Дизайн Emilia Gulieva
6 230

Концепт: айдентика Выборга от агентства Setters

Креативный директор агентства Витя Вит и дизайнер проекта Дмитрий Буенков — о грусти по историческому наследию и дизайне для города.

В закладки
Аудио

Витя Вит — о проблеме города и идее

Этот проект — наша инициатива. Мы начали его, потому что неравнодушны к Выборгу. Это уникальный город с исторической точки зрения, с культурной, туристической — где ещё вы найдёте шведский средневековый замок, финский модерн и советскую архитектуру в одном месте? Мы живём рядом, хорошо знаем места и близко к сердцу принимаем то, что там происходит.

Есть такая история — однажды мы приехали в Выборг прогуляться, посмотреть на местные достопримечательности. Мы отправились в Выборгский замок. В начале экскурсии проводник сказал, глядя в глаза посетителям: «Вы, наверное, хотели увидеть средневековый антиквариат, картины, предметы мебели? Извините, но ничего такого здесь нет — или сгорело в пожаре, или украли». Это применимо ко всему городу.

Проблема в том, что Выборг со всей его идентичностью и красотой исчезает, как это часто происходит с провинциальными городами в России. Это происходит медленно и печально, буквально на глазах — пробелы в замковых стенах прячут за заборами, исторические фасады годами стоят в строительной сетке, изображая видимость реконструкции. На самом деле ничего не происходит.

Поэтому главная задача, которую мы ставили перед проектом, — обратить внимание жителей и властей на город и его проблемы. Показать, что он может быть другим, мотивировать людей что-то делать, не оставаться в стороне, молчаливо проживая свою жизнь в разрухе и деградации.

У нас была идея — сделать дизайн, который может мотивировать и объединять людей, вовлекать их в действие. Была метафора, которая отличает Выборг от других мультикультурных городов, где античность пересекается с двадцатым веком, — всего два слова — «исчезающая красота». Ощущение чего-то бесконечно прекрасного, умирающего у тебя в руках — эту отличительную и сильную эмоцию мы хотели передать вместе с исторической и культурной идентичностью.

Остальное было делом техники, а точнее, поиска. Наш случай тот самый, когда не нужно ничего придумывать — дизайн сделал себя сам. Все фактуры, линии, цвета, приёмы лежали в городе и его истории, нам нужно было это искать, пробовать, рассматривать с разных сторон, начинать всё снова и снова и не отступать, пока не найдём «то самое».

Это волнительно — создавать айдентику для города по собственной инициативе, тем более для такого необычного. Представьте, что вы делаете что-то, что должно изменить мир огромного количества людей и восприятие тех, кто приезжает в этот город гостем. Отсутствие заказчика не снимает ответственность, а наоборот, заставляет подходить к процессу ещё серьёзнее.

Сложно было заниматься проектом вперемешку с обычной работой. Идея родилась весной, и было непросто пронести её через время и эмоции и мнения всех поучаствовавших людей, но с этим ничего не поделаешь. Если ты хочешь сказать или сделать что-то важное, придётся работать, стиснув зубы, не спать ночами, засунуть своё эго подальше и прислушаться к мнению других.

Надеюсь, что жители и власти Выборга заметят проект. Дело не только в том, чтобы наш дизайн приняли и реализовали. Конечно, этого хотелось бы — но опыт Артемия Лебедева (история с туристическим брендом Санкт-Петербурга) показывает, что нельзя просто так взять и сделать городу новый дизайн, это сложная процедура.

В проекте нет никакого коммерческого интереса, и если предложение взять этот дизайн поступит от города, мы сделаем всё, чтобы передать Выборгу нашу работу и воплотить её. Но это не главное. Главная надежда на то, что мы вдохновим людей менять свой город и жизнь к лучшему.

Дмитрий Буенков — о дизайн-решениях

Всё, что отражено в айдентике, уже заложено в коде города. Ничего не придумано просто так — мы поняли, что не нужно выдумывать велосипед, а стоит просто считывать информацию.

Основными словами в разработке были: исчезновение, архитектура, преемственность, средневековье, эклектика, реконструкция, хаотичность, сохранение, история. Также нужно было учесть факт, что город принадлежал сразу нескольким государствам в разные периоды своей истории (шведский, имперский, финский, советский).

Выборг провинциален и носит отпечаток российских маленьких городков. Слишком продуманный и выверенный стиль будет выглядеть насмешливо. Должно оставаться место для доброй улыбки. Турист должен смотреть на город с теплотой, наслаждаться его камерной магией, так не похожей на ритм Петербурга или Хельсинки.

Финское наследие города даёт возможность сделать эклектичный симбиоз стилей — простота и угловатость зарубежных соседей, отпечаток российской величественной царственности времён Екатерины.

Выбранные цвета не случайны: мы отмыли город от многовековой пыли и получили мягкие и пастельные оттенки фасадов зданий, дорожной кладки, мягкий оттенок Финского залива, свежую, летнюю зелень парка и отдали дань истории.

Логотип Выборга вобрал в себя знакомые формы и очертания, которые город приобретал веками. Знак подчёркивает важность и ценность исторического прошлого, а ещё дружелюбно раскрывает объятия всем, кто хочет узнать его сегодня.

