Как тренды UX-дизайна влияют на внешний вид навигаторов и карт

Специалисты компании-разработчика картографического ПО Everpoint рассказывают о том, какое влияние тренды UX-дизайна оказывают на современную картографию и уже привычные нам геосервисы.

Даже самая детальная веб-карта не будет эффективным инструментом, если навигация внутри нее построена кое-как.
Даже самая детальная веб-карта не будет эффективным инструментом, если навигация внутри нее построена кое-как.

Общие UX - тренды

Последние годы рынок цифровых продуктов развивается очень интенсивно, что связано как с достижениями технического прогресса, так и с необходимостью сделать их доступными для пользователя. Растут возможности обработки данных, а все эти данные необходимо как-то показать пользователю. Технологии искусственного интеллекта позволяют не только обрабатывать огромные массивы данных, но и синтезировать на их основе все более и более полезные (а зачастую и более сложные для понимания) результаты. Также развиваются технологии визуализации, что дает нам новые средства для общения с пользователем.

В такой ситуации как никогда важными становятся такие направления развития, как персонализация интерфейсов, их максимальная оптимизация и отзывчивость, а также использование новых способов визуализации.

Для обеспечения максимально эффективного и комфортного пользовательского опыта многие продукты стремятся взаимодействовать или даже объединяться с синергетическим эффектом.

Специфика профессиональных ГИС

Цифровая, и в частности веб-картография, на первых этапах своего становления испытывала сильнейшее консервативное влияние традиционной "бумажной" картографии, что и неудивительно, учитывая общий математический аппарат и теоретическую базу. Сегодняшняя же цифровая картография и геоинформационные системы представляют собой синтез математического фундамента, заложенного еще во времена классической картографии, теоретической базы, сильно преобразованной при переходе от бумажной среды к цифровой, и современных технологий обработки и визуализации данных.

Как тренды UX-дизайна влияют на внешний вид навигаторов и карт

Все это дает широкие возможности, но чтобы их использовать, необходимо владеть большим багажом специфических знаний и навыков. Для таких специалистов создаются профессиональные ГИС — мощнейшие инструменты с богатым функционалом и сложным интерфейсом. Эффективность и востребованность таких продуктов определяется прежде всего их практическими возможностями, и именно в этом направлении они развиваются.

Но развитие функционала, а особенно использование новых средств визуализации (полноценные объемные модели местности, виртуальная и дополненная реальность) невозможно без развития старых и создания новых UX-структур. Здесь UX обеспечивает функциональный прогресс.

Публичные сервисы

Различные продукты для широкого круга пользователей с ограниченным (иногда до абсолютного минимума) функционалом для решения конкретных задач.

Независимо от назначения и функционала таким продуктам приходится решать проблему обеспечения комфортного и эффективного пользовательского опыта, и используемые приемы довольно разнообразны.
Независимо от назначения и функционала таким продуктам приходится решать проблему обеспечения комфортного и эффективного пользовательского опыта, и используемые приемы довольно разнообразны.

Учитывая общие тренды, можно выделить несколько популярных UX-стратегий:

  • Узнаваемость

    Применение максимально привычных и узнаваемых UX-паттернов и дизайнерских приемов. Работа в непривычной картографической среде облегчается именно с помощью узнавания.

  • Специфичность

    Противоположность первой стратегии. Комфорт картографической среды достигается за счет максимальной адаптации интерфейса к картографической специфике.

Используемые UX-паттерны могут быть уникальны и не встречаться нигде, кроме картографических сервисов, но возложенные на них задачи решать максимально эффективно.
Используемые UX-паттерны могут быть уникальны и не встречаться нигде, кроме картографических сервисов, но возложенные на них задачи решать максимально эффективно.
  • Персонализация и кейсовое мышление

    Интерфейс продукта меняется в зависимости от особенностей конкретного пользователя и его потребностей в данный момент. Комфортность и эффективность работы достигаются отсутствием лишних в каждой конкретной ситуации UX-паттернов.

  • Идеальная визуализация

    Максимальное внимание уделяется качеству визуализации. Используются как традиционные, так и новые средства, включая виртуальную и дополненную реальность.

  • Синергетический эффект

    Картографическая среда выстуает в роли синергетического инструмента. Отображение и комбинация различных данных на карте позволяет достичь результатов, невозможных без использования пространственной составляющей. Такой подход предполагает использование UX-паттернов, отталкивающихся от разнообразия данных и способов их комбинирования.

