Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Наши дизайнеры проанализировали айдентику самых популярных российских телекомпаний и подготовили обзор.

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Телевидение — это контент в первую очередь для глаз аудитории, а потом уже для всех остальных органов чувств. Поэтому визуальное оформление телеканалов — это здесь прям альфа и омега. Наши дизайнеры проанализировали айдентику самых популярных российских телекомпаний и подготовили обзор. Но сперва дадим слово нашему бывшему сотруднику, который ныне трудится на одном из ведущих телеканалов.

Айдентика и брендинг ТВ вещь очень загадочная. Пока я не встретил ни одного брендбука телеканала, по которому бы этот телеканал чётко существовал. И дело тут не в халатности сотрудников, которые «забивают» на брендинг, а в том, что телеканал это слишком гибкая и спонтанная структура. Ежемесячно в эфире крупного ТВ появляется около 10 или 15 новых форм оформления. Всё завязано на контенте и способе продвижения этого контента в эфире.

Вот базовые формы, которые формируют облик канала и мелькают чаще всего в эфире:

1. Вход в рекламный блок и, соответственно, выход.

2. Оформление промороликов канала.

3. Это всевозможные плашки и какой-то стандартный пэкшот для анонса фильмов или программ.

4. Оформление всевозможных временных слотов. На примере СТС это «Кино в 21:00», на «Первом» «Городские пижоны» и так далее.

С одной стороны, это не так уж много элементов, но на деле каждый из этих пунктов можно расписать ещё на десять, а потом ещё на десять.

Вот, например, в качестве входа в рекламный блок может использоваться ID, а может быть специальное промо с лицами канала, может быть промо, анонсирующее какой-то сериал или фильм. И всё это выглядит очень по-разному.

Если в случае с простой графической перебивкой довольно просто сохранить чистый брендинг, то когда речь заходит об анонсирующих роликах, тут будь добр, совмести брендинг канала с брендингом того, что ты анонсируешь. А это может быть всё что угодно: от детского мультика до пошлой комедии.

Сочетания элементов канала с бесконечным количеством входящего контента сильно размывают чёткие правила брэндбука. Лототип может трансформироваться, погружаться в определённые среды, могут появляться новые элементы, которые будут показывать зрителю, что он находится именно на этом канале.

Когда на телеканал заходит новый продукт, необходимо держать в голове, как ты этот продукт «поженишь» с эфиром.

Я не буду давать какие-то конкретные оценки своим коллегам, так как меня могут потом побить. Но я хочу высказаться относительно русского бродкаста в целом. Вопреки распространенному мнению, что у нас всё плохо и нифига не модно, и что мы отстаем от европейских и американских коллег лет на 20, в действительности это совершенно не так.

Работы русских бродкаст-дизайнеров ценятся во всём мире и завоёвывают престижнейшие премии. Вот, например, ребята с телеканала «ЧЕ» привезли серебро американский PromaxBDA за лучшую типографику канала. НТВ привезли Promax за их ID. И таких примеров много. Многие телеканалы из других стран заказывают у наших ребят именно новостийный стиль с большим количеством стекла и «шурешек». Это мелкие нечитаемые графические элементы, которые призваны «усложнить» картинку.

Антон Трубин, ведущий бродкаст-дизайнер отдела спецпроектов СТС, бывший «панк»

Первый

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Трудно оценивать логотип «Первого канала», я настолько привыкла к этому знаку, что воспринимаю его как данность. В сравнении с каналом «Россия-1», конечно, графика единицы выглядит куда более слаженно и приятно.

Голубой цвет, как голубой экран телевизора, очень уместен, он спокоен и не навязывает дополнительных ассоциаций. Когда в 2000 году телеканалы гнались за накручиванием эффектов, «Первый» смотрел вперёд и выбрал графику, которая хорошо выглядит до сих пор, а также уместна будет в следующем поколении.

Наталья Колесникова, ведущий дизайнер PYB

Логотип «Первого» — лучший из всех вариант для расположения в углу экрана. Одновременно и незаметный и легко считываемый.

Эта единица существует 18 лет, так что для россиян стала уже канонической. Такое долгожительство стало возможным благодаря максимально простой форме логотипа. К счастью, сейчас некоторые другие телеканалы оценили эффективность этого приёма и пошли по схожему пути упрощения.

Ника Белова, арт-директор PYB
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Знак стабильный, как нефть, газ и скрепы. Федеральный во всём: в графике и даже в оттенке синего, так любимом разными государственными учреждениями.

Логотип не раздражает, этим он неплох. Ценность же представляют ежесезонные наборы моушен-графики для телеканала, иногда там очень приятные заставки появляются.

