История дизайн-образования и чему она нас научила

Каждая дизайн-студия — это образовательное учреждение.

Все прожжённые артдиры с метким взглядом и изысканным вкусом когда-то были джунами. Книги могут рассказать теорию цвета и научить пользоваться тем же фотошопом, но настоящая экспертиза появляется из практики. При этом только работы не хватит для саморазвития.

История дизайн-образования и чему она нас научила

Мы в Embacy подошли к делу серьезно — не только растим своих дизайнеров, но еще проводим курсы по Webflow и скоро открываем кружок по сайтостроению. Мы верим, что в любой непонятной ситуации нужно учиться. А учиться можно по-разному.

Чему и зачем учим

Мы разбираемся в двух вещах: веб-дизайне и диджитал продуктах. За прошедшие 3 года мы сделали больше 200 проектов для компаний со всего мира и собрали определенную экспертизу. На нашем новом курсе не один лектор и даже не два, а целых двенадцать. У всех свой бэкграунд и навыки, так что каждый вопрос освещаем с разных сторон.

Это необходимо, чтобы в чем-то разбираться, — главное в учебе не жесткие факты, а разнообразие подходов и понимание общей системы того, что изучаешь. Рассказываем не как рисовать кнопки, а как подходить к решению задач.

Теперь посмотрим, как люди вообще учились дизайну на протяжении истории.

Бихевиоризм и когнитивизм

Все привыкли к классической системе обучения — хорошо все делаешь, получаешь свои пятерки. Это называется бихевиоризм. Используя позитивные стимулы приучаем людей учиться, как собаку Павлова.

Сами понимаете недостатки этого метода — к классу шестому многие умные ребята, да и не очень умные, вдруг понимают, что эти оценки ничего не значат, и вместо домашней работы по вечерам во что-то играют. И для творческих профессий такой подход совсем не подходит, пускай и использовался сотни лет.

История дизайн-образования и чему она нас научила

Подмастерья ремесленников и художников просто повторяли за мастером. Ученики просто садились рядом с художниками, сапожниками, кузнецами, и повторяли за ними. Хорошо повторяли — молодцы. Так можно было научиться только механической работе и инструментальному мастерству, нежели художественному подходу.

Поэтому появился когнитивизм. Согласно когнитивизму, мозг работает через алгоритмы и сформировавшиеся связи, а знания это не отдельные факты, а сферы информации и связи между ними. Соответственно, главная роль педагога это помогать формировать такие связи.

Когнитивизм используется в высших учебных заведениях — где, пускай, часто еще есть оценки, но они уже на втором плане. Главное учиться учиться.

Конструктивизм

В двадцатом веке появился конструктивизм (не тот, не пугайтесь). В конструктивизме ничего не зубрим, а находимся в среде, которая позволяет формировать знания. Мы сами ставим себе цели и идем к ним, окруженные такими же учениками и наставниками, а не выслушиваем занудную лекцию, зачитанную без эмоций в тысячный раз.

ВХУТЕМАС был пионером в новом виде образования. Да, конструктивизм в образовании и конструктивизм в искусстве шли из одной школы, но это правда совпадение.

История дизайн-образования и чему она нас научила

Даже если вы хотели быть исключительно, например, художником, в первый год во ВХУТЕМАСе вы занимались вообще всем — печатью, архитектурой, работой по дереву и так далее. Варились в одном котле с такими же творческими студентами, ходили в множество разных мастерских и внимали разнообразные знания. Уже на протяжении обучения фокусировались на какой-то одной сфере, сохраняя в основе широкую базу знаний. Баухаус учил своих студентов примерно также. Все от общего к частному и в среде, где сами формируете знания и заодно познаете себя.

История дизайн-образования и чему она нас научила

Важно то, что ВХУТЕМАС и Баухаус не учили дизайнеров. С навыками из этих школ легко было бы стать дизайнером, но такой кодированной профессии еще просто не было. Они учили множество разных специалистов в разных сферах. В 1953 году была основана Ульмская школа дизайна (город Ульм, Германия), которая использовала эти методики и учила исключительно дизайнеров.

История дизайн-образования и чему она нас научила

Хороший дизайнер разбирается во всем — это было актуально уже в середине прошлого века, но еще острее сейчас. Психология поможет чуть лучше понимать аудиторию, основы экономики помогут вникнуть в бизнес-задачу клиента, начитанность и насмотренность просто необходимы для продуманных и оригинальных решений.

Коннективизм

В нашем веке появился коннективизм. Сегодня образование стало более раздробленным, более личным. После высшего образования у нас просто нет времени на что-то фундаментальное. Помогают разные курсы, интенсивы, менторство. Многие курсы, к сожалению, остались в бихевиоризме — вот твои оценки, а как отучишься, сразу же найдешь новую классную работу и обязательно будешь много-много зарабатывать.

Помните когнитивизм, где знания это сферы информации и связи между ними? Коннективизм это Когнитивизм 2, обновление для цифрового века. Теория коннективизма настаивает и на тех сферах информации и на том, что современное обучение это постоянный процесс, требующий разнообразных подходов. Собирая как покемонов данные на совершенно разные темы из курсов, лекций, подкастов и всего остального, мы сами создаем себе среду, в которой развиваемся. Собери-конструктивизм-себе-сам.

Хард и софт скиллы

Сейчас каждый дизайнер стремится быть мультидисциплинарным. Можно научиться UI, научиться моушну, научиться 3D, научиться всему-всему-всему, что не только повысит спрос на дизайнера, но и поможет на уже знакомые направления взглянуть по-новому. Но на этом образование дизайнера не заканчивается, а только начинается.

По нашим наблюдениям, у каждого хорошего дизайнера есть талант и склонность к какому-то одному навыку, который становится его сильной стороной. Таким образом, наш подход достаточно близок к T-shaped концепции (специалист с узкой направленностью, но разбирается и в других вещах). И мы верим, что дизайнер должен уметь написать неплохой текст, помочь другому дизайнеру. Исходя из этого мы начали строить Embacy Education.

История дизайн-образования и чему она нас научила

Все острее ставится задача по подготовке не просто исполнителей, а творчески думающих, действующих людей. Те же самые книжки и курсы на ютубе помогут научиться всяким блендерам и афтер эффектсам, но дизайнер из этого не получится. Хороший дизайнер не только исполняет свои задачи, но коммуникабелен, может в арт-дирекшн, разбирается понемногу и в искусстве, и в философии, и в истории. Кругозор необходим для хороших решений. В современном мире не получится просто повторять за мастером.

Новичок, Иван Богданов, 1893 г.
Новичок, Иван Богданов, 1893 г.
2828
12 комментариев

Красивое написано, интересно было почитать, вот только курс и статью будто разные люди делали — на сайте те же обещания, та же форма обучения, что и везде. Ну не работает это. Любой стажер без опыта и матчасти, попавший в студию на реальные проекты под реальные задачи учится в разы быстрее.

4
Ответить

Только как в эту студию попасть

1
Ответить

ну понятно дизайнер: и швец,и жнец,и на дуде игрец

3
Ответить

Ну зачем вы это написали.... Все было так хорошо аж шикарно.
"Те же самые книжки и курсы на ютубе помогут научиться всяким блендерам и афтер эффектсам, но дизайнер из этого не получится."

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Спасибо. Все доступно и понятно.

1
Ответить