Как начинающей студии или дизайнеру собрать портфолио: рассказываем о работающих методах

На рынке постоянно появляются новички. Фрилансеры объединяются в творческие группы, те — в небольшие студии, которые становятся большими и превращаются в агентства. Чтобы стать частью этого движения, начинающему дизайнеру нужно продемонстрировать навыки с помощью портфолио. В этой статье мы рассказываем, как собрать его эффективно и этично.

Как начинающей студии или дизайнеру собрать портфолио: рассказываем о работающих методах

Чтобы собрать портфолио из проектов, нужны заказы, а чтобы получить заказы, нужно портфолио — получается замкнутый круг. Но из него можно вырваться, если последовать предложенным в статье советам.

Совет №1. Делать первые проекты бесплатно

Самый распространенный способ собрать портфолио — предложить кому-то услуги бесплатно или по себестоимости. Как правило, такая потребность есть у небольших компаний и стартапов. Найдите такую компанию и договоритесь с ней о создании нужного им продукта: логотип, видеоролик, сайт.

Важно понимать, что ваша задача — сделать хорошо, не жалея времени и сил. Следует вкладываться в проект так, будто смета за него в 10 раз больше той, которую вы можете себе представить. Вы все равно не заработаете существенных денег, а если получится отличный результат — это действительно усилит ваше портфолио. Не забудьте договориться на берегу, что данную работу вы бы хотели выложить к себе в портфолио и зафиксировать согласие клиента в письменном виде, хотя бы по электронной почте. Чтобы вам не сели на шею, обсудите заранее, какой именно перечень работ вы делаете и на таких условиях.

Есть много некоммерческих организаций и благотворительных фондов, у которых нет денег на маркетинг. Если вы предложите свои услуги, кто-то обязательно согласится. Это хороший старт карьеры, потому что социальным организациям нужна активность, а вам — портфолио.

Совет №2. Используйте учебные работы в портфолио

Сейчас многие дизайнеры входят в профессию через онлайн-унниверситеты. Помимо полученных навыков и сертификата об обучении, на таких курсах делается много учебных проектов, и на их основе формируется первичное портфолио. Если вы получаете более классическое образование в сфере дизайна, можно активничать и в университете.

Даже если специальность не творческая, у учебного заведения найдутся газета, журнал и канал, находящиеся в ведении студентов. Правда, в таких проектах нужно быть избирательным и заранее подходить творчески к их созданию: может оказаться, что работы, аналогичные вашей, будут в портфолио еще у сотни начинающих дизайнеров. Также постарайтесь сфокусироваться на одной специализации, чтобы не складывалось ощущение, что вы делаете всё по чуть-чуть.

Учебная работа в Британской высшей школы дизайна. Выполнила Лера, иллюстратор Multiways. Задание состояло в том, чтобы проиллюстрировать музыкальную композицию
Учебная работа в Британской высшей школы дизайна. Выполнила Лера, иллюстратор Multiways. Задание состояло в том, чтобы проиллюстрировать музыкальную композицию

Совет №3. Участвуйте в челленджах и конкурсах

В сообществе дизайнеров существуют различные конкурсы, марафоны и флешмобы, которые предполагают регулярное создание работ. Среди иллюстраторов популярен ежегодный челлендж Inktober. В течение октября нужно ежедневно рисовать тушью и чернилами, а в конце месяца опубликовать серию из 31 работы под соответствующим хэштегом в любой соцсети.

Также марафоны проводят дизайн-студии, тем самым присматриваясь к талантливым специалистам. Художники, дизайнеры, видеографы запускают челленджи на своих страницах в социальных сетях. Ищите подходящие вам конкурсы или запускайте свои: придумайте хэштег и позовите друзей. Чтобы быть в курсе всех событий, найдите и подпишитесь на тематические Telegram-каналы, группы в Facebook, аккаунты в Instagram и других социальных сетях. Станьте частью тусовки и постарайтесь в ней выделиться.

Также у дизайнеров есть возможность проявить себя на конкурсной основе: например, с помощью платформы GoDesigner. Там огромное количество исполнителей выполняет задачу за определённую ставку, а заказчик из всех выбирает одного и продолжает с ним сотрудничество. А если хочется побороться не за клиента, а за награду, то можно регулярно мониторить различные подборки российских или международных конкурсов и премий для разных отраслей дизайна.

Попробуйте поставить перед собой челледж: например, нарисовать 100 логотипов для разных брендов за 100 дней или предложить 100 идей для нового лого известного бренда Источник: КТРЛ А

Совет №4. Лучше логотип для кофейни, чем лендинг для SpaceX

В портфолио иногда входят кейсы, которыми занимаются студенты. Кто-то занимается авторскими проектами: иллюстраторы оформляют книги, операторы снимают клипы, художественные ролики. Кто-то создает правдоподобные проекты: сайт некого интернет-магазина, кофейни, барбершопа. Лучше брать вымышленные бренды. Если вы сделаете лендинг для Apple и опубликуете портфолио — это не будет воспринято серьезно, вызовет улыбки коллег и потенциальных клиентов, может спровоцировать претензии со стороны компании.

Также оценивайте здраво свой уровень, если и беретесь за концепт для популярного бренда, это должно выглядеть не хуже того, что компания делает в реальности. Вряд ли молодая студия или джуниор-дизайнер сразу начнут работать с крупными брендами. С большей вероятностью за проектом обратится кафе с завтраками, и будет хорошо, если в портфолио найдется подобный проект, пусть и вымышленный. Старайтесь делать портфолио для ваших первых потенциальных клиентов — представителей малого или среднего бизнеса.

