Восемь «С» для успешной работы в международной компании

Какие требования предъявляются к UX-специалистам, которые хотят попробовать себя на зарубежном рынке, как необходимо действовать кандидату, чтобы найти работу в международной компании и с какими различиями в менталитете и подходах к профессиональной деятельности придётся столкнуться на новом месте?

Вице-президент инновационной компании Arrival (Великобритания) и сооснователь консалтинговой фирмы UXSSR Ксения Стернина рассказала на UX-Марафоне#28 о тонкостях найма и работы в глобальных компаниях. Предлагаем вашему вниманию один из разделов этого доклада. Полностью посмотреть выступление Ксении можно в открытом доступе на нашем YouTube-канале.

Отечественная компания vs международный рынок: что будет по-другому

Итак, к чему же нужно быть готовым UX-исследователю или дизайнеру, приступающему к работе в зарубежной компании? Сразу предупредим, что здесь не будет привычного деления на hard и soft skills: сегодня и те, и другие воспринимаются в едином пространстве, и люди, владеющие только чем-то одним, успеха в крупных компаниях, как правило, не добиваются.

Так получилось, что все группы навыков, на которые стоит обратить внимание, если вы планируете устраиваться в международную компанию, начинаются на одну и ту же букву – английскую «С».

Ксения Стернина, вице-президент инновационной компании Arrival (Великобритания) и сооснователь консалтинговой фирмы UXSSR 
Ксения Стернина, вице-президент инновационной компании Arrival (Великобритания) и сооснователь консалтинговой фирмы UXSSR 

1. Craft

Это всё, что непосредственно относится к работе как таковой. Разумеется, знание методологий здесь – обязательный пункт, но одного этого будет недостаточно, чтобы продвинуться даже на джуниорские позиции. Значительное отличие международного рынка от русскоязычного пространства – здесь не так ценно владение большим количеством методологий само по себе. Гораздо важнее способность предложить ту методологию, которая максимально подходит здесь и сейчас, тщательно её использовать и выдать результат для бизнеса.

2. Client

Здесь имеется в виду не пользователь, респондент или покупатель, а клиент внутренний. То, как вы обходитесь с людьми, с которыми вместе работаете, имеет огромное значение. Вне зависимости от того, как выстроены процессы в конкретной компании, всегда нужно занимать позицию «обслуживающую», воспринимая коллег как своих клиентов.

Крайне важно наладить регулярное взаимодействие со стейкхолдерами, чтобы знать, каким образом они принимают решения, в какой ситуации сейчас находятся, какой информацией обладают и какую информацию им необходимо получить. Это даст понимание, что происходит как на уровне компании, так и на уровне конкретного стейкхолдера, какие там есть особенности и проблемы.

3. Communication + Collaboration

В зарубежных компаниях нельзя, как это часто принято на русскоязычном пространстве, просто взять проект, зарыться в работу и через месяц-другой выдать готовый результат. Нужно постоянно поддерживать коммуникацию со всеми заинтересованными лицами, чтобы они понимали, что именно вы делаете, и могли вносить свои правки и дополнения. Важно также не не забывать подключать в нужный момент к работе тех людей, чьё мнение обязательно должно быть учтено, и выстраивать правильные процессы взаимодействия с командами.

Вообще налаживание отношений с коллегами не должно быть чем-то спонтанным, этим процессом нужно управлять, планировать его, целенаправленно выстраивать коммуникативную стратегию.

4. Commercial

Блок умений и навыков, связанных с бизнесом, критически важен, и зачастую очень плохо развит на русскоязычном пространстве. Это то, чему скорее всего придется учиться заново: смотреть на свою компанию не как на работодателя, а как на бизнес-партнёра; понимать, что выгодно для бизнеса, думать в контексте пространства, в котором этот бизнес находится: страна, конкуренты, сегменты аудитории и т.д.

