Кто такой инфографер и как им стать

Кажется, в отрасли дизайна и инфографики никто, кроме нас, не использует слово «инфографер». Обычно людей, которые делают инфографику, называют просто дизайнерами. Мы с этим не согласны. Наше агентство делает инфографику, и работают у нас инфограферы.

В этой статье объясняем, кто это такие, чем они отличаются от дизайнеров и где учиться, чтобы стать инфографером.

Кто такой инфографер

Инфографером можно называть дизайнера, который в первую очередь думает, как донести смыслы, а уже потом — о том, как сделать красиво. Он изучает, анализирует, перерабатывает информацию, вычленяет смысл, который в ней заложен, и подчеркивает его с помощью дизайна.

Цель работы инфографера — сделать информацию понятной и легко считываемой для неподготовленного зрителя или читателя. В общем, разложить всё по полочкам.

И если представить некую шкалу, на одной стороне которой аналитики, а на другой — дизайнеры, инфографер будет где-то между.

Кто такой инфографер и как им стать

То есть инфографер — это специалист, который, с одной стороны, обладает навыками дизайнера:

  • знает основы композиции;
  • основы типографики и верстки;
  • правила использования цвета;
  • правила баланса, ритма, контраста и масштаба;
  • знаком с графическими программами.

С другой стороны, он мыслит как аналитик:

  • сортирует данные от менее важных к более важным;
  • находит аномалии;
  • структурирует информацию;
  • вычленяет ключевые смыслы.

И уже исходя из анализа распределяет информацию на макете, например плаката, лендинга или презентации.

Разве обычный дизайнер не делает то же самое?

Казалось бы, любой дизайнер тоже должен учитывать смыслы, но, к сожалению, обычные дизайнеры часто выводят на первый план красоту. В итоге их графические приемы красивы, вызывают эмоции и привлекают внимание, но мешают считывать информацию.

Например, дизайнер может получить полотно текста от заказчика и так его и вставить в придуманный им макет. И даже если дизайнер добавит анимацию, плашки, картинки, читателю всё равно нужно будет прилагать усилия, чтобы понять, что тут главное, а что второстепенное. Примерно как здесь:

В этом проекте разбираются мифы об аварии на Чернобыльской АЭС. Здесь нет акцентов на главном, а структура больше подходит для энциклопедии: прочитает тот, кому очень надо, а вот большая часть читателей не осилит

И получается: есть красивая обложка, плашки, иллюстрации и графики, но смыслы спрятаны внутри полотна текста, который вряд ли кто-то прочитает целиком.

Инфографер же действует по-другому: пропускает через себя информацию, находит ключевые смыслы, выделяет их и только потом создает макет, добавляет анимацию и иллюстрации. Например, как здесь:

Сторилендинг «Почему утонул „Курск“?» тоже рассказывает о трагедии. Но тут инфографер подумал о том, как донести смыслы до читателя в простой форме, плюс сделал так, чтобы историю дочитали до конца

Дизайнер может пожертвовать смыслом или частью информации в угоду красивому решению, инфографер же — пожертвовать красотой ради смысла.

Это не значит, что инфографер сделает некрасиво, плохо или как-то не по-дизайнерски. Нет. Но в первую очередь при создании макета он будет исходить из информации, а не из визуальной составляющей.

От аналитика же инфографер отличается тем, что работает не только с содержанием, но и с формой, то есть:

аналитик — содержание;

дизайнер — форма;

инфографер — содержание + форма.

Кроме того, инфографер всегда помнит, зачем делает этот лендинг, отчет, буклет. Он, как любой хороший специалист, всегда держит задачу бизнеса в голове.

Аналитик сможет переработать информацию и структурировать ее намного лучше, чем инфографер. Графический дизайнер, возможно, лучше сделает брендинг или логотип, потому что он более креативен в этом смысле, чем инфографер. Зато инфографер способен соединить в себе оба качества и круче донести смысл.

Инфографер может работать с любыми форматами

Инфографер вряд ли подойдет для брендинга или разработки фирменного стиля, но в остальном ограничений нет. Везде, где есть информация — объемная, не самая интересная на первый взгляд, занудная, — инфографер сможет вычленить главное и преподнести это главное так, чтобы читателю было интересно, понятно и увлекательно.