  • Расширение функционала

    В сегменте базовых конструкторов интерактивных карт существует тенденция развития в сторону профессиональных ГИС путем расширения функционала: максимально простые продукты становятся интересны и профессионалам, если имеют необходимые функции. Очевидно, что такое развитие будет усложнять интерфейс, и чтобы этого избежать, часто используется прием двухрежимности: обычные пользователи работают в привычном простом интерфейсе, специалисты - в расширенном, более сложном, но более функциональном.

Как правило, наилучших результатов позволяет добиться не бескомпромиссная реализация, а разумное комбинирование этих стратегий, ведь каждая из них имеет как преимущества, так и недостатки

Так, например, комбинирование стратегий узнаваемости и кейсового мышления позволяет решить задачу удержания пользователя (customer retention), что крайне важно в эпоху клипового мышления не только для карт и геосервисов, но и для цифровой среды в целом. В данном случае речь идет об использовании карточного дизайн-паттерна (активно стал использоваться с 2014 года и тенденция до сих пор актуальна в целом по вебу). Большое влияние на его развитие оказал Material Design. Данный подход позволяет держать фокус пользователя на выполнении строго одной задачи/функции/итерации, что особенно актуально в достаточно наполненных функциональностью ГИС-системах.
Так, например, комбинирование стратегий узнаваемости и кейсового мышления позволяет решить задачу удержания пользователя (customer retention), что крайне важно в эпоху клипового мышления не только для карт и геосервисов, но и для цифровой среды в целом. В данном случае речь идет об использовании карточного дизайн-паттерна (активно стал использоваться с 2014 года и тенденция до сих пор актуальна в целом по вебу). Большое влияние на его развитие оказал Material Design. Данный подход позволяет держать фокус пользователя на выполнении строго одной задачи/функции/итерации, что особенно актуально в достаточно наполненных функциональностью ГИС-системах.

Проектирование интерактивных карт

Как тренды UX-дизайна влияют на внешний вид навигаторов и карт

Назначение и контекст использования, а также необходимый эмоциональный отклик пользователя влияют на все параметры карты. Если карта будет использоваться на ПК как подробный справочник — нужна максимальная детализация, если проектируем мобильный навигатор — в приоритете быстрочтение карты и правильные визуальные акценты.

Для отображения позитивных явлений хороши одни геометрические формы и цвета, для негативных - другие. Необходимо учитывать следующие моменты:

  • Диапазон масштабов. В зависимости от типа, количества и детальности данных необходимо выбрать диапазон масштабов, в котором нужно обеспечить читаемость карты;
  • Подложка. В зависимости от явлений, которые мы хотим показать, подойдут подложки разного типа и оформления: для отображения объектов городской инфраструктуры, очевидно, понадобится подробная картографическая подложка, для глобальных метеорологических и климатических карт скорее всего подойдет подложка на основе космоснимков;
  • Порядок слоев. Необходимо соблюдать реальный порядок объектов. Мост должен быть отображен поверх реки, а не наоборот. Допустимы сознательные изменения в порядке слоев для расстановки визуальных акцентов;
  • Выбор способов изображения. Типы данных и их географическое распределение диктуют необходимые способы распределения. Например, отображение небольшого набора важных точечных объектов предполагает использование пинов на всех масштабах, а карта с большим количеством объектов, призванная продемонстрировать скорее их распределение, чем конкретное местоположение, будет лучше смотреться в виде тепловой карты;
Как тренды UX-дизайна влияют на внешний вид навигаторов и карт
  • Объективность. При отображении числовых показателей важно не искажать их. Так, если площадные объекты раскрашиваются по абсолютному числовому показателю, необходимо учитывать их площадь — нормировать по ней используемый показатель;
  • Наглядность. Если используются числовые классификации, важно учитывать распределение данных. Выбор алгоритма классификации может существенно повлиять на облик карты;
  • Единообразие графических приемов. Для сложных карт, сочетающих различные данные, важно соблюдать единообразие в оформлении. Если все числовые показатели будут отображены с помощью размера символа, а качественные - с помощью цвета, такая карта будет читаться;
  • Цветовые сочетания. Важно не только использовать гармонично сочетаемые цвета, но и правильно их применять. Если объекты раскрашены от "плохо" к "хорошо", должна применяться цветовая шкала от красных оттенков к зеленым, а не наоборот;
Как тренды UX-дизайна влияют на внешний вид навигаторов и карт
  • Детализация. Стремление отобразить на карте максимальное количество данных часто приводит к тому, что карта становится нечитаемой. Нужно отображать только то, что действительно важно на данной карте.
  • Визуальные акценты. На любой карте есть основной контент и вспомогательный. Основной контент должен выделяться визуальными средствами (размер и цвет значков, контрастность и т.д.), вспомогательный должен его дополнять, но ни в коем случае не перебивать.
44
Начать дискуссию