должна двигаться со своей стороны поля на поле противника, мяч нельзя передавать вперёд, только игрокам, находящимся позади тебя. В таких условиях сложных игровых комбинаций здорово развивается как реактивное, так и проактивное мышление — оценить манёвры противника, найти потенциал у своих и перехватить или пасануть мяч.

Говоря о своём опыте, когда преодолеешь страх перед тем, что тебе в считанные секунды надо повалить здорового бугая и отобрать у него мяч, то дальше уже многое становится по плечу.

Я понимаю, что этот вид спорта далеко не самый популярный в стране, но если заинтересуетесь, загляните в ВК, наверняка в вашем городе уже есть клуб, и он скорее всего проводит занятия для всех желающих и набирает начинающих игроков.

Вязание

Во-первых, это шанс завоевать авторитет среди своего компьютерного класса из предыдущего блока:) А если серьезно, вязание не просто развивает мелкую моторику и заставляет работать оба полушария, оно также снижает стресс, развивает пространственное мышление и повышает внимательность — поди уследи за всеми этими петлями, особенно в случае сложных вариантов вязки. Сам процесс вязания напоминает медитацию, вводит в небольшой транс, упорядочивает мысли в голове.

Сюда можно отнести и любой подобный ручной труд — гончарное дело или плетение корзин. Как и вязание, это сравнительно доступные способы отвлечься от работы, максимально перевести все задачи в фоновый режим и расслабиться.

Для тех, у кого комплексы — изначально это сугубо мужское занятие, произошедшее из вязания рыболовных сетей и различных сложных узлов как в домостроительстве, так и в мореплавании.

Пока все, но этими навыками список, конечно же, не исчерпывается. Я не стал приводить всем известные практики медитаций, изучение математики, музицирование или строительство моделей кораблей и т. д., потому что об этих способах взглянуть на свою работу по-новому вы, скорее всего, уже знаете.

Пишите в комментариях, как справляетесь со стрессом, что помогает вам в работе, каким необычным хобби вы отвлекаетесь (после моего каминг-аута с вязанием вам не должно быть стыдно ни за что).

2626
22 комментария

По-моему, это навыки, чтобы стать "классным и осознанным кем-угодно". Хочу жить в мире, где все читают, вяжут, коллекционируют, занимаются спортом, помогают другим)))

9

Комментарий недоступен

8

Вяжу уже 3 года. И никогда не знал, что "Для тех, у кого комплексы — изначально это сугубо мужское занятие" Теперь я спокоен ))

9

фух, выполнили свою миссию))

3

Комментарий недоступен

6

все-таки кажется, что все языки держат мозг в напряжении, но есть особенно занимательные для тех, кто любит посложнее))

5

Наш список, конечно же, особенный и не похож на другие)) А финно-угорская группа тоже может отлично прокачать мозг, мы уверены!

5