Семён Шатыло, арт-директор PYB

Россия

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Неясно, почему в логотипах каналов ВГТРК используются трафаретные знаки — это как-то не очень связано с телевидением. Если смотреть на эволюцию логотипов каналов, видно, что они, хоть и понемногу, но с каждым разом улучшаются, и это хорошо.

Контент этих телеканалов значительно отличается между собой, поэтому вряд ли хорошей идеей было дифференцировать их логотипы с помощью одной малозаметной детали в красном квадрате.

Ника
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Мне всегда нравились эстетские заставки телеканала «Культура» и, честно говоря, печально, что все остальные каналы ВГТРК не могут последовать прекрасному примеру своего собрата. Из того, что я помню сейчас на «России 1», это большой объемный плавающий в воздухе логотип (очень частый приём среди телеканалов) и портреты идеальных якобы простых людей, поверить в реальность существования которых совершенно невозможно. Они слишком идеальны и похожи на моделей. Если они и существуют, то такое обманчивое впечатление — результат (не скажу, какого) продакшена.

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Странно, что сейчас «Россия 24» для телевещания использует в логотипе более свежие простые градиентные заливки, в отличие от отстающих «России 1» и «России Культура», застрявших в стиле скевоморфизма. Скевоморфизм, имитирующий предметы из реальных материалов (в данном случае — стекло) — это стиль эпохи Веб 2.0, и сейчас он выглядит странно. Особенно странно, учитывая, что в digital у них используются нормальные современные логотипы.

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

НТВ

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Мне нравится логотип НТВ. Он логично эволюционировал, благополучно пронёс свой изначальный характер через года, каждый раз отвечая наработкам настоящего времени. И сейчас он тоже выглядит и современно и преемственно.

Единственное, что меня немного огорчает в образе НТВ сегодня — его заставки, слишком уж они незапоминающиеся. Возможно, это потому, что я помню те замечательные времена с лаконичным стеклянным шаром фирменного цвета, который был не 3D-графика, а настоящий. А потом ещё были хорошие зелёные воздушные шары. Ностальгия.

Ника
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Новый логотип выглядит хорошо и вполне современно. Я рада, что стеклянный шар немного оторвали от брусковых засечек «Н» и «В» — всё получилось вполне гармонично. Толстые линии хорошо читаются в маленьком формате, что важно для экрана.

Зелёный цвет со временем стал теплее и приятнее. Такой логотип может просуществовать ещё много лет без изменений, что тоже неплохо для телеканала.

Наташа:

ТВ-3

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Мне нравится решение цифры 3, но насчёт лигатуры «ТВ» я не могу высказаться так же однозначно. В целом получился достаточно лаконичный знак, и я рада, что на каком-то этапе «настоящий мистический» отказался от неофициально забронированной сине-голубой гаммы главных каналов. Фиолетовый здорово освежает и выделяет канал на фоне других.

Сайт также выглядит хорошо. Заставки сделаны неплохо, но они немного странные, хотя это вполне можно объяснить девизом: «Всё, кроме обычного».

Наташа

У ТВ-3 последний ребрендинг получился удачный. Знак выглядит хорошо в любых ситуациях: и в большом, и в маленьком размерах, и в углу экрана, и в заставке. Мне нравится сочетание цветов, хорошо, что в пару фиолетовому взяли акцентный контрастный зеленый цвет, это вполне соответствует посылу канала. Цветовая гамма в целом очень выделяет этот канал среди других.

Ника
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Три точки ушли из логотипа, но в остальном фирменном стиле они сохранились. Они очень хорошо подходят здесь концептуально, так как означают необычность, заявленную в слогане.

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Единственный недостаток — перёвернутые надписи при таком изобилии других визуальных акцентов уже избыточны.

СТС

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Из данной подборки ребрендинг СТС мне кажется самым удачным. Логотип в итоге остался шрифтовым, но за счёт круглой формы и закрытой конструкции буквы «С», бренд-мотив с кругами выглядит уместно и оживляет всё стилистическое решение.

Хотя моим детским воспоминаниям, конечно, дорог золотой объёмный логотип. Но сейчас такая стилистика выглядит устаревшей, я рада, что от неё отказались.

Наташа
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Однозначно один из самых лучших ребрендингов телеканалов. В этом решении все сложилось удачно: и логотип, и бренд-мотив, и слоган.

Ника
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Прекрасно, что это именно стиль — гибкая система с очень большими возможностями для дальнейшего развития и применения в самых разных случаях.

Жаль только, что круги — одна из самых распространенных тем в брендинге телеканалов. И конечно, у буквы «Т» в логотипе горизонтальный штрих кажется коротковатым, но, учитывая достоинства остальных элементов айдентики, можно сделать вид, что мы ничего не заметили.

Хороший стиль. Он стал взрослее и серьёзнее, что соответствует целям компании выйти из формата только ситкомов. Для этого даже жёлтый цвет чуть успокоили.

Семён
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Графика выглядит вполне современно. Нравится вариативность бренд-мотива «С», состоящего из большого количества элементов разных размеров, которые в трёхмерной плоскости живут довольно динамично. Появилась вертикальная версия логотипа, что тоже является плюсом.

ТНТ

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Ника:

У ТНТ ребрендинг случился совсем недавно, у меня от него двоякие чувства. С одной стороны, конечно же изменения заметны во всём. Но с другой — концептуально вообще ничего не изменилось.

В релизе нового стиля сказано, что обновления спровоцированы в первую очередь потребностями digital. Но пока новый сайт полноценно не сделали, мне не очень ясно, чем новое решение лучше прежнего. Да, деталей стало немного меньше, но не настолько, чтобы в digital все было гарантированно хорошо.

В целом, надеюсь, целевая аудитория этого канала в эпоху iPhone X всё ещё ценит всяческие типа-лакшери-побрякушки: яркую бижутерию, блёстки, стразы и всё вот это. Иначе смысла в этом недавнем ребрендинге было мало.

Ника
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Для меня что предыдущая, что акутальная айдентика ТНТ выглядит как обещание роскошной жизни для девочки из провинции, ждущей принца. Всё лощёное, как жизнь звёздочки в Instagram, но немного дешёвое, ненастоящее.

Из плюсов нового логотипа — убрали полосочки над буквой «Т» и околоарабский узор на буквах. В целом стало чище.

Наташа

Стиль вполне соответствует развлекательной тематике канала. Новый логотип упростили, уменьшили количество деталей, чуть освежили, он стал менее «цыганским». Но из-за этого теперь металлические золотые части выглядят пластиковой погремушкой.

Теперь кубы показаны фронтально, за счёт чего получилась более устойчивая конструкция.

Семён

РЕН-ТВ

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

История с лентой логична, она может иметь несколько подходящих телеканалу интерпретаций.

Странная форма «Р» похожа на отражённую четвёрку. Наверное, в виде знака она ещё может существовать, но в надписи совсем не дружит с остальными буквами. Кроме того, всей надписи очень тесно в узком пространстве ленты.

Зато заставки у канала приятные: осязаемые и лаконичные.

Ника

Ребрендинг провели в 2015 году, а подобная стилистика вышла из моды в 2012.

Наташа
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Буквы поверх знака выглядят плохо. Им, очевидно, тесно. Сверху и снизу от «Е» и «Н» появляются раздражающие микрополоски. Особенно плохо это выглядит в монохромной версии.

Заставки хорошие и чистые, пожалуй, это лучшая часть текущей айдентики.

По сравнению с предыдущими версиями у логотипа, безусловно, появился какой-то характер и уникальные черты. Но по стилистике это похоже на клипартовскую графику.

Дублирование ленты «Р» в названии выглядит не очень хорошим приемом. Этого элемента становится слишком много, и он неуютно вписывается в надпись.

Семён
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Буква «Р» выглядит меньше по сравнению с другими буквами и неуютно вписывается в название. Воздуха в ней почти нет, в маленьком размере это место будет залипать. По базовой линии шрифта она выровнена математически, но оптически она скачет вверх, не находясь на одной линии с другими буквами. Также в монохромной версии есть очень неприятные стыки маленькой буквы «р» из названия со знаком.

Думаю в этом логотипе, как и в контенте канала, сохранилась некая тайна. Поэтому мы не узнаем, почему он выглядит именно так.

Домашний

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Нормальная буква-знак «D». Сейчас на телеканале стоит летняя версия логотипа с цветком вместо круга: очевидно, предполагается некоторая динамика логотипа.

А вот остальные буквы в надписи нехорошие. В «D» более жирные штрихи в сравнении с остальными знаками, и она немного отпадает от соседей. Стоило бы подвинуть их чуть левее, да и вообще покернить надпись повнимательнее, то есть визуально выровнять расстояние между буквами.

Возможно, использование в надписи русской буквы «Д» в какой-то степени улучшило бы ситуацию, в том числе и читаемость. Всё-таки в маленьком размере такую «D» легко можно спутать с «О».

Ника
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Паттерны, отсылающие к узорам тканей — логичный и красивый приём оформления, с учётом тематики и целевой аудитории канала. А вот объём и эффект стекла у логотипа не добавляют каналу индивидуальности. Ещё никак не могу разгадать, что же всё-таки значит слоган «Всегда для женщин».

Очевидная тенденция упрощения айдентики не миновала и телеканал «Домашний». Во всех предыдущих вариантах было странное шрифтовое решение, в текущем меня особенно пугает буква «D», взятая с логотипа и очевидно выбивающаяся из строки. С буквой «А» какой-то косяк. Остальные буквы тоже не без прикола. Да и вообще странно так миксовать кириллицу с латиницей.

Вся надпись не выглядит лаконичной. Слоган «Всегда для женщин» совсем недружелюбный и звучит, как тост.

Знак очевидно сдал позиции. Возможно, им стало куда удобнее пользоваться при работе, в нём появилась вариативность. Но он стал настолько безликим, что может подойти компании в любой сфере.

Наташа
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Если предыдущий логотип, отдалённо напоминающий телевизор, был достаточно уютным в своей тёплой цветовой гамме и полупрозрачных наслаивающихся деталях, похожих на карамельки, то этот холодный и сухой, как Домострой.

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

На сайте есть какая-то убогая цветочная версия знака, призванная оживить айдентику, но выглядит она в виде иконки как-то несуразно. Зато заставки сделаны чистенько и смотрятся хорошо даже с цветочком.

Радикальный ребрендинг в визуальном плане. Непонятный значок-лепесток заменили на более лаконичный и удачный знак, который меняется в динамике, служит контейнером.

Потенциально мог получиться более крутой стиль, который бы визуально опережал конкурентов на момент ребрендинга. Но, по ощущениям, не докрутили, не дожали. В буквах, в паттернах и в попытке отказаться от скевоморфизма.

Семён

Пятый канал

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

В сравнении с логотипами других телеканалов, этот выглядит вполне неплохо. Хотя можно было бы подсвежить написание цифры «5».

Ника
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Не знаю, какая идея заложена в диагональный срез пятёрки и квадратной плашки под ним, но надеюсь, что какая-то была. Обидно, что эта диагональность и срез не нашли никакого применения в заставках телеканала, могла бы получиться интересная динамика.

Матч ТВ

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Самый важный телеканал для меня из всей подборки, так как на его просмотр трачу больше всего времени.

Как рассказывают нам в релизе этого бренда, он вдохновлен конструктивистской тематикой. Только непонятно, почему спорт, даже если и российский, связали именно с конструктивизмом? Да, Олимпиада приехала в Москву в 1980-м году, но конструктивизм — это же про начало века.

Ника

И даже если принять эту идею, то, кажется, конструктивизм в проекте закончился на этапе разработки логотипа из букв палочного шрифта. Вся остальная графика перегружена излишними объемными эффектами, мелкими деталями, совсем не в духе референсов.

В голову лезет сравнение с ребрендингом телеканала Eurosport, который проходил примерно в тоже время, что и брендинг «Матча». Eurosport и сейчас продолжает делать очень симпатичные тематические видео по случаям.

Можно заметить, как минимальными средствами, не отвлекая от основного посыла, здесь отражается атмосфера спорта, со всеми его аспектами: динамика, соревновательность, труд, эмоции, энергия. И впечатляют подобные ролики гораздо сильнее, чем пустая пестрота сложного продакшна заставок «Матч ТВ».

Из всего бренда наименее тревожным кажется логотип. Графика выбранного палочного шрифта вполне ассоциируется со спортом. Однако к логотипу тоже есть немного вопросов. При таком приёме сливания букв в единую форму знак «Т», если и не пропадает, то грустит. Неясно, зачем срезали угол у прямоугольника в восклицательном знаке. И вообще весь этот знак выбивается из темы палочного шрифта.

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Мне в целом нравится графическое решение логотипа. Из-за массивных линий и грубых форм логотип выглядит достаточно спортивно. Но есть спорные моменты. Очевидно, анатомию букв положили на алтарь формы.

«ТВ» в кружочке совсем не видно. В версии, где круг полностью залит, логотип смотрится намного лучше.

Отсутствие знака подчёркивает разнообразие контента, так как спорт действительно очень разный и уместить его в один символ, пожалуй, невозможно.

Шрифтовое решение немного напомнило мне советский мультик «Шайбу! Шайбу!», что тоже, как мне кажется, является плюсом для спортивного канала.

Наташа
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Из отрицательных моментов можно привести странное решение направления «Матч премьер». Если в остальных тематических каналах используются чистые плашечные цвета, то здесь можно увидеть какое-то подобие золотого градиента, что выглядит как премиальный брендинг по-деревенски. Шрифтовое решение дескриптора «премьер» также не согласовано с другими направлениями канала, где используются буквы со скруглениями.

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Не скажу, что я считаю скругления правильным решением, так как конструкция логотипа и прямоугольные плашки навевают мысль о таком же линейном шрифте в дескрипторе. В любом случае видно, что все другие направления старались унифицировать и привести к общему визуалу.

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Интересно также, что создатели подразделов забыли об оптической компенсации плашки относительно конструкции букв. Особенно заметно это на буквах «А» и «Т». В итоге плашка в конце фразы оптически длиннее, чем в начале. Мне кажется, это уже кое-что говорит о всей проведённой работе.

ТВ Центр

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Это все очень грустно. TBU какое-то — буква «Ц» в русском языке выглядит просто по-другому. И опять этот бесконечный скевоморфизм, который, к счастью, пока что еще не вернулся в моду обратно.

В интернете есть версия логотипа со спокойным градиентом, но на сайте и в эфире сейчас, кажется, используется версия с псевдообъёмом. При этом фирменный шарик с буквой «Ц» и расходящимися из него линиями неплохо выглядит в динамике, но не благодаря, а вопреки «объемным» эффектам.

Ника

Объёмная версия выглядит устаревшей, особенно странными кажутся тени на «Т» и «В» в правом верхнем углу.

Сейчас на телеканале используется версия без подложки, что хорошо. Но сайт и видео-заставки выглядят актуальными на 2005 год, как будто кому-то очень жалко денег на нормальную графику.

Наташа

В заставках тоже нет ничего интересного, вполне привычная графика, которая стилистически уже приелась. Этому телеканалу требуется ребрендинг, потому что сейчас он визуально ближе к региональным каналам с небольшим бюджетом.

Семён

Карусель

Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Хорошо, что логотип динамический: круги заполняют изображения разных предметов, соответствующих теме. Варианты с исполнением в стиле аппликаций выглядят даже симпатичнее, чем оригинальная версия в стиле скевоморфизма. Они и больше подходят детскому телеканалу концептуально.

Ника
Айдентика российского ТВ — обзор от «панков»

Минус этого логотипа — кривенькие буквы и их тесное расположение внутри форм. Хотя по характеру они вполне могут здесь существовать.

Для рекламных роликов этот многоцветный и яркий логотип приходится делать полупрозрачным, видимо, чтобы он не перетягивал на себя много внимания. Из-за этого он не всегда хорошо читается.

Делать рубрикацию за счёт изменения форм — хорошая идея. Для детского телеканала дополнительные игровые формы — только плюс. Правда, просмотрев сайт канала, я не увидела, чтобы этим особо пользовались.

Разношёрстные буквы логотипа выглядят уместно, учитывая контент, но сама конструкция у букв странная и очень аморфная. «К» расплылась, мягкий знак больше похож на английскую "b", что очевидно портит всё шрифтовое решение.

Обилие теней и градиентов, сложных конструкций фона делает в целом логотип не по-детски громоздким.

Наташа

Детская версия туристического бренда России. Динамический логотип с набором круглых меняющихся элементов смотрится неплохо. Графика этих объектов, вроде 3D Low Poly, довольно неплохо смотрится в заставках. Есть отсылка к мобильным играм с такой графикой и вообще по-детски в хорошем смысле.

На фоне контента такое разноцветие смотрится довольно громоздко. Увы, как я понял, у логотипа нет монохромной версии для таких случаев.

Семён
3232
27 комментариев

Долго листал.

25
Ответить

Можно сразу в комментарии переходить.

4
Ответить

Всю статью сдерживал рвотные позывы из-за ненависти ко всем этим ублюдским, отупляющим, пропагандистским каналам, в эфире которых бесконечная ложь и контент для людей с супернизким IQ. Фу.

А вообще, статья очень интересная, даже не думал, что у РЕН-ТВ на логотипе буква Р. Всегда думал, что это 4. Ну и куда без ностальгии по детству, которую вызвали изображения прошлых логотипов каналов.

17
Ответить

Это как же ты с супервысоким IQ и не догадался, что это буква Р, а не 4 у Рен.ТВ? И как может Опутин не любить федеральные каналы?))))))

4
Ответить

Тоже хотел сначала написать про сорта говна, но потом решил этого не делать, всё таки надо стараться не рефлексировать, да и статья про дизайн, а не про содержание этих каналов.

2
Ответить

Люди, рассуждающие об отупляющем действии телевидения, и при этом сидящие в интернете, напоминают мне ситуацию вековой давности, когда опиумную зависимость предлагали лечить героином.

1
Ответить

А разбор логотипа Спаса не будет?

6
Ответить