Новая схема транспорта Еревана

После публикации первых вариантов новой схемы метро Еревана, дизайн которых я сделал ранее, прошло уже больше месяца. В схему были внесены значительные изменения и теперь она стала ещё более удобной и читаемой. В скором времени она должна появиться в первом составе ереванского метро вместе с ещё некоторыми новшествами, о которых я расскажу позже. Но как быть с информацией о наземном транспорте? Местные жители более-менее понимают, на какой автобус или маршрутку им нужно сесть, а вот гостям города в этом плане приходится непросто. А значит, нужно срочно браться за Иллюстратор.

Макет конструкции на остановке «Ереванский зоопарк» на проспекте Мясникяна в Ереване
Макет конструкции на остановке «Ереванский зоопарк» на проспекте Мясникяна в Ереване

Как обстоит дело с наземным транспортом в Ереване сегодня?

Надо сказать, что ереванский транспорт не идеален, но в целом количество маршрутов и покрытие города достаточно высокие. Город явно занимается замещением маршруток и стареньких «бусиков» на более новые автобусы. Также в городе сохранилось 5 троллейбусных маршрутов и ещё один находится в законсервированном состоянии и готов «проснуться» когда настанут чуть более светлые времена.

Однако при пользовании транспортом всё-таки возникают некоторые сложности. Можно построить маршрут движения от точки до точки на Яндекс карте, но тогда есть риск получить номер маршрутки, которая с утра до вечера ходит битком набитой. А узнаешь ты это только когда окажешься на остановке.

Также часто маршрутки проезжают остановки мимо по второй или третьей полосе на приличной скорости, особенно если это движение под горку (немаловажный фактор в Ереване).

Можно воспользоваться приложением, разработанным для общественного транспорта, но оно по какой-то причине не включает в тебя троллейбус, который, возможно, не является самым быстрым видом транспорта, зато точно, например, не свернёт с маршрута на параллельную улицу.

Схем движения и номеров маршрутов на остановках нет, и даже если ты увидишь автобус или маршрутку и попытаешься найти её в Яндекс-картах – она уже проедет мимо и поймать её ты не успеешь. Останется только помахать ей вслед...

Маршрутка из района Давташен до района Канакер-Зейтун через район Арабкир.
Маршрутка из района Давташен до района Канакер-Зейтун через район Арабкир.

Как можно решить задачу?

Ереван достаточно просто и понятно разделён на 12 районов, центр каждого из которых является центром притяжения. Все жители Еревана хорошо знают эти названия, а пожив в городе всего месяц, тоже начинаешь неплохо в них ориентироваться.

Районы Еревана
Районы Еревана

Деление на районы – это первый элемент моего плана по улучшению навигации. Второй элемент – это инфраструктура на остановках. В Ереване, как в центре, так и на окраинах, почти на всех остановках стоит конструкция с крупным дорожным знаком. Видно, что этот элемент используется уже давно, и в нём есть специальный отсек для размещения номеров маршрутов и расписания. Однако ни на одной остановке такой информации я не заметил.

Остановочный пункт недалеко от метро Горцаранаин
Остановочный пункт недалеко от метро Горцаранаин

Наличие инфраструктуры – это отличный задел на то, что не потребуется больших капитальных вложений в оптимизацию информационной стратегии транспорта. Самой большой сложностью в её использовании будет защита информации от объявлений и граффити, но сегодня есть много возможностей изготовления антивандальных покрытий, поэтому проблема вполне решаема.

Что можно разместить на имеющейся инфраструктуре?

У нас есть капитальная конструкция, которая содержит 2 блока: крупный наверху и более маленький внизу.

В нижний, меньший блок напрашивается схема движения, которой пока в Ереване не было. Размещать вообще все маршрутки, бусики и автобусы на схеме может быть не вполне рационально, так как в этом случае она потеряет информативность на таком размере. Решение подсказали сами действия руководства Еревана: на схеме можно разместить только транспорт средней и большой вместимости – маршруты, на которых работают новые автобусы плюс троллейбусные маршруты.

Автобус маршрута № 11 в районе Шенгавит
Автобус маршрута № 11 в районе Шенгавит

Я разработал 2 подхода к схеме и пока не остановился, какой из них более удобный:

Подход 1. Маршрутоуказатели на новых маршрутах жёлтого цвета, поэтому на схеме все автобусные линии указаны этим цветом. Пяти троллейбусным маршрутам присваиваются цвета и тем самым они получают визуальный приоритет на схеме. В этом случае схема должна быть напечатана в достаточно большом размере чтобы были хорошо читаемы подписи номеров маршрутов по ходу линии.

Новая схема транспорта Еревана

Подход 2. Оставить только один цвет для всех троллейбусных маршрутов и присвоить разные цвета автобусным. В этом случае будет проще проследить автобусный маршрут на схеме от начала и до конца, но когда на схему будут нанесены 50 или 60 маршрутов – цвета закончатся и она будет плохо читаться. Часто в таких случаях несколько соседних маршрутов комбинируется в одну линию с разветвлениями ближе к конечным, что позволяет уменьшить количество линий и цветов на схеме.

Новая схема транспорта Еревана

В верхнем блоке можно разместить крупный модуль, который будет максимально информативен для выбора маршрута, которым нужно воспользоваться пассажиру.

Блок включает название текущей остановки, все маршруты автобусов и троллейбусов, которые проходят через остановку с указанием их конечных, далее блок с информацией, как добраться до аэропорта и до ближайших станций метро, и, наконец, название районов, до которых можно добраться с текущей остановки (что позволит дать общую информацию о направлении движения и позволит сгруппировать маршруты).

Новая схема транспорта Еревана

Таким образом на остановочном пункте у пассажира будет максимальное количество информации о маршрутах. Для большего удобства внутри автобусов и троллейбусов возможно разместить схему движения, чтобы пассажир мог получить дополнительную информацию. В троллейбусах, например, можно разместить схему только троллейбусных маршрутов, а в автобусах в дополнение размещать схему конкретного маршрута.

Вариант размещения схемы в троллейбусе
Вариант размещения схемы в троллейбусе

Поскольку номера маршрутов на остановочных конструкциях сделаны в форме прямоугольников – это позволит упростить поддержку актуальной информации на остановках, так как не будет необходимости перепечатывать весь постер, а будет достаточно распечатать обновлённые номера маршрутов и в течение одного дня проехать все остановки и расклеить новые номера на плакаты.

Дисклеймер: все схемы подготовлены в демо-режиме, тексты на армянском языке будут дополнительно проверяться носителями языка на этапе внедрения проекта.

88
6 комментариев

Демо-режим означает, что будут переводы или что-то ещё другое?

1
Ответить

Точно будет сверка текстов, названий остановок, возможно добавятся новые автобусные маршруты по мере их открытия.

Ответить

Можете ткнуть, пожалуйста, где на схеме транспорта остановки, не разобрался? Конечные — понятно.

1
Ответить

Остановки только на схеме троллейбусных маршрутов. На автобусной схеме остановки будут очень сильно усложнять схему. Чтобы она казалась полегче я указал только названия улиц. Остановки как минимум всегда есть на перекрестках.

Ответить

Антон, здравствуйте! делаю проект, связанный в том числе с транспортной системой Еревана. как с вами можно связаться?

Ответить

мой контакт psg19841@gmail.com- напишите мне, пожалуйста

Ответить