Очень важно иметь чёткое представление о бизнес-стратегии компании, понимать, куда движется бизнес, каковы его планы на ближайшие годы, и соответствует ли то, что вы делаете, тому направлению, в котором компания хочет развиваться. А затем выстраивать свою работу в соответствии с этим видением и стратегией бизнеса в целом.

5. Consistency

Под консистентностью здесь понимается не только использование фреймворков и методологий единым для всей компании образом, но и постоянство вашего поведения в процессе рабочей деятельности, когда вы действуете предсказуемо, без всплесков и упадков активности. Если вы сначала принимаетесь за работу с энтузиазмом, а потом быстро выгораете и теряете к ней живой интерес – такие вещи всегда замечаются и не идут вам в плюс.

Ещё один важный момент – как вы позиционируете себя внутри команды не только как профессионал, но и как человек. Консистентное поведение – это когда вы становитесь по-своему незаменимым членом команды, от которого ожидают, что он будет вести себя в той или иной ситуации совершенно определённым образом.

6. Confidence

Уверенность в том, что вы делаете, и в том, как вы это делаете, в том, что и как вы говорите, тоже очень важна. Даже если вы Junior UX researcher или Junior UX designer – вы можете добиться быстрого карьерного роста и увеличения оклада именно за счёт готовности принимать на себя ответственность, проявлять лидерские качества, объединять вокруг себя людей и доводить проект до результата.

Именно это качество отличает людей, которые быстро продвигаются по карьерной лестнице, от тех, кому это не удаётся. Вы можете быть суперпрофессионалом, но если у вас не развиты лидерские качестве – вы будете каждый раз дольше «застревать» на одной позиции.

7. Culture

Ещё один важный момент – это культура: то, как люди себя ведут, принимают решения, чего они хотят, чего боятся и т.д. Культура внутри компании задаётся топ-менеджерами, подбирающими руководителей среднего звена, которые разделяют эту культуру и, в свою очередь, нанимают себе подчинённых со схожими взглядами и установками.

Нетрудно догадаться, что культурный фон в разных странах довольно сильно отличается. Например, на русскоязычном пространстве принято говорить прямо, чётко, что называется, в лоб. И это, с одной стороны, хорошо, потому что помогает сразу направить коммуникацию в нужное русло и достаточно быстро решить проблему.

С другой стороны, такая манера общения может встретить непонимание и даже неприятие у коллег с другим культурным бэкграундом. Например, слово «должен» в русскоязычной рабочей коммуникации воспринимается вполне нормально. В то же время, использование в аналогичной ситуации английского must будет признаком совершенно недопустимого приказного тона.

8. Charming

Последний пункт – наименее очевидный, вы точно не найдёте ничего подобного ни в одной должностной инструкции. Тем не менее, очень важно быть не только хорошим специалистом, но и просто хорошим человеком. Речь не о приятной внешности или ухоженности, а о том, чтобы находиться с вами рядом, работать с вами, иметь с вами дело коллегам было комфортно и приятно.

***

Как видите, здесь не рассматриваются нюансы работы в конкретных проектах или организациях – все они очень разные, и рабочие процессы в них могут кардинально отличаться. Речь идёт об универсальных вещах, которые не зависят от продукта или отрасли, и будут одинаково эффективны в любой международной компании.

О том, как вести себя на интервью с эйчаром, какие пункты указать в резюме и сопроводительном письме, чтобы вас заметили, и почему важно работать над своим профессиональным брендом – смотрите во второй части доклада Ксении Стерниной в открытом доступе на YouTube-канале UX-Марафона.

77
4 комментария

Чёт прочитал: вода водой. Практическое использование этой статьи нужно вытаскивать щипцами

Спасибо, заменю Вы на Я и добавлю в свое резюме на HH.

Не знал, что в Британской компании вице-президент женщина из России.
Респект вам.

Уточнил, эта особа не является вице-президентом, имеет должность Head of ux research, до этого работала в google russia 1 год и Вконтакте, mail.ru 10 лет. Есть интервью с ней: https://www.youtube.com/watch?v=L37Ufinxk3U