А сделать это он может и в презентации, и в инструкции, и в лендинге, да где угодно.

Концепт обучающего интерактивного портала. Чтобы его реализовать, наш инфографер Марк переработал гору вордовских документов и инструкций, структурировал информацию, выделил главное и расставил акценты. У него это получилось, потому что Марк разбирается в физике. Другому бы на его месте пришлось сначала изучить основы горной электроники и только потом браться за проект
<p>Инфографер разработал настольную игру для сотрудников, чтобы без занудства донести новые принципы безопасности на производстве</p>

Инфографер разработал настольную игру для сотрудников, чтобы без занудства донести новые принципы безопасности на производстве

Инфографер разобрался, как работают фильтры для воды, и собрал лендинг для «Барьера»

В общем, инфографер не ограничен форматом: он может работать везде, где нужно донести информацию, подчеркнуть смыслы и истории.

Какие навыки нужны инфограферу

Есть четыре ключевых навыка, которыми должен обладать инфографер:

  • работать с информацией и текстом;
  • визуализировать данные;
  • общаться и задавать вопросы;
  • работать со специализированными программами.

Расскажу подробнее о каждом.

Работать с информацией и текстом. Инфографер должен, во-первых, уметь читать текст. Не поверите, но не все умеют это делать. Я имею в виду не просто читать, но еще и понимать смысл текста, его аудиторию.

Например, если мы делаем годовой отчет, инфографер задает себе вопросы: кто его будет читать? Инвесторы или сотрудники? Если инвесторы, то крупные или частные? В какой ситуации? Будет ли у них время, чтобы изучить все страницы, или хватит только на парочку?

Еще инфографер должен хотя бы чуть-чуть уметь редактировать текст, чтобы без потери смысла сокращать какие-то формулировки, если они не помещаются в макет.

Визуализировать данные. Инфографер должен иметь представление о том, как строится визуализация данных, то есть уметь работать с графиками: знать, под какой тип данных какие графики подходят, а какие нет. И делать графики полезными элементами повествования, а не просто декорациями. Важно, чтобы читатель мог получить из графика информацию, увидеть корреляцию, сделать выводы.

Графики не так просты, как может показаться. Например, попробуйте выбрать подходящий в этой задачке:

Кто такой инфографер и как им стать

А теперь проверьте себя:

Правильный ответ. Отрицательные значения находятся ниже нуля и дополнительно подсвечены цветом
Правильный ответ. Отрицательные значения находятся ниже нуля и дополнительно подсвечены цветом
Неправильный ответ. Чтобы показать, что компания ушла в минус по чистой прибыли, недостаточно тревожного красного цвета. Отрицательные значения (-15, -5) должны быть в своей зоне, то есть — ниже нуля
Неправильный ответ. Чтобы показать, что компания ушла в минус по чистой прибыли, недостаточно тревожного красного цвета. Отрицательные значения (-15, -5) должны быть в своей зоне, то есть — ниже нуля

С графиками бывают сложные задачи. К примеру, когда у нас много разной информации и ее нужно отобразить на одном графике. Тут нужно понять, какой тип графика выбрать, на чем сделать акцент, можно ли данные разбить. И главное — а нужен ли вообще график?

Суть в том, что материал предоставляет заказчик, и может быть так, что раньше графики делал какой-нибудь менеджер по продажам, просто потому что он умеет. А остальные привыкли, и пошло-поехало.

Но графики нужны не всегда. Поэтому инфограферу важно уметь абстрагироваться от того формата, что предлагает клиент, и смотреть на ситуацию свежим взглядом. Например, мы делали проект для SEMrush — анализ самых частых поисковых запросов, которые содержат слова «легально» или «нелегально». В качестве исходника мы получили большую таблицу с запросами:

Исходник с поисковыми запросами
Исходник с поисковыми запросами

И самое очевидное, что можно было сделать, — это графики. Но наши инфограферы визуализировали запросы с помощью карты, потому что так интереснее для читателя:

Например, в Канаде пользователи ищут «легально ли жениться на самом себе», а в США — «легально ли держать дома лису». Карта запросов со словами «легально», «нелегально» для SEMrush

Обычный графический дизайнер, скорее всего, не будет спрашивать, нужен ли график. Вместо этого он возьмет исходник, подберет цвета, толщину линий, шрифт — готово. А вот инфографер сначала разберется в вопросе, и отсюда вытекает следующий навык.

Общаться и задавать вопросы — этот навык нужен всем, но инфограферу особенно. В его работе вряд ли случится так, что он возьмет информацию клиента, где-то в каморке ее переработает и сделает вау. Чтобы сделать вау, придется общаться и задавать вопросы.

Например, у нас в тестовом задании есть график типа такого:

Кто такой инфографер и как им стать

И многие соискатели просто перерисовывают его покрасивее, с такими же пропорциями и подписями. Но надо не перерисовывать, а спросить: что за 0,2? Откуда оно взялось? Почему остальные цифры в другом формате?

При этом, конечно, инфограферу не нужно перепроверять данные за клиентом, мол, давайте-ка посмотрим декларации компании, чтобы сверить реальную прибыль с той, что они указали. Но нужно задавать вопросы, быть внимательным и смотреть, соответствует ли то, что написано, тому, что нарисовано.

Работать с программами. Инфограферы работают не только в Фотошопе и Фигме, но и в дополнительных программах: Tableau, Flourish, еще неплохо было бы знать на продвинутом уровне Excel или Google Таблицы.

Excel и Google Таблицы нужны для работы с данными. Бывает, что от клиента приходит некий массив данных, который нужно либо почистить перед тем, как использовать, либо отсортировать. Обычно это делает аналитик, но иногда и инфограферу приходится. И с таблицей на 1 000 строк сделать такое вручную не выйдет.

И еще инфограферу хорошо бы знать Mapbox — это сервис, который позволяет работать с картами. Он пригодится для проектов, в которых часть информации привязана к местоположению.

Как стать инфографером: что делать и где учиться

Итак, чтобы стать инфографером, нужно пройти семь шагов. Расскажу о каждом.

Шаг 1. Понять, кто такой инфографер. Чтобы не было ложных ожиданий от профессии, сначала нужно понять, кто такой инфографер и чем он занимается. Это важно и стоит отдельным шагом, потому что многие представляют себе инфографику превратно: вот, мол, нужно всего лишь нарисовать иллюстрацию, которая объяснит забавный факт.

Но главная задача инфографера — не сделать забавно или прикольно, а сделать так, чтобы читателю было проще считывать смыслы и понимать информацию. Даже если речь об использовании химического синтеза в промышленности.

И работа инфографера больше исследовательская, чем творческая: тут сначала нужно разобраться в химическом синтезе и только потом придумывать, как изобразить молекулу.

Еще понадобится навык повествования, чтобы на основе переработанной информации выстраивать такие истории, которые читатель захочет изучить и прочитать.

И вот прежде чем переходить к другим шагам, нужно подумать: подходит ли мне такая работа?

Шаг 2. Прочитать «Говори на языке диаграмм». Если работа инфографера кажется подходящей, следующее, что нужно сделать, — прочитать книгу «Говори на языке диаграмм» Джина Желязны.

Отрывок из книги <a href="https://www.litres.ru/dzhin-zhelyazny/govori-na-yazyke-diagramm/?utm_medium=cpc&amp;utm_source=google&amp;utm_campaign=smart_shopping%7C6451100394&amp;utm_term=&amp;utm_content=pla-573894664472%7Ccid%7C6451100394%7Caid%7C378012483274%7Cgid%7C85593335428%7Cpos%7C%7Csrc%7Cu_%7Cdvc%7Cc%7Creg%7C1011874%7Crin%7C&amp;gclid=Cj0KCQjwkbuKBhDRARIsAALysV7L6acoN8Kvh-77lCkOHcbZkcSMA3mgdaVC7UXSdkQknzq8Hlj1eDEaAvOIEALw_wcB" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Говори на языке диаграмм»</a>, Джин Желязны
Отрывок из книги «Говори на языке диаграмм», Джин Желязны

Шаг 3. Пройти курсы. Если язык диаграмм не отпугнул, можно пройти курс по инфографике. Такой есть в Высшей школе экономики, идет 7 недель, стоит 25 000 ₽. Еще есть интенсивы в Британской высшей школе дизайна — по датам и стоимости нужно уточнять.

Шаг 4. Развивать насмотренность. После книги о графиках, параллельно, после курсов, да и вообще всегда нужно развивать насмотренность. Например, смотреть и анализировать работы других авторов, известных или не очень, проекты победителей международных конкурсов и успешных агентств.

Можно начать со списка победителей Malofiej Awards — это ежегодный международный конкурс инфографики. Перейти по ссылке, открывать работы по порядку и смотреть, замечать, что понравилось, а что нет, напитываться.

Шаг 5. Выбрать направление. В инфографике можно выделить три направления, для работы в которых понадобятся разные навыки:

  • Большие данные — тут нужно уметь работать с big data, находить закономерности, аномалии.
  • Сторителлинг — нужно уметь рассказывать истории в широком смысле этой фразы. Выстраивать увлекательное повествование и для альтернативной версии затопления подводной лодки «Курск», и для истории золотодобывающей компании.
  • Как это устроено — рассказывать о том, как устроены разные вещи и явления. Здесь понадобится навык быстрого погружения в отрасль и широкий кругозор. Возможно, на одном проекте нужно будет изучать химию и промышленность, а на другом — анатомию и среду обитания разных животных.

Давайте посмотрим на примерах, чем эти направления различаются.

1. Большие данные:

NY Times рассказывает, как коронавирус распространился по миру и почему запрет на путешествия не помог его сдержать. Авторы изучили данные о заразившихся и распространении коронавируса по планете

2. Сторителлинг:

Сторилендинг о яйцах Фаберже. Автор мог бы просто рассказать, вот были такие яйца Фаберже, красивые и дорогие, но вместо этого он сочинил целый детектив о поиске семи пропавших яиц

3. Как это устроено:

NY Times рассказывает о причинах крушения Боинга-737. Чтобы сделать такой проект понятным для далекого от авиации читателя, автору сначала самому нужно разобраться в том, как устроена система Боинга и что именно привело к крушению

Можно, конечно, работать по всем трем направлениям, но это сложнее: нужно одновременно прокачивать и навык работы с большими данными, и навык повествования, и умение быстро погружаться в новую тему.

Шаг 6. Собрать портфолио. У инфографера, как и у дизайнера, портфолио важнее резюме. Их обоих выбирают по работам. И чтобы собрать портфолио, можно пойти учиться куда-нибудь, где будет не только теория, но и практические задания, на второе высшее, например.

Важно, чтобы в портфолио были примеры инфографики, а не только графического или веб-дизайна. Часто бывает, что дизайнеры ищут работу инфографера, но в их портфолио нет связанных с инфографикой работ. И работодателю непонятно, умеет ли этот дизайнер работать с информацией, графиками.

Если совсем ничего нет, советуем собрать портфолио хотя бы из выдуманных или тестовых задач.

Шаг 7. Откликаться на вакансии. Вот теперь можно откликаться на вакансии.

У работодателей требования различаются. Мы, например, кроме портфолио, еще обращаем внимание на сопроводительное письмо: структурировано ли оно? есть ли акценты? удобно ли читать, всё ли понятно? А затем даем тестовое задание.

Вообще, на рынке есть проблема с инфограферами — их нет. Дизайнеры предпочитают развиваться в более широких направлениях, а не погружаться в такую узкую нишу, как инфографика. Хотя, по сути, инфографер может делать всё: лендинги, брошюры, презентации, отчеты, и везде на первый план он выводит смысл.

При этом, когда специалист работает с вычленением смыслов, он часто выходит за рамки работы, и даже общаться начинает по-другому: более четко, структурированно, с максимальным эффектом. А эффективное общение — очень крутой навык, который пригодится в любой профессии.

Если вы хотите работать в «Инфографике», добавьте в закладки наш профиль с вакансиями на БУДУ и, как увидите подходящую, откликайтесь. =)

***

А еще — читайте другие наши статьи:

27
2 комментария

Многие навыки инфограферов похожи на навыки редакторов: там тоже работа со смыслом, визуальное повествование, подача чтобы читатель не устал. Значит, в плане развития можно посмотреть еще в сторону редактуры, Ильяхова почитать

5
Ответить

Спасибо за комментарий, Илья. Полностью с вами согласен. Поэтому у нас одна из составных частей внутреннего обучения - выборочные уроки Максима.

Ответить