{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

История дизайн-образования и чему она нас научила

Каждая дизайн-студия — это образовательное учреждение.

Все прожжённые артдиры с метким взглядом и изысканным вкусом когда-то были джунами. Книги могут рассказать теорию цвета и научить пользоваться тем же фотошопом, но настоящая экспертиза появляется из практики. При этом только работы не хватит для саморазвития.

Мы в Embacy подошли к делу серьезно — не только растим своих дизайнеров, но еще проводим курсы по Webflow и скоро открываем кружок по сайтостроению. Мы верим, что в любой непонятной ситуации нужно учиться. А учиться можно по-разному.

Чему и зачем учим

Мы разбираемся в двух вещах: веб-дизайне и диджитал продуктах. За прошедшие 3 года мы сделали больше 200 проектов для компаний со всего мира и собрали определенную экспертизу. На нашем новом курсе не один лектор и даже не два, а целых двенадцать. У всех свой бэкграунд и навыки, так что каждый вопрос освещаем с разных сторон.

Это необходимо, чтобы в чем-то разбираться, — главное в учебе не жесткие факты, а разнообразие подходов и понимание общей системы того, что изучаешь. Рассказываем не как рисовать кнопки, а как подходить к решению задач.

Теперь посмотрим, как люди вообще учились дизайну на протяжении истории.

Бихевиоризм и когнитивизм

Все привыкли к классической системе обучения — хорошо все делаешь, получаешь свои пятерки. Это называется бихевиоризм. Используя позитивные стимулы приучаем людей учиться, как собаку Павлова.

Сами понимаете недостатки этого метода — к классу шестому многие умные ребята, да и не очень умные, вдруг понимают, что эти оценки ничего не значат, и вместо домашней работы по вечерам во что-то играют. И для творческих профессий такой подход совсем не подходит, пускай и использовался сотни лет.

Подмастерья ремесленников и художников просто повторяли за мастером. Ученики просто садились рядом с художниками, сапожниками, кузнецами, и повторяли за ними. Хорошо повторяли — молодцы. Так можно было научиться только механической работе и инструментальному мастерству, нежели художественному подходу.

Поэтому появился когнитивизм. Согласно когнитивизму, мозг работает через алгоритмы и сформировавшиеся связи, а знания это не отдельные факты, а сферы информации и связи между ними. Соответственно, главная роль педагога это помогать формировать такие связи.

Когнитивизм используется в высших учебных заведениях — где, пускай, часто еще есть оценки, но они уже на втором плане. Главное учиться учиться.

Конструктивизм

В двадцатом веке появился конструктивизм (не тот, не пугайтесь). В конструктивизме ничего не зубрим, а находимся в среде, которая позволяет формировать знания. Мы сами ставим себе цели и идем к ним, окруженные такими же учениками и наставниками, а не выслушиваем занудную лекцию, зачитанную без эмоций в тысячный раз.

ВХУТЕМАС был пионером в новом виде образования. Да, конструктивизм в образовании и конструктивизм в искусстве шли из одной школы, но это правда совпадение.

Даже если вы хотели быть исключительно, например, художником, в первый год во ВХУТЕМАСе вы занимались вообще всем — печатью, архитектурой, работой по дереву и так далее. Варились в одном котле с такими же творческими студентами, ходили в множество разных мастерских и внимали разнообразные знания. Уже на протяжении обучения фокусировались на какой-то одной сфере, сохраняя в основе широкую базу знаний. Баухаус учил своих студентов примерно также. Все от общего к частному и в среде, где сами формируете знания и заодно познаете себя.

Важно то, что ВХУТЕМАС и Баухаус не учили дизайнеров. С навыками из этих школ легко было бы стать дизайнером, но такой кодированной профессии еще просто не было. Они учили множество разных специалистов в разных сферах. В 1953 году была основана Ульмская школа дизайна (город Ульм, Германия), которая использовала эти методики и учила исключительно дизайнеров.

