«Будущее дизайна не в красоте иллюстраций, а в создании доступной для всех среды»

Выдержки из отчёта «Дизайн в технологиях 2018» американского дизайнера Джона Маэды.

«Будущее дизайна не в красоте иллюстраций, а в создании доступной для всех среды»

Взаимодействие технологий, бизнеса и дизайна

  • Дизайн — это не только о красоте.
  • Существует три вида дизайна: классический, дизайн-мышление и вычислительный дизайн.
  • Американские медицинские школы используют метод дизайн-мышления в своих учебных программах.
  • Консалтинговые компании выходят за рамки дизайн-мышления и меняют способ ведения бизнеса в целом.
  • Индийский и латиноамериканский рынки по-своему интерпретируют дизайн. Остальным странам есть чему у них поучиться.

Джон Маэда различает три категории дизайнеров:

1. Классический дизайнер создает материальные объекты для определенных групп людей.

2. Коммерческий дизайнер ищет инсайты пользователей, чтобы создавать востребованные продукты.

3. Специалист по вычислительному дизайну создает продукты для миллионов пользователей с помощью навыков разработчика.

Клэй Чандлер, исполнительный редактор издания Time
Три вида дизайна
Три вида дизайна

Компетенции специалиста по вычислительному дизайну

  • Понимает логику подсчётов. Умеет программировать, отличает сложное от простого, возможное от невозможного.
  • Сочетает в работе все три вида дизайна. Разбирается в классическом дизайне, умеет организовать работу.
  • Мыслит критично, когда речь заходит о технологиях. Всегда задаёт вопросы: что сделано, кем и с какой целью.
  • Активно изучает технологии искусственного интеллекта. Мыслит несколькими дисциплинами, изучает новые концепции.

Разница между специалистом по вычислительному дизайну и классическим дизайнером

По мнению Маэды, когда специалисты из индустрии технологий говорят о дизайне, они часто не видят разницы между вычислительным и классическим дизайном. Раньше дизайнер мог создать деревянный стул, которым будут пользоваться несколько человек. Сейчас дизайнер может разработать приложение для смартфона, которым будут пользоваться миллионы пользователей.

Различия между классическим и вычислительным дизайном
Различия между классическим и вычислительным дизайном

Дизайн-мышление

Эволюция дизайна в бизнесе

1. Становление традиционного дизайна в больших компаниях, создание айдентики бренда и визуального представления продуктов в рекламе.

  • В 1950 году генеральный директор General Motors создаёт в управленческой команде первую позицию вице-президента по дизайну.
  • В 1966 году в IBM впервые говорят о важности дизайна для компании.

2. Появление первых дизайнерских студий, переход от классического дизайна к дизайну систем и сервисов.

  • C 1982 года дизайн Apple начинает развиваться под руководством промышленного дизайнера Хартмута Эсслингера.
  • В 1991 году дизайнеры Дэвид Келли, Билл Моггридж и Майк Нуталл объединились для создания компании Ideo, которая изменила значение дизайна для бизнеса.

3. Зарождение дизайн-мышления и стратегического дизайна.

  • В 2005 году году основан Институт имени Хассо Платтнера в Стэнфорде. Партнер Ideo Джейн Фултон Сури публикует книгу «Thoughtless Acts?».
  • В 2008-2009 годах декан Университета Торонто Роджер Мартин описывает концепцию дизайна для компании P&G в книге «The Design of Business».

4. Дизайн-мышление становится стратегией бизнеса.

  • В 2015-2016 годах управленец Фил Гилберт принимает предложение по работе с контрактом в $100 млн, чтобы вернуть культуру дизайна в IBM. Тим Браун и Роджер Мартин открывают колонку в издании Harward Business Review «Эволюция дизайн-мышления». В десяти лучших бизнес-школах мира студенты организовали клубы по дизайну.
  • В 2018 году IBM Design публикует в открытом доступе концепцию Enterprise Design Thinking.

Классические дизайнеры смотрят на дизайн-мышление свысока

Не нужно обесценивать классический подход к дизайну и думать, что с помощью пяти простых шагов можно решить сложную задачу. Сертификат о прохождении курсов дизайн-мышления не поможет превратить бизнес в следующий Apple. Не стоит очаровываться простотой новых идей дизайна и рассчитывать на миллионные проекты.

Дизайн — это больше, чем дизайн-мышление.

Наташа Джен, графический дизайнер

Медицинские школы применяют технологии дизайн-мышления

Американские медицинские школы предлагают студентам программы обучения с элементами дизайн-мышления.

  • Dell Medical School в Остине, штат Техас.
  • Kaiser Permanente School of Medicine, штат Калифорния — в процессе открытия.
  • Mayo Clinic College of Medicine and Science, штат Миннесота.
  • Колледж остеопатии при Университете Оклахомы.
  • The Sidney Kimmel Medical College при Университете Томаса Джефферсона, штат Пенсильвания.
  • The Warren Alpert Medical School при Брауновском Университете, штат Род-Айленд.
  • Мичиганская медицинская школа.
  • Медицинская школа в Вирджинии.
  • Zucker School of Medicine, штат Нью-Йорк.