Как начинающей студии или дизайнеру собрать портфолио: рассказываем о работающих методах

Совет №5. Количество не имеет значения: показывайте лучшие работы и процесс их создания

Не стоит демонстрировать много кейсов одного типа, вложите в портфолио несколько хороших продуманных работ. Мнение клиента основывается на впечатлениях от пары проектов, которые зацепили внимание среди сотен однотипных подходов.

Когда у вас небольшое портфолио и вы только начинаете карьеру, важно показывать не только конечный результат, выкладывая финальный продукт. Можно детально расписать кейс, показать процесс, как была выстроена работа, обозначить ход мысли и подвести к финальному результату. Чем больше информации про кейс вы дадите, тем более качественные выводы сможет сделать потенциальный клиент или работодатель. Покажите черновики, раскадровку, прототипы, варианты стиля и финальный дизайн; этапы монтажа, цветокоррекцию и готовое видео. Так вы придадите значимость проделанной работе и сформируете доверие.

👉 Недавно мы описали кейс по разработке логотипа и фирменного стиля для коворкинга. Вы можете презентовать проекты по аналогичной структуре.

Как начинающей студии или дизайнеру собрать портфолио: рассказываем о работающих методах

Совет №6. Коллективное и частное портфолио: дополнительные источники проектов

Если вы уже где-то работали, попросите разрешение на публикацию проектов или их частей с указанием выполненной именно вами работы. Уточните, не обременены ли работы NDA и прочими условиями. Вас могут отметить в уже опубликованных проектах на Behance, а могут помочь собрать персональное портфолио из работ, в которых вы участвовали. Если же вы решили открыть студию, которая собралась из нескольких творческих людей, договоритесь на начальном этапе: пока у студии нет кейсов, личные работы каждого из участников будут частью студийного портфолио.

👉 Мы уже писали о рынке маркетинговых услуг, отличиях дизайн-студий от брендинговых агентств. Советуем разобраться в специфике компаний, чтобы эффективно выстраивать дальнейшее сотрудничество с ними.

Совет №7. Жулик, не воруй: чего делать не стоит

Если вы воруете, ждите, что за вами придут. А если портфолио украли у вас, то не бездействуйте, на вашей стороне законодательство и общественное мнение. Бизнес на воровстве не строится. Невозможно повторить украденные работы с таким же творческим подходом и стилем по низким ценам. Если портфолио студии очень разноплановое, работы отличаются по уровню, а дизайнеры не могут подтвердить авторство проектов — это повод насторожиться и не сотрудничать с такой студией.

Недавно мы наткнулись на сайт студии с очень низкими, даже смешными ценами. В портфолио у них были три наших проекта с чужими трейдмарками. Это были старые работы, которые мы сделали несколько лет назад, и для нас они уже не несли большой ценности для портфолио, но с недобросовестной компанией мы решили разобраться. В следующих статьях мы расскажем подробнее о том, как мы разбирались с нарушителями авторского права.

Закрепим: советы о том, как собрать портфолио

1. Предложите услуги бесплатно или по себестоимости. Искать клиентов следует среди небольших предприятий, некоммерческих организаций или через знакомых.

2. В работу нужно вкладывать душу. Старательно работайте над первыми проектами, даже если они не оплачиваются. Эти работы станут лицом вашего портфолио и привлекут будущих клиентов.

3. Можно браться за заказы, которые чуть сложнее, чем вы можете осилить, чтобы быстрее набраться опыта.

4. Пройти обучение на онлайн-курсах, принять участие в креативном флешмобе. Во время учебы создается большое количество работ, которые демонстрируют ваши техники, подходы и идеи.

5. Собирать не только коммерческое, но и творческое портфолио. Можно как создавать комиксы и видеозарисовки, так и сайты для вымышленных брендов, которые могли бы существовать в действительности.

6. Уровень вымышленного проекта должен соответствовать уровню автора или студии. В начале пути не стоит пародировать страницу банка, лучше сделайте сайт для булочной.

7. Не количество, а качество. Решение о сотрудничестве с вами принимается на основе нескольких запоминающихся проектов в портфолио.

8. Когда у вас небольшое портфолио, важно показывать не только финальный результат, но и процесс. Покажите драфты, макеты, это покажет ваш подход к работе.

9. Не воруйте портфолио. Вы не сможете повторить чужие работы точь-в-точь, и когда-нибудь вас разоблачат.

2424
7 комментариев

С некоторыми советами не согласен. Например, номер 4. По мне это отличная практика, взять какой-то продукт или его часть, например плендинг. И предложить свою версию с разбором слабых мест и новым дизайном, к примеру. Это будет гораздо круче, чем просто Ленд для выдуманной кофейни. Можно сразу понять, как думает новичок, как подмечает слабые места, на что обращает внимание и есть ли у него потенциал. 

1
Ответить

Это может быть хорошей инструкцией для middle-дизайнеров с квалификацией. Конечно, новичок тоже может рискнуть, но в портфолио такие проекты могут смотреться нелепо из-за недостатка квалификации и навыков у джуна.

1
Ответить

За бесплатно часто работа обесценивается(

1
Ответить

Согласны. Поэтому начинающим дизайнерам в идеале договариваться хотя бы на символическую плату)

Ответить

Очень полезно, спасибо)

Ответить

Рады быть информативными :)

1
Ответить