Хороший дизайнер разбирается во всем — это было актуально уже в середине прошлого века, но еще острее сейчас. Психология поможет чуть лучше понимать аудиторию, основы экономики помогут вникнуть в бизнес-задачу клиента, начитанность и насмотренность просто необходимы для продуманных и оригинальных решений.

Коннективизм

В нашем веке появился коннективизм. Сегодня образование стало более раздробленным, более личным. После высшего образования у нас просто нет времени на что-то фундаментальное. Помогают разные курсы, интенсивы, менторство. Многие курсы, к сожалению, остались в бихевиоризме — вот твои оценки, а как отучишься, сразу же найдешь новую классную работу и обязательно будешь много-много зарабатывать.

Помните когнитивизм, где знания это сферы информации и связи между ними? Коннективизм это Когнитивизм 2, обновление для цифрового века. Теория коннективизма настаивает и на тех сферах информации и на том, что современное обучение это постоянный процесс, требующий разнообразных подходов. Собирая как покемонов данные на совершенно разные темы из курсов, лекций, подкастов и всего остального, мы сами создаем себе среду, в которой развиваемся. Собери-конструктивизм-себе-сам.

Хард и софт скиллы

Сейчас каждый дизайнер стремится быть мультидисциплинарным. Можно научиться UI, научиться моушну, научиться 3D, научиться всему-всему-всему, что не только повысит спрос на дизайнера, но и поможет на уже знакомые направления взглянуть по-новому. Но на этом образование дизайнера не заканчивается, а только начинается.

По нашим наблюдениям, у каждого хорошего дизайнера есть талант и склонность к какому-то одному навыку, который становится его сильной стороной. Таким образом, наш подход достаточно близок к T-shaped концепции (специалист с узкой направленностью, но разбирается и в других вещах). И мы верим, что дизайнер должен уметь написать неплохой текст, помочь другому дизайнеру. Исходя из этого мы начали строить Embacy Education.

Все острее ставится задача по подготовке не просто исполнителей, а творчески думающих, действующих людей. Те же самые книжки и курсы на ютубе помогут научиться всяким блендерам и афтер эффектсам, но дизайнер из этого не получится. Хороший дизайнер не только исполняет свои задачи, но коммуникабелен, может в арт-дирекшн, разбирается понемногу и в искусстве, и в философии, и в истории. Кругозор необходим для хороших решений. В современном мире не получится просто повторять за мастером.

Новичок, Иван Богданов, 1893 г.
0
12 комментариев
Написать комментарий...
Давно Зареган

Красивое написано, интересно было почитать, вот только курс и статью будто разные люди делали — на сайте те же обещания, та же форма обучения, что и везде. Ну не работает это. Любой стажер без опыта и матчасти, попавший в студию на реальные проекты под реальные задачи учится в разы быстрее.

Ответить
Развернуть ветку
Rainbow Black

Только как в эту студию попасть

Ответить
Развернуть ветку
Давно Зареган

Делать работу за бесплатно. Мне легко говорить, давно не менял профессию, но меня всегда удивляло, что некоторые люди платят деньги за ерунду, когда подлинные скиллы лежат бесплатно, либо вообще вам будут платить как стажёру. Никакого чёткого разделения между учёбой и работой в дизайне нет.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Danikin

ну понятно дизайнер: и швец,и жнец,и на дуде игрец

Ответить
Развернуть ветку
Navnlos

Ну зачем вы это написали.... Все было так хорошо аж шикарно.
"Те же самые книжки и курсы на ютубе помогут научиться всяким блендерам и афтер эффектсам, но дизайнер из этого не получится."

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Елена Орденарцева

Спасибо. Все доступно и понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Виталий
Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Сушков

Респект за визуалы!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

очень интересно и любопытно)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

https://www.embacy.io/agency
а ссылки на ваши победы нерабочие - как так?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда