Дизайн-джем #44: синий цвет на фресках Микеланджело, в моде французских королей, фантазиях символистов и фильмах Линча

И ослепительно синем дайджесте от дизайн-команды red_mad_robot.

На прошлой неделе мы твёрдо решили смотреть на привычные вещи с разных сторон и переполненные этой решимости с головой окунулись в мир синего цвета.

Оказалось, что цвета — это не только краски для художника, а полноценный инструмент влияния на живопись, культуру, моду, социум и даже людей. В новом выпуске Джема расширяем наш кругозор, учимся понимать великих живописцев и узнаём классные факты для поддержания любого разговора. А компанию нам составит дизайнер интерфейсов red_mad_robot Мила Михайлова.

Фрагмент фрески в Сикстинской капелле Микеланджело 
Фрагмент фрески в Сикстинской капелле Микеланджело 

Подписывайся на Telegram-канал Design Jam, если хочешь получать вдохновение из мира дизайна каждый день 🤖

Мила Михайлова 

старший дизайнер интерфейсов red_mad_robot

Привет! В этом выпуске я хочу поделиться с тобой историей моего любимого — синего цвета. Обещаю выйти далеко за рамки его психологических характеристик и рассказать о том, как он появился и какое значение имеет в разных культурах и видах искусства.

Фрагмент египетской росписи 
Фрагмент египетской росписи 

Египетский пигмент

Начнём наше знакомство с путешествия в Древний Египет, жители которого и сформировали культуру синего цвета, а точнее — создали египетский пигмент! Для них он символизировал небо и воду и был тесно связан с культом погребения. В усыпальницах синим цветом покрывалось буквально всё — это создавало ощущение свечения внутри пещеры.

Фрагмент египетской росписи 
Фрагмент египетской росписи 

Средневековье

В Средние века синий цвет продолжит ассоциироваться с небом, но фокус сместится на небесное царство. Сам цвет считался божественным и благодаря аббату Сугерию активно использовался в соборных пространствах

Иконопись

В эпоху татаро-монгольского нашествия появился новый оттенок — рублёвский голубец. Как ты уже догадался, его создал иконописец Андрей Рублёв.

«Преображение Господне» Андрей Рублёв 
«Преображение Господне» Андрей Рублёв 

Появление этого оттенка связано с популяризацией идеи Сергея Радонежского об объединении русских земель. В храмовой росписи это отобразилось в виде концепции божественного света, который должен был преобразить человека.

Фрагмент «Страшного суда» Андрей Рублёв 
Фрагмент «Страшного суда» Андрей Рублёв 

Эпоха Ренессанса

Для живописцев эпохи Ренессанса синий цвет стал возможностью работы с углублением пространства. Так, Леонардо да Винчи придумал технику сфумато и показал, как светом и цветом можно передавать ощущение воздуха. Например, на картине «Мадонна Литта» он избегал чётких линий и контуров, стараясь изобразить присутствие сумеречного цвета.

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи
«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи

Синий также преобладал на фресках:

  • Микеланджело — он использовал его для создания объёма;
  • Рафаэля — ему приписывают воссоздание египетского рецепта получения пигмента;
  • Якопо Понтормо — для него синий цвет олицетворял идею прощения.

Золотой век голландской живописи

В 1600-х годах перед мастерами Золотого века голландской живописи встала новая задача — художники искали способы сэкономить на синем пигменте. Ян Вермеер обратился к идее глубины цвета и в качестве подложки начал использовать малахитовые и чёрные оттенки.

Фрагмент картины «Девушка с жемчужной серёжкой» Ян Вермеер
Фрагмент картины «Девушка с жемчужной серёжкой» Ян Вермеер

Например, на картине «Девушка с жемчужной серёжкой» фон изначально был зелёным. Он почернел в ходе комбинирования и наслоения нескольких видов краски.

Французская мода

Любовь Людовика IX к синему тоже не осталась незамеченной: король оказал особое влияние на ассоциацию этого цвета с монаршей властью. После свержения Бурбонов противники Наполеона Бонапарта облачались исключительно в синие одежды — так они демонстрировали своё несогласие и преданность королевскому дому.

Людовик IX
Людовик IX

Романтизм

В эту эпоху синий цвет приобрёл концепцию чего-то недосягаемого и ускользающего от взгляда. Большая часть картин Каспара Давида Фридриха — персонажи, находящиеся в тихой гармонии с окружающим миром, и природа, написанная в синих оттенках.

«Странник над морем тумана» Каспар Давид Фридрих
«Странник над морем тумана» Каспар Давид Фридрих

Именно это помогало достигнуть эффекта «оторванности». Кстати, чуть позже подобная идея эхом отразится в периоде символизма.

Импрессионизм

Более радикальное отношение к синему цвету ввели импрессионисты. Они заявили, что чёрного не существует в природе, а тени надо показывать тёмными тонами с синим оттенком. С этой задачей отлично справлялись Репин, Ренуар, Моне и Матисс.

А вот Ван Гог использовал синий для создания сильного эмоционального напряжения: играя на контрастах с жёлтым цветом в «Звёздной ночи», он приближал зрителей к ощущению сопротивления и внутренней бури.

«Звёздная ночь» Ван Гог
«Звёздная ночь» Ван Гог

Символизм

Символисты хотели создать образы, которые бы уводили зрителя в мир грёз и фантазий. Для этой цели Пьер Сесиль Пюви де Шаванн показывал своих героинь на фоне лазурного неба или кобальтового оттенка моря в созерцательных замедленных позах.

«Сон» Пьер Сесиль Пюви де Шаванн
«Сон» Пьер Сесиль Пюви де Шаванн

Можно ещё посмотреть на работы Фернана Кнопфа: «Дверь заперев, я отгородилась от мира», «Синее крыло», «Мари Монном» — его картины олицетворяли идею оторванности от жизни и погружения во внутренний мир.

«Дверь заперев, я отгородилась от мира» Пьер Сесиль Пюви де Шаванн
«Дверь заперев, я отгородилась от мира» Пьер Сесиль Пюви де Шаванн

Экспрессионизм

Среди экспрессионистов к синему часто прибегал Василий Кандинский. Он хотел, чтобы его живопись передавала эмоциональный настрой, поэтому использовал цвет в качестве образа духовного перерождения. Знаменитый «Синий Всадник» — возвращение к истокам концепций символизма и романтизма. Художник вдохновлялся библейскими писаниями и нередко изображал природные катастрофы — так он передавал потребность очищения и обновления.

Цвет Кляйна

В 1950-х годах в истории синего цвета появилось новое имя! Французский художник-новатор Ив Кляйн придумал и запатентовал состав пигмента под названием «Интернациональный синий Кляйна». Он использовал этот оттенок во многих работах, но больше всего запомнилась его скандальная серия «Антропометрии».

Картина из серии «Антропометрии» Ив Кляйн
Картина из серии «Антропометрии» Ив Кляйн

Картины из этого проекта — отпечатанные тела обнаженных девушек в фирменном цвете Кляйна. Во время перформанса художник направлял женщин и говорил, как нужно оставлять следы на холстах.

Синий, вообще, был монументальным в творчестве Ива — он создавал монохромные полотна и скульптуры, оформлял интерьеры культурных зданий и проводил выставки, посвящённые этому цвету.

«Синяя губка» Ив Кляйн
«Синяя губка» Ив Кляйн

Кинематограф

В кино колористика обладает удивительным свойством передавать эмоции персонажа и его переживания. Например, в фильмах Дэвида Линча синий — это всегда про таинственность и метафору.

У Кшиштофа Кесьлёвского в фильме «Три цвета: Синий» холодные тона являются символом революционной свободы, а в ленте Андрея Звягинцева «Возвращение» — эмоциональной отчуждённости и грусти.

Синий цвет довольно часто сопровождает одиноких и оторванных от мира персонажей или передаёт меланхоличные настроения. Даже в фильмах о Гарри Поттере: чем мрачнее становится история, тем меньше ярких оттенков остаётся в повествовании.

А на этом я прощаюсь с тобой, хороших выходных!

Если хочешь увидеть, как синий цвет сегодня используется в диджитал-искусстве, то читай наш выпуск про NFT. Пиши в комментариях, какая часть истории синего цвета была самой интересной, и подписывайся на наш Telegram-канал Design Jam. А мы убегаем собирать следующий дизайн-дайджест. Да пребудет с тобой сила роботов! 🤖

5050
4 комментария

Великолепно, очень интересно

6
Ответить

Спасибо!

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Раньше синий двигали ближе к зелёному (природный), сейчас ближе к красному (искусственный).
Да, что касается рекламной зелёной плашки на сером фоне у vc — ну можно уже подвигать ползунки, чтобы тон зрительно не сливался? Нет.

Ответить