Почему ребрендинг Ростелекома — токсичный

Стоит ли вам повторять подобный опыт со своим брендом?

Почему ребрендинг Ростелекома — токсичный

Два месяца назад госоператор Ростелеком сообщил о масштабном ребрендинге. Вероятно, многие уже привыкли к новому логотипу — компания успела обновить все свои коммуникации.

Нравится вам новый фирменный стиль или нет, речь пойдёт не об этом. Как исследователя брендов меня больше интересуют причины и мотивы затеянного проекта, затраты на который могут составить 1-2 млрд. рублей, в лучшем случае.

Во всех проектах по трансформации брендов или созданию новых торговых марок необходимо подходить к бренду как к нематериальному активу. Любые изменения логотипа, фирменного стиля и, не дай бог, названия нужно рассматривать сквозь призму ROMI (return on marketing investment) — оценивать возврат от инвестиций в маркетинг. Дело в том, что у бренда есть ценность, которая измеряется в деньгах. Чем он сильнее, тем дороже.

В телекоме доля торговой марки в капитализации компании составляет в среднем 20%, это очень много.

Поэтому прежде, чем сделать ребрендинг, нужно ответить на вопрос, как изменения в дизайне повлияют на рост стоимости бренда. Представьте, можно сделать три разных логотипа и у них будут разные шансы пошатнуть или увеличить стоимость. Этот раздел в бренд-менеджменте называется brand valuation — оценка стоимости бренда. Похоже, что Ростелеком такой инструмент не использует, а решение по ребрендингу было принято эмоционально, без серьезных обоснований.

Давайте разберём этот кейс, чтобы другие крупные компании, и тем более, государственные, понимали, отчего в большинстве случаев ребрендинг вместо волшебного инструмента трансформации бизнеса является обыкновенным управленческим недостатком, который сопровождается избыточными финансовыми тратами.

За 18 лет практики корпоративного бренд-консалтинга, мы в BrandLab отговорили от ребрендинга примерно 80% наших клиентов. В большинстве случаев наиболее эффективно провести улучшение бренда «мягкими» средствами:

  • Новая коммуникационная стратегия

  • Фейслифтинг фирменного стиля
  • Новые визуальные коммуникации
  • Продуктовые инновации
  • Улучшение обслуживания клиентов

Обратите внимание, что все эти возможности сделать бренд актуальнее и сильнее реализуются со старым логотипом!

Сколько стоит ребрендинг

Как уже писал VC, Ростелеком сделал кардинальный редизайн бренда, полностью сменив фирменный знак. Шрифт при этом претерпел косметические изменения.

Почему ребрендинг Ростелекома — токсичный

Фирменные цвета бренда поменяли оттенки, плюс была добавлена расширенная палитра — теперь логотип может использоваться практически в любом сочетании цветов.

Почему ребрендинг Ростелекома — токсичный

Ранее РБК сообщал, что новый визуальный стиль госкомпания разработала в партнёрстве с агентствами Bootleg (группа BBDO) и Saffron Brand Consultants (London—Madrid), на что было потрачено 35 млн рублей.

Однако это лишь начало. Чтобы сменить вывески, обновить бланки, визитки, бэджи и проч., плюс трудозатраты тысячи сотрудников на внедрение и обучение — в столь разветвленной ИТ-корпорации такое мероприятие будет стоить более 1 млрд руб.

Так что если кому-то 35 млн руб., выплаченных дизайнерам за разработку новой айдентики показались завышенный суммой — теперь вы знаете, что это совсем немного по сравнению с будущими тратами.

В общем, нужные веские причины, чтобы переобуть такую махину. Какие же они?

Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский аргументировал так: «"Ухо" все-таки однозначно ассоциировалось у большинства с телефоном, а мы уже не телефонная компания. Поэтому мы хотели найти какой-то образ, который символизирует движение к цифровым технологиям».

«Лента символизирует технологии, мы складываем две стороны ленты и делаем технологии, цифровой доступ ближе к тому, что нужно клиенту» — рассказал «Ведомостям» представитель Ростелекома. Необычное объяснение, да и прежнее «ухо» тоже напоминает ленту, ну да ладно.

<i>Фото: Владислав Шатило / РБК</i>
Фото: Владислав Шатило / РБК

То есть Ростелеком вовсю диджитализируется, но логотип мешает это делать — глядя на него потребитель цифрового тв испытывает муки, а крупные клиенты смеются и выбирают других поставщиков облаков и инфраструктуры? В это трудно поверить. Особенно глядя на цифры.

Ростелеком стабильно растёт, выручка в 2017 увеличилась на 7.9 млрд руб., а чистая прибыль на 1.8 млрд руб. Внимание, всё это происходит под старым брендом!

<i> Финансовые результаты (<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.company.rt.ru%2Fupload%2Fprotected%2Fiblock%2Fae6%2FRT_AR_2017_final_rus.pdf&postId=52266" rel="nofollow noopener" target="_blank">годовой отчёт</a> Ростелекома)</i>
Финансовые результаты (годовой отчёт Ростелекома)

Мы видим, что старый логотип не мешает зарабатывать деньги, скорее наоборот, помогает. Причем доля digital услуг уверенно растёт все три года. Значит, у бренда нет проблем с цифровизацией.

<i> Из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.company.rt.ru%2Fupload%2Fprotected%2Fiblock%2Fae6%2FRT_AR_2017_final_rus.pdf&postId=52266" rel="nofollow noopener" target="_blank">годового отчёта</a> Ростелекома</i>
Из годового отчёта Ростелекома

Итак, позитивные финансовые результаты показывают, что ребрендинг не нужен. Главное правило директора по маркетингу — если всё хорошо, не трогай бренд. Улучшай продукты и услуги, коммуникации с потребителем, повышай качество. Но бренд — не трогай!

Может быть есть менее рациональные причины для ребрендинга?

Например, многим компаниям с фирменным стилем из 90-х можно смело рекомендовать как минимум рестайлинг из-за сильно устаревшей айдентики. Половина российских IT-компаний из топ-10 живет с этим сегодня. Архаичный фирменный стиль в какой-то момент становится неудобным инструментом брендирования новых услуг и продуктов.

Но Ростелеком провел тотальный ребрендинг в 2011 году. Визуальная идентичность бренда актуальная и качественная — она хорошо обыгрывает заглавную букву, имеет уникальную узнаваемую форму, отлично масштабируется. Помимо объемного знака есть и флэт-версия. Не хватает диджитальности? А если так?

<i>Таким мог бы стать Ростелеком без больших затрат</i>
Таким мог бы стать Ростелеком без больших затрат

Практически все компании в мире переживают сейчас цифровую трансформацию бизнеса. Машиностроители, сталелитейные заводы, энергетические компании и производители товаров народного потребления — все внедряют digital-технологии. Но почти никто не меняет в связи с этим логотип, т.к. это вредит бренду и его идентичности. Иногда делают легкий, почти незаметный рестайлинг, как Mastercard, но не перезагружают систему с нуля.

<i>Пример бережного отношения к бренду </i>
Пример бережного отношения к бренду

Возьмём другой пример — у автопроизводителя TESLA символика классическая, олдскульная, но бренд при этом самый инновационный и диджитальный во всём автопроме. Потому что в индустрии высоких технологий инновационность продукта влечёт за собой инновационность бренда, а не наоборот.

<i>Начертание — футуристичное, но знак из далёкого прошлого</i>
Начертание — футуристичное, но знак из далёкого прошлого

Вывод. Хочешь построить «цифровой» бренд? Первым внедряй новые digital сервисы и делай соответствующий Brand Experience — уникальный опыт взаимодействия бренда с аудиторией вместо банальных ТВ-роликов и интернет-баннеров. Как обновлённое позиционирование бренда раскрывается через уникальные активности можно посмотреть на примере кейса «Госуслуги прозрачны как никогда», кстати, это тоже про Ростелеком.

И немного о патриотизме

Наконец, последний вопрос — почему Ростелеком заказал ребрендинг не у российских брендинговых агентств, а у иностранных? Отчего госорганизация игнорирует большой развитый отечественный рынок поставщиков брендинговых услуг в пользу зарубежных? Причём в условиях затяжной экономической стагнации и международных санкций.

Весь наш ИТ-бизнес объединился под флагом «покупайте российское» — это практично, патриотично, выгодно стране. Но в проекте по ребрендингу Ростелеком демонстрирует антипатию к нашим дизайнерам и брендмейкерам. Как-то непоследовательно.

Существует две причины, по которым приходится обращаться к иностранцам:

  • дешевле и быстрее купить за границей
  • подобных услуг нет в России или они низкого качества

Первая отпадает сама собой — иностранный брендинг это дорого и долго. Вторая причина несостоятельна, потому что сегодня в стране 99% услуг по брендингу и дизайну выполняются отечественными агентствами и фрилансерами. В России около 250 брендинговых агентств, из них не менее 30-и тех, кто заслужил высокую репутацию на рынке, получил престижные международные награды по дизайну и имеет опыт реализации крупных проектов.

Россия — страна с богатой визуальной культурой. Очевидно, Ростелеком, поручивший ребрендинг иностранцам, так не считает. Однако напомню, брендинг развивается здесь уже третье десятилетие. А для скептиков, кто ещё сомневается в российских дизайнерах, сообщу новость — мы даже поставляем брендинг, дизайн и digital на экспорт. Вот айдентика для ИТ-компании из Финляндии, а вот бренд услуг для США. Таких примеров от наших коллег по цеху с каждым годом всё больше.

Подведём итоги

Финализируя токсичность ребрендинга Ростелекома, выделим ключевые мысли:

1. Бренд — не просто логотип. Это нематериальный актив, у которого есть денежная стоимость. Она формируется длительное время. Благими намерениями вы можете не только повысить стоимость бренда, но и обесценить, «обнулить» её. В большинстве случаев, вам не нужен ребрендинг.

2. Остерегайтесь синдрома «нового бренд-менеджера». Это когда приходящие в компанию сотрудники непременно хотят перерисовать бренд. Наложите вето на редизайн в первые полтора года работы — в маркетинге и без этого полно забот.

3. Делая ребрендинг, особенно в крупных компаниях, измерьте планируемый результат. Он должен быть в терминах финансовых доходов, а не «улучшения имиджа» или «усиления цифровизации». Процедура brand valuation помогает это сделать.

4. Закрепите ожидаемый экономический эффект от ребрендинга в цифрах, чтобы через год-два-три можно было оценить результативность и профессионализм ответственных за бренд. Бизнес умеет расти и без активного брендинга, поэтому разделяйте мухи и котлеты, чтобы правильно определить вклад каждого драйвера в рост продаж.

5. Заказывайте брендинг у российских брендинговых агентств: это качественно и деньги остаются в стране.

1212
26 комментариев

Я смотрю, что в этом году токсичное абсолютно все, начиная от отношений и заканчивая ребрендингом. Больше токсичности! Нет такого места, где бы не использовали это слово.

6
Ответить

Токсичный нейтралитет!!!

3
Ответить

какой вы токсичный)

3
Ответить

Согласен, но если подберете слово, которое также точно определяет суть проблемы, то можно и заменить.

Ответить

Зашёл на сайт, а там такое.

3
Ответить

в ростелекоме просто сменился менеджмент, "власть" так сказать, и они решили вывесить новое знамя.

2
Ответить

Всё так, причем новый CEO заявил о ребрендинг практически с порога. Оперативно.

Ответить