По моему опыту, дизайн-мышление создает возможность для врачей, медсестер и студентов работать с дизайнерами. Дизайн-мышление помогает нам говорить на одном языке. Многие из нас уже сталкивались с технологиями дизайн-мышления, но не знали, как это называется.

Я не верю, что дизайн-мышление — это рецепт, который можно просто применить. Мы учим студентов развивать «креативную мышцу», чтобы они могли думать самостоятельно.

Бон Ку, врач американской общественной организации Medicines Patent Pool

Консалтинговые компании выходят за рамки дизайн-мышления

1. Опыт сотрудников и клиентов.

Используя дизайн-мышление для улучшения опыта сотрудников и клиентов, бизнес может вырастить прибыль и показатели операционной эффективности.

По данным исследования Маэды, среди ответов 1,2 тысяч респондентов выявлены компании, которые заботятся о дизайне: Google, Microsoft, разработчик Atlassian, Airbnb, Dropbox и Amazon.

2. Аналитика.

Совмещая аналитические инструменты и технологии дизайн-мышления, можно получить необычные решения для бизнеса. Аналитика и креативность необязательно должны противостоять, они могут дополнять друг друга.

3. Новая парадигма дизайна.

Чтобы дизайн мог создавать дополнительную ценность для клиентов, необходимо работать над его качеством.

4. Новые компетенции дизайнера.

Поскольку дизайнеры работают над разными задачами, они должны научиться базовым навыкам анализа информации.

Вызовы, которые стоят перед дизайном

  • Классический дизайн почти вытеснен с рынка.
  • Этика дизайна.
  • Стоимость профильного образования.
  • Выбор между культурой потребления и фокусом на социальный вклад.
  • Влияние дизайна на окружающую среду.

Что влияет на развитие дизайн-индустрии

  • Искусственный интеллект и машинное обучение.
  • Дополненная и виртуальная реальность.
  • Анализ и моделирование покупательского поведения.
  • 3D-печать.
  • Распределенные команды и виртуальные офисы.
  • Краудсорсинг и открытые источники информации.
  • Технологии распознавания пользователей по голосу и лицу.

Масштабирование дизайна

  • Дизайн применяют на ранних этапах разработки, а не на стадии завершения проекта.
  • Чтобы разработать успешный продукт, необходимо создать среду, которая учитывает потребности дизайнеров в компании.
  • Инструменты дизайна меняются — машинный интеллект преобразует всё.
  • Дизайнеры должны уметь проводить исследования и управлять продуктом, чтобы работать с клиентами и командой.

Что бы вы ни делали, не портите культуру. Чем она сильнее, тем меньше бюрократии в компании. Все знают, что нужно делать. Сотрудники работают автономно и используют предпринимательский подход к решению задач. В организациях со слабой корпоративной культурой необходимо жёстко контролировать исполнение правил.

Брайан Чески, генеральный директор Airbnb

Распространенные стереотипы о работе дизайнера

  • Дизайнеры делают всё прекрасным.
  • Дизайнеры не умеют управлять командами.
  • Дизайнеры ничего не понимают в бизнесе.
  • Дизайнеры заботятся только о красоте упаковки.

Как правильно работать с дизайнерами

  • Объяснить проблемы бизнеса.
  • Заботиться об интересах пользователей.
  • Позволить ошибаться.
  • Задавать вопросы и строить отношения.

Новые инструменты дизайна

  • Облачные технологии.
  • Технологии управления проектами.
  • Машинное обучение.
  • Общение в режиме реального времени.

Новые инструменты дизайна помогут:

  • Строить модели покупательского поведения.
  • Определять возможности для ROI.
  • Проводить эксперименты и просчитывать риски.
  • Создавать несколько вариантов для тестирования.
  • Проверять работу на наличие ошибок.
  • Помогать избегать повторения прошлых решений.
  • Сократить количество вакансий для начинающих специалистов.

Компетенции и знания специалиста по работе с большими данными

  • Программирование.
  • Знание статистики.
  • Знание технологий машинного обучения.
  • Знание линейной алгебры.
  • Визуализация данных.

Инструменты для работы:

Навыки, которые нужны дизайнерам для работы в крупных компаниях

  • Понимание стратегии развития продукта.
  • Понимание стратегии развития бизнеса.
  • Знание метрик вовлеченности пользователей, конверсии и воронки продаж.
  • Знание финансовых показателей.
  • Умение распределять ресурсы.

Навыки, которые нужны дизайнерам для работы в стартапах

  • Понимание бизнес-процессов.
  • Эмоциональный интеллект.
  • Копирайтинг.
  • Дизайн дополненной реальности.
  • Теория и методы анализа данных.
  • Понимание потребностей пользователя.
  • Навыки фасилитации.
  • Умение управлять проектами.
  • Дизайн звуков, сервисов и пользовательских сценариев.

Вычислительный дизайн

Технологии дополненной- и виртуальной реальности дают пользователям возможность получать новый опыт с помощью смартфона. У большинства американцев есть смартфоны, но при этом США находится на 13-м месте по количеству мобильного трафика на пользователя.

Скорость — это ключевой элемент дизайна.

  1. 19 секунд — средняя длительность загрузки страницы с 3G-интернетом.

  2. 53% пользователей покидают сайт, который не загрузился в первые три секунды.
  3. Изображения в формате JPEG становятся на 35% легче с помощью программы Guetzli.
  4. Половина сеансов в смартфоне длится 30 секунд или меньше.

По данным опроса Маэды, 88% дизайнеров уверены, что через пять лет их заменят технологии искусственного интеллекта.

Столы, созданные с помощью технологий искусственного интеллекта
Столы, созданные с помощью технологий искусственного интеллекта

Что умеет делать искусственный интеллект

  • Стирать вотермарки.
  • Обновлять стиль изображения.
  • Работать над контрастами.
  • Править объект.

Дизайн решает проблемы социального неравенства

По мнению Маэды, в мире технологий легко отвернуться от проблем социального неравенства, поскольку жизнь кажется приятной и удобной. Дизайнеры из сферы технологий могут забыть, что должны решать задачи простых людей.

Карта активности по дизайну в технологиях в США
Карта активности по дизайну в технологиях в США

В 33 развитых странах только 5% населения умеют работать с компьютером на уровне продвинутого пользователя. Только треть из них способны выполнять на компьютере действительно сложные задачи.

Якоб Нильсен, основатель компании «Nielsen Norman Group»
«Будущее дизайна не в красоте иллюстраций, а в создании доступной для всех среды»

Связь между бедностью и технологиями

Исторически уровень бедности в деревнях был выше, чем в городах. Уровень бедности в деревнях вырос в два раза по сравнению с городами в период с 1950 по 1960 годы. При этом большинство рабочих мест создается в городах. Легко понять, почему живущие в сёлах американцы до сих пор думают, что экономический кризис не закончился.

представитель американской Службы общественного вещания
«Будущее дизайна не в красоте иллюстраций, а в создании доступной для всех среды»

Дизайн для всех

По мнению Маэды, важно менять убеждения с «необходимо помогать тем, кому не повезло» на «как мало о происходящем в мире знает привилегированный класс людей». Всё больше технологических компаний понимают это и стараются создавать продукты для всех групп людей.

Лучше действовать, чем размышлять о несправедливости мироустройства. Тем более что с развитием технологий и дизайна всё становится гораздо проще.

Джон Маэда

Как развивался дизайн для всех

В начале 1950-х годов появляются продукты с элементами дизайна для людей с ограниченными возможностями — например, печатные машинки для незрячих людей. После Второй мировой войны, когда многие люди лишились возможности передвигаться самостоятельно, архитекторы начали проектировать здания с учётом потребностей людей с ограниченными возможностями.

В период с 1950 по 1960 годы в Калифорнии создана первая улица, которая полностью приспособлена для самостоятельного передвижения людей в инвалидных креслах.

В начале 1970-х годов американский дизайнер интерьеров Барбара Аллен публикует одно из первых руководств с обязательными критериями работы для дизайнеров-проектировщиков.

Профессор Колледжа искусства и дизайна Онтарио Джута Тревиранус создала Inclusive Design Research Center и предложила обучение по дисциплине «Дизайн для всех».

В 1990-х годах образовательное учреждение European Institute of design and disability опубликовало манифест «Улучшение качества жизни с помощью дизайна для всех».

Организация «Консорциум всемирной паутины» опубликовала руководство, которое определяет критерии для дизайна в технологиях.

Как дизайн поможет справиться с проблемами социального неравенства? Если дизайнеры начнут создавать продукты не для привилегированной группы людей, а учитывать интересы всех пользователей.

Будущее дизайна не в красоте иллюстраций, а в создании доступной для всех среды.

Джон Маэда
1212
8 комментариев

блин, неужели нельзя просто нормальным языком все это объяснять, все в тысячу раз проще.
где-то нужны эмоции (допустим рекламная кампания салона красоты), где-то более прагматичный подход (интерфейсы для широкой аудитории пользователей), где-то как у всех (чтобы закосить под своего), где-то просто творчество (какая-нибудь рекламная кампания кроссачей найка, где требуется привлечь художников со своим видением для разрисовки обуви) и т.д.

Дальше просто смотрим тренды и подстраиваемся под них или наоборот отстраиваемся, при этом комбинируем в определенных пропорциях все эти вехи.

а ну еще есть трендсеттеры-дизайнеры, просто чуваки, которым не нужны деньги и признание, рисуют, что вздумается.

7
Ответить

спасибо, а то пока прокручивал весь этот текст, очень хотел понять о чем же это все

1
Ответить

Что само главное, этим откровениям уже лет 30, не меньше.

Ответить

«Будущее дизайна не в красоте иллюстраций, а в создании доступной для всех среды».

Ну хоть кто-нибудь разве думал, что будущее дизайна в красоте иллюстраций?

Ответить

Вычислительный дизайнер не играет с цветами, а вычисляет их.

Ответить

Либо если он дальтоник (не шутка).

Ответить