Зачем нужны дизайн-студии в крупных компаниях

Отвечаем на четыре популярных вопроса вместе с Дмитрием Макаровым, тимлидом дизайн-студии «Ростелекома».

Дмитрий Макаров
Руководитель направления Digital Центра компетенций по UI/UX Ростелекома

Для чего крупным компаниям внутренние дизайн-студии?

В первую очередь, польза развивать собственную дизайн-студию или дизайн отдел в том, что заказчик и исполнитель находятся на одной стороне. Бизнесу проще поставить, запустить и видеть процесс разработки продукта. А сотрудникам легче вести коммуникацию с бизнесом, разбираться и понимать его потребности для достижения общего результата.

В 2021 году многие бизнесы продолжают работать удаленно — и инхаус даёт дополнительные преимущества: прозрачность, рост эффективности работы распределенных команд и снижение затрат на подрядчиков.

Согласно отчету The State of in-housing 2021, за прошлый год инхаус-команды расширились — 32% опрошенных утверждают, что их внутренняя команда приросла 1–2 сотрудниками, 32% команд выросли на 3–5 человек.

В чем разница между собственным дизайн отделом и заказной разработкой и какие в этом есть преимущества?

В первую очередь, основное отличие между инхаус-командами и заказной разработкой – это коммуникации. При грамотно выстроенных процессах команды собственных студий лучше вовлечены в работу над задачами, поставленными компанией, чем сторонние исполнители.

Помимо этого, можно выделить несколько ключевых преимуществ в работе с инхаус командой:

Финансовая выгода

Если в вашей компании много маркетинговых и ИТ-активностей, стоит сравнить, сколько денег уходит на их обслуживание внешними подрядчиками и сколько вы потратили бы, закрывая это собственными ресурсами. Финансовая выгода изначально может быть небольшая, но в перспективе такое решение принесет свои плоды.

Главная выгода в том, что наличие инхаус-студии сокращает стоимость при решении коммуникационных задач и производстве дизайн-, видео-, печатных и диджитал-материалов.

Сокращение time-to-market

Если нужно прилично сократить время реализации проектов, то создание инхаус-студии может решить проблему, так как большая часть процессов будет проходить внутри компании. А значит, время, которое обычно занимало согласование, создание брифов, ожидание концепции и прочих этапов, сократится в разы.

Глубокая погруженность в бренд и понимание, что нужно заказчику

В отличие от внешних агентств, внутренняя команда не приносит повторяющиеся или абстрактные идеи просто из-за того, что погруженность в компанию глубже. Инхаус знает, какие решения не сработали в прошлом, понимает, как и почему важно искать новые подходы к развитию бренда и его коммуникациям. А ещё команда погружена во внутренную культуру, традиции и ДНК компании, чего почти невозможно достичь при работе со сторонним агентством.

CMO Disney Джаянта Дженкинс так обосновал переход дизайна в инхаус:

Я думаю, что в этом есть огромное преимущество по сравнению с работой агентства, где вы либо находитесь за пределами штата, либо не включены в систему.

Джаянта Дженкинс, CMO Disney

Сотрудники инхаус-студий вовлекаются в работу над продуктом и улучшают его качество

Это становится возможным, потому что вся команда работает на одну цель — и продакт оунеры, и дизайнеры, и разработчики. Имея возможность получать обратную связь от всех участников максимально быстро и в прозрачном формате, бизнес также быстро понимает, взлетит ли новое решение в продукте, стоит ли сейчас разрабатывать именно этот функционал и т.д.

Наш опыт показывает, что гораздо эффективнее, когда дизайнеры становятся частью продуктовои команды и занимаются развитием продуктов вместе, а не в отрыве от всей команды и общих целей.

Обмен информацией

Не маловажным преимуществом внутренней команды является договорные и организационные моменты. Поскольку все сотрудники трудоустроены в одном юр. лице, упрощается процесс согласования бюджетов, ресурсов и доступа к важной коммерческой информации, которая, как правило скрыта для внешних подрядчиков или требует дополнительного согласования и подписания NDA.

Но безусловно, чтобы всё работало и приносило нужный результат, важно позаботиться о правильном подборе команды, настройке процессов и адаптации сотрудников. Это требует времени и особой степени вовлеченности со стороны руководства.

Какие особенности работы дизайнеров в крупной компании?

Для себя я бы выделил одну, но весьма значимую особенность работы дизайнера именно в корпорации – это коммуникации и степень вовлечения в продукт.

Имея возможность напрямую общаться с бизнесом, продукт-оунерами, аналитиками, разработчиками и другими участниками процесса это позволяет взглянуть на продукт с разных сторон.

Приведу пример нашей студии: все дизайнеры могут оперативно получить обратную связь по предлагаемым решениям, обсудить вопросы с разработкой, аналитиками и, зачастую, напрямую с бизнесом. Для многих ребят такая возможность имеет большую ценность, ведь они быстро видят результаты своей работы, свой вклад, находясь в команде с общими целяи.

Как дизайнеру развиваться в корпорации?

На мой взгляд, для дизайнера открыто больше путей развития внутри крупной компании по сравнению с агентством (но так бывает не всегда). Самое ценное – это обширный круг специалистов, с которым дизайнер взаимодействует в рамках одной компании и может научиться как новым навыкам, так и усилить софт скилы.

Если говорить про профильные навыки, то здесь безусловный плюс в том, что дизайнер интегрируется в продуктовую команду, работает в связке с разными специалистами и может напрямую ощутить весь процесс разработки: от постановки задачи до релиза с последующим развитием.

Например в нашей дизайн-студии мы ввели внутреннюю систему обучения: в неё входят как и привычные лекции, воркшопы, менторство, так и персональные планы развития сотрудников. Мы учитываем, куда дизайнер хочет развиваться, и какие навыки смогут повысить общее качество продукта. По завершению персонального плана (и его успешном выполнении) мы переходим к обсуждению условий карьерного роста, что дополнительно мотивирует сотрудников.

Результаты создания и развития дизайн-студии Ростелекома

Если говорить про дизайн-студию в Ростелекоме, то мы начинали всего с восьми дизайнеров и пяти проектов. Дизайнеры работали в командах и выполняли просто функцию – рисовали макеты🙂

В первый год мы начали постепенно внедрять продуктовый фреймворк, описывать алгоритмы действий для различных сценариев и приземлять их в общий рабочий процесс.

За первый год мы прошли три стадии развития:

1. Начинали с банального выполнения входящих заявок на дизайн. В связи с резким увеличением потока проектов, на этом этапе команда уже увеличилась до 30+ человек, что позволило отрабатывать до 40 проектов;

2. Начали внедрять фреймворки и прозрачные алгоритмы взаимодействия для всех участников продуктовых команд;

3. Появление профильной экспертизы. Начали укреплять существующие направления и формировать новые. Появились тим-лиды и жесткое деление на команды.

Далее был расширен управленческий и HR-блок внутри дизайн-студии. Мы интегрировали уже общую на сегодняшний день в ИТ-кластере Ростелекома модель управления – Karma Framework. Сейчас тимлиды полностью формируют свои команды и экспертизу направлений.

Сегодня у нас в студии работают 50+ дизайнеров, распределённых на восемь профильных команд, в потоке мы ведём около 70 проектов. Мы сформировали два основных направления – продуктовый/сервисный дизайн и разработка профессиональных интерфейсов. Всё это позволило нам сконцентрировать экспертизу по всем сегментам в которых работает или принимает участие Ростелеком:

Благодаря этому, мы обладаем широким «кругозором» по части потребностей бизнеса, вне зависимости от сегмента, что позволяет нам применять уже отработанные процессы и методологии в различных сегментах.

Наиболее живой пример – это разработка интерфейса для Цифровой школы, в рамках которой направление проф. интерфейсов провело полноценный процесс CusDev'a. По результата исследований у нас, с одной стороны, было ТЗ от заказчика и его потребности, а с другой — реальные проблемы конечных пользователей системы.

Так мы получили ту самую «золотую середину», которая покрывает ключевые потребности заказчика и учитывает боли реальных пользователей.

Также хотелось бы отметить отдельные результаты нашей дизайн-студии: Дизайн-система Ростелекома становится отдельным продуктом со своими метриками, в прошлом году наше приложение «Ростелеком Ключ» занял первое место в конкурсе «Золотое приложение».

А в этом году проект проф. интерфейсов «Reindexer» выиграл международный конкурс дизайна Red Dot Awards в номинации «Дизайн интерфейсов». Что примечательно – это была наша первая заявка на международный профильный конкурс и нас сразу удостоили наградой 🙂.

В планах на ближайшее будущее:

  • Укрепление экспертиз направлений и улучшения качества реализуемых продуктов;
  • Создание пока внутренней, а впоследствии возможно и внешней школы дизайнеров;
  • Наполнение открытого портфолио студии и участие в профильных конференциях.
0
17 комментариев
Написать комментарий...
Game Topia

Недавно посещал сайт Ростелекома, поэтому в качестве итога хочу констатировать следующее - сайт тупит больше чем соундклоуд в момент его запуска, а дизайн полный отстой. 

Ответить
Развернуть ветку
Ростелеком
Автор

Интересные мысли, будем работать на улучшениями. Добавьте сайт в «Закладки», надеемся, что со временем мы завоюем вашу любовь 💜 
А если вы хотите участвовать в редизайне сайта вместе с нами, отправляйте резюме на почту [email protected] 🧐

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Про закладки это мощно!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Антонов

Слишком мало эмодзи в ответе. Всего 2 штуки на три предложения. 

Ответить
Развернуть ветку
Black Jack

В операционной системе Windows 95 выберите Пуск - Завершение работы и больше никогда не включайте.

Ответить
Развернуть ветку
anna shpr

полный пердос 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лукьянчиков

Конкурс "Золотое приложение" - наверное, уважаемый и международный, с независимым составом жюри?)

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Зверев

А Ростелеком собрал все награды?))

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Гизатуллин

Дополню взглядом с другой стороны.
Я бы не стал противопоставлять внутреннюю команду и внешнюю, они прекрасно могут дополнять друг друга.

Да, все вышеперечисленные плюсы (погружённость, time-to-market) у внутренней команды будут, но будут и минусы, вроде отсутствия возможности посмотреть на свой продукт под другим углом. Ведь внешняя команда имеет совершенно другую мотивацию (нет гарантии продолжения сотрудничества, более жесткие дедлайны), поэтому и результат, который она может выдать, будет другим. Да и экспертиза внешней команды, ввиду работы со множеством разных(из другой сферы) проектов, зачастую бывает существенно шире.

Выбор только одной из сторон может привести в перекосам. В вашем случае с одной стороны мы видим отличную дизайн-систему, а с другой - местами совершенно непродуманный основной сайт с устаревающим дизайном. 


Несколько примеров:
— я, как клиент компании, не вижу кнопку Оплатить в 1-м экране (это единственное, зачем я буду заходить после подключения)
— не по-русски «Отправить заявку на подключение в г.Уфа», не сложно написать в Уфе и быть ux-френдли
— "Комбо 3в1" это что? и чего там 3?
— выбирая "Домашний интернет" я вижу почти те-же тарифы, что и "Комбо 3в1" - трудно понять разницу
— сами плашки тарифов ровные (спасибо хорошей дизайн-системе), но совершенно не понятные для неподготовленного пользователя: где написано что это вообще тарифы? Как отметить, что мне только ТВ?
— почему клиент, проживающий в частном доме, должен выбрать не "Домашний интернет", а "Интернет в частный дом"?
— раздел "Для меня" путает. А если я выбираю для родителей?
— в футере идет 2 подряд номера 8 800 и они почти слились, причем подпись сверху справа еще больше усиливает эффект недопонимания где закончился один и начался другой.

И таких вопросов очень много. Конечно, часть из них имеют ответы и такие решения базируются на отчетах метрик, исследований, аналитики, портретах и пр. Однако часть - очевидная недоработка.

И задача внешней команды, при наличии сильной внутренней, как раз искать точки применения своей экспертизы, быть "свежим воздухом" и не давать расслабляться внутренней) А некий соревновательный эффект будет только полезен для самого продукта. 

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

  Чтобы забрасывать в почтовые ящики тонны ненужной дорогостоящей макулатуры.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Это звучит как:  "Здравствуйте, мы дизайн-студия в Почта России, сейчас нас 30+ человек и в наших планах на будущее..."

Ощущение что "гниющая с головы рыба" станет красивее, но не более..

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Огурец Молодец
 А в этом году проект проф. интерфейсов «Reindexer» выиграл международный конкурс дизайна Red Dot Awards в номинации «Дизайн интерфейсов».

Написдели?

И что вы только ссылки на Беху кидаете? Покажите что-нибудь поинтереснее чем rt.ru , чтоб я ахренел и побежал работать к вам за еду :-\

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Puponin

Ростелекому не поможет ничего, даже дизайн.
Вот уже четвёртый год, как я расторг с ними договор, но они продолжают каждый месяц мне слать счёт из двух строк
Долг 4.16 руб
На счету 4.16 руб
Когда эти суммы взаимно аннигилируют, накопленного за годы потенциала хватит, чтобы уронить продакшн.

Ответить
Развернуть ветку
Ростелеком
Автор

Сергей, добрый день. Напишите, пожалуйста, нам в личные сообщения ВКонтакте (https://vk.com/rostelecom) ваш номер лицевого счёта и ФИО владельца договора.
Постараемся помочь.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Puponin

Да вы себе помогите, я с вами расторг договор. Это проблема вашего биллинга и кривых KPI, что менеджеры боятся закрывать лицевые счета и идут на такой подлог.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Maksim Lesakov

Ростелеком скала. Дизайн нужен любой уважающей себя компании. Дизайн двигатель – продаж. Я правда могу с уверенностью сказать что у нас в России есть отставание в дизайн индустрии, но благодаря проектам в этой области мы сокращаем разрыв с развитыми странами, где дизайну уделяется должное место. 

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда