Как стать дизайнером будущего

Меня зовут Татьяна Румянцева, я создательница виртуального модного бренда Kai Kai. Недавно на платформе Artisant я продала диджитал-платье за 0,5 эфира (примерно $ 2000). В этой статье я хочу рассказать, из чего состоит работа цифрового дизайнера и как им стать.

Анна Радченко в платье бренда Kai Kai
Анна Радченко в платье бренда Kai Kai

Статья написана на основе моего выступления на конференции по цифровой моде от Fashion Factory School. На сайте школы регулярно публикуются новости из индустрии цифровой моды и NFT. Рекомендую следить за обновлениями.

Цифровая 3D-одежда — новое направление, в котором уже сейчас можно выделить несколько областей для работы:

  • Создание исключительно виртуальных вещей (существуют внутри сети);
  • 3D-визуализация реальных вещей.

Самый необходимый навык дизайнера — это умение визуализировать так, чтобы клиент не отличил сконструированную в программах одежду от реальной. Дизайнеру необходимо повторять фактуру, складки, настроение, движение вещи. В общем — все по-настоящему, но только внутри сети.

На стыке цифры и реальности

В цифровой одежде, связанной с производством реальных вещей, заложены те же механизмы, что и в реальной жизни. Сначала создаются паттерны, выкройки, потом они сшиваются в 3D-пространстве. Механика позволяет проводить примерки ещё несуществующей коллекции и видеть, как будет выглядеть финальная версия.

Нередко на создание реалистичной 3D-копии уходит столько же времени, сколько и на пошив оригинала — дизайнеру нужно не только повторить форму, но и воссоздать физические свойства материала, создать убедительные и объемные текстуры в дополнительных программах.

Цифровые коллекции позволяют оптимизировать производство: своевременно проверить посадку, протестировать материалы и создать точный размерный ряд и градацию лекал. Это также существенно сокращает количество создаваемых образцов.

Когда дизайнер рисует эскиз от руки, его невозможно покрутить и детально рассмотреть. На этой почве возникают различные недопонимания. В 3D все проще: крутишь и сразу понимаешь, какие проблемы могут возникнуть в процессе носки у потребителя.

Татьяна Румянцева, Digital-художник

Где учиться?

Самому

Обучиться самому возможно, но более энерго- и времязатратно. В YouTube есть несколько полезных ресурсов с бесплатными материалами для цифровых дизайнеров. К примеру:

  • Официальный канал программы для виртуального конструирования тканей CLO 3D Beginners Guide to CLO
  • Kondratiki — плейлисты программы для создания 3D-одежды Marvelous Designer
  • 3D Couture — плейлист CLO 3D

Онлайн

Настоящее комьюнити сможет дать только школа. На российском рынке уже представлены достойные варианты для обучения: 3D Couture, PUSHKA SCHOOL, KAZAN.TOOLS. Некоторые из них предоставляют возможность работать на удаленных серверах (читай — работаю со своего монитора на мощном компьютере школы), а также дают скидки на программное обеспечение и подписки на разные программы. На базе этих школ уже появились курсы для тех, кому недостаточно знаний по визуализации одежды — на них обучают созданию своих аватаров, анимации персонажей, текстур материалов. Эти навыки предполагают знание программ Cinema4D, Daz3D, Zbrush, Substance и многих других.

Также есть Fashion Factory School, но это больше про бизнес: школа учит расчитывать бизнес-модель и затраты для запуска виртуального бренда, а также разрабатывать стратегию его продвижения.

В вузе

Обучиться цифровому дизайну можно и в вузах. За границей данное направление существует в университетах уже давно. В России эта тенденция только зарождается, но уже сейчас в стране представлено несколько программ обучения диджитал-дизайну. К примеру, профиль «Цифровая мода» кафедры дизайна и технологий ВГУЭС и программа высшего образования «Цифровой дизайн» в Институте бизнеса и дизайна.

Куда идти дальше?

Работа с чисто виртуальной одеждой предполагает несколько путей развития. Во-первых, вы можете выставлять на продажу свой товар на платформах-ритейлерах: replicant.ru, dressx.com, xrcouture.com. На каждую из платформ любой дизайнер может предложить свои эскизы. С вас — идеи и предложения, с платформы — продвижение и продажа вашего товара.

Во-вторых, вы можете заняться созданием образов для соцсетей. Грамотное ведение страниц в социальных сетях заботит многих клиентов. Среди последних нередко встречаются люди с интересными заказами, в которых, помимо виртуальной одежды, можно поэкспериментировать с цифровым макияжем и дополнительными арт-объектами.

Следующий способ заявить о себе в цифровом пространстве — сотрудничество с журналами. К примеру, дизайнер Анна Нестерова (Kreamonz) для съёмки с реальной моделью создала виртуальную одежду. Особенность работы была в том, что сначала состоялась фотосессия, а уже после нее в программах надевалась одежда. Это позволило менять дизайн и фактуру одежды уже после съемки. Этой осенью для создания обложек журналов Vogue, GQ и L’Officiel также была использована цифровая одежда.

Мэй Маск в виртуальном платье DressX для Vogue CS
Мэй Маск в виртуальном платье DressX для Vogue CS

Коллаборации — тоже один из примеров работы с «цифрой». Так, российские дизайнеры Регина Турбина и Тигран Аветисян создали свою коллекцию цифровой одежды к 15-летию благотворительного фонда «Подари жизнь». Вещи стилизованы под рисунки и надписи, напоминающие детское творчество мелками на асфальте. Главная цель проект — привлечение внимание молодежи к вопросам благотворительности.

Платформы для продвижения и поиска клиентов

Программы установлены, эскизы отрисованы, модели реализованы, а что дальше? Рано или поздно каждый дизайнер сталкивается с необходимостью рассказать о своем труде большему количеству аудитории. Вот, куда может «пойти» диджитал-дизайнер:

  • Sketchfab — размещение 3D-объектов для продажи, возможность продавать свои туториалы;
  • Artstation — размещение портфолио, создание своего сайта, продажа 3D-модели;
  • DazStudio — создание вещей на продажу для магазина;
  • Behance — размещение портфолио, отслеживание портфолио лидеров индустрии;
  • Dribbble — большое дизайн-сообщество, онлайн-сервис, который объединяет графических, веб-дизайнеров, иллюстраторов, ЗD-визуализаторов;
  • LinkedIn — поиск деловых контактов, отслеживание вакансий.

Сейчас многие цифровые художники активно продвигают своё видение через инструменты NFT. Например, российская платформа Artisant специально создана для продажи цифровой одежды и арта ценителям и коллекционерам — это хорошая возможность быть независимым цифровым художником. Только за 3 месяца существования платформа продала виртуальную одежду на 26 эфиров ($ 70 000).

Платформа Artisant

В каких программах работать?

CLO 3D

  • Заточена для работы с производством одежды (есть импорт-экспорт лекал, функции градации лекал, что существенно упрощает процесс создания вещи);
  • Имеет встроенный рендер (процесс обработки компьютером) и возможность записи анимации в хорошем качестве;
  • В первый месяц пользования обойдется бесплатно, далее — $ 450 в год.

Marvelous Designer

  • Удобна, если вы уже работаете в других 3D-программах;
  • Заточена для создания одежды для компьютерных игр;
  • Не имеет встроенного рендера;
  • Недостаточно функциональна для работы с производствами;
  • В первый месяц обойдется бесплатно, далее $ 39 в месяц.

Важно! Для работы в специальных программах ваш компьютер должен быть достаточно мощным (параметры можно найти на официальном сайте CLO 3D). Начать создавать виртуальную надежду можно на любом компьютере, а вот полноценно входить на рынок цифры придется уже с куда более мощной техникой. Иногда рендер анимации одежды занимает десятки часов.

Дальнейшее развитие специалиста предполагает знание программ Cinema4D, Daz3D, Zbrush, Substance. Для каждого направления в работе требуется свой набор программ и навыков, которых с каждым годом становится все больше.

Пожалуй, главное в работе цифрового дизайнера — готовность учиться беспрерывно и способность формировать свое личное видение. Технический навык всегда можно подтянуть, а развивать насмотренность очень важно уже сейчас. Ключ к успеху — создать историю диджитал-вещи. Чем уникальнее будет эта история, тем больше отклика соберет ваш продукт.

А что думаете вы о профессии цифрового дизайнера?

35
42 комментария

За последние пару месяцев (и не без помощи Цукерберга) про цифровую одежду говорят из каждого утюга, и очень многие бренды резко захотели ворваться в метаповестку. Так что кажется, для диджитал-художников сейчас очень хлебное время)

7
Ответить

гайд по заработку на мета дизайне или NFT 2.0

берешь фотку + накладываешь на нее «модный» глитч и бесформенные 3d фигуры + называешь себя «мета-проповедником стиля будущего» + ставишь конские цены + продаешь брендам дизайн + пишешь на vc статью «известный бренд» стал обладателем мета стиля = профит (к тебе выстроилась очередь из брендов, которые тоже хотят дешевый хайп, так как обычная реклама стоит дороже)

35
Ответить

Я не знаю, кто такая Анна Радченко, но ей, судя по всему, оооооочень нехорошо в этом платье. %)

А вообще, лучше уж одеть в настоящую одежду себя, а не свою фотку - в виртуальную.

8
Ответить

Вполне может случится, что в какой-то момент цифровой рынок одежды может обогнать традиционный, и вот почему.

Уже сейчас, без всяких метавселенных, в мире полно людей, которым одежда нужна буквально на одну фотку или видео в инсте или тик-токе, и второй раз они публично они одну и ту же вещь не наденут.

Можно, конечно, покупать у Shein — там одежда одноразовая и каждый день выходит по 700–1000 новых моделей — но это только усугубит углеродный след. И так половина гардеробов в мире не надевается никогда, 92 млн тонн уничтожается каждый год, что эквивалентно одному грузовику с одеждой в секунду.

А тут всё красиво — создали/купили цифровое платье, запостили, собрали лайки и забыли. Никаких выбросов, чистая цифра, красота!

12
Ответить

Согласна, выглядит сомнительно это вот всё

Ответить

Прочитал бренд "какай!"
В гробу перевернулся Ганс Христиан Андерсен - он ведь не про это писал свою сказку "новое платье короля", правда?

5
Ответить

Развести обычных людей на эту NFT-дичь не получится. Это всё интересно только тем, кто 50 лет назад покупал бы картины в стиле Ротко за тысячи долларов. Обычным людям хочется стикеры в месенжере и скины в фортнайте, а не жипеги на каком-то сайте, где подтверждается “provenance”.

4
Ответить