У нас была возможность сделать его более мягким, округлым или утончённым, но тогда он бы не был настолько скандинавским и в меру строгим. Для этого нам следовало сохранить его характер и преемственность привычной всем буквы W (а иногда ещё и V, так как Viipuri), которая в разных вариациях присутствует в коде самого города: гербе, флаге и других исторических атрибутах.

Идея с буквой W хороша тем, что город к ней готов. Сохранение странного символа с его современным переосмыслением предлагает взглянуть на Выборг под другим углом — просто, понятно, в духе Европы.

Первой идеей был акцент на крупных деталях самого города, таких как многовековая брусчатка, ворота во двор, текстуры кладки бастиона — то, что живёт много лет. Каждый мог сделать «свой Выборг», заполнив основу визуала тем, что для него дорого: для кого-то эта железная крыша была местом первого поцелуя, а старый замок на двери, который несколько сотен лет назад повесил прапрапрадед, безмолвно напоминает об истории семьи.

Начали щупать детальнее, и казалось, что ответ почти найден. Но было как-то трендово, и это смущало. В нашей ментальности с этим туго.

После того как Владимир Лифанов выпустил брендинг «буше», мы удивились, как одинаковые идеи летают в воздухе, и придумали новую концепцию.

Сложно было отразить две полярные истории: Выборг, покидающий нас (плохое), и Выборг монументальный, бесконечный и даже романтичный (хорошее).

Нашей задачей было совместить две разные эмоции в одной понятной концепции для любой аудитории — и российской, и европейской. Именно поэтому основной стиль частично совмещает европейский смелый авангард с русской прямолинейностью, буквальностью и возможностью исключительно «понять душой».

Было ясно, что нам нельзя идти по пути того, что чуждо русскому привычному восприятию, поэтому на эксперименты с трендовой «иркутсткостью» мы не готовы были идти.

Мы всегда хотим подробнее разглядеть то, что не видим. Проведите аналогию с восточной девушкой: есть возможность лишь увидеть её глаза, разглядеть их, дорисовать то, как выглядит человек, при этом никогда не увидя её лица.

Эффект «перекрытия» — эта та самая вуаль, забор, глитч или выгоревший пиксель, метафора исчезновения, которую мы пропускаем через частично открытые взгляду детали, через то, что мы и следующие поколения, возможно, никогда не увидят. А линия — это время, которое проходит сквозь года, оставляя силуэт того, что останется жить вечно.

Мы дали возможность понять эту сложную двойственность простым и понятным решением для каждого.

Удивительно, но идея с кинестетизацией стала ключевой. Какой город мира может похвастаться кастомной «сувениркой»? Разрисуй открытку и отправь бабушке на память, сделай свой фирменный цветной мерч или раскрась стикер. Просто сделай свой Выборг. Метафорично. Этот призыв через игровую форму может проявляться в красках на холсте или в облагораживании придомового участка.

Такой механики в территориальном брендинге я не видел и надеюсь, что это станет положительной тенденцией.

Мы рассказываем историю через призму самой мощной эмоции, которую мы могли заложить в концепцию брендинга целого города. Наша история человечна.

Чтобы сделать финальную концепцию, которая удивительным образом была получена за пять минут, нужно было провести объёмную теоретическую и техническую работу в течении трёх месяцев и поймать волну. Собрав достаточное количество отзывов от местных жителей, приезжавших туда хоть раз или не знакомых с городом совсем, пришли к выводу, что всё получилось.

#ребрендинг

{ "author_name": "Emilia Gulieva", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0435\u0431\u0440\u0435\u043d\u0434\u0438\u043d\u0433"], "comments": 55, "likes": 58, "favorites": 33, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 53874, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 20 Dec 2018 16:07:34 +0300" }
{ "promo": {"title":"\u0411\u0435\u0441\u043f\u0438\u043b\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a \u0432 \u0412\u0435\u0433\u0430\u0441\u0435","order_id":0,"state":80,"description":"\u0420\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441.\u0422\u0430\u043a\u0441\u0438\u00bb \u043e CES","email":"kontsarenko@gmail.com","button_text_id":0,"link":"https:\/\/vc.ru\/yandex.taxi\/56184-bez-cheloveka-v-voditelskom-kresle-ne-kataetsya-nikto-a-my-nachali","app_store_link":null,"google_play_link":null,"color_id":1,"rejection_reason_text":null,"image":"{\"type\":\"image\",\"data\":{\"uuid\":\"fde0aad4-708e-e885-d18c-427be9d10fcd\",\"width\":488,\"height\":487,\"size\":70187,\"type\":\"jpg\",\"color\":\"1a1513\",\"external_service\":[]}}","total":15000,"with_payment":false,"dates":"[{\"year\":\"2019\",\"month\":\"01\",\"day\":\"24\",\"available\":\"true\",\"price\":\"15000\",\"discount\":\"0\",\"format\":\"backend\"}]","hits_count":35225,"scrolls_count":0,"clicks_count":104,"hits_limit":0,"scrolls_limit":0,"clicks_limit":0}, "link": "https://vc.ru/redirect?hash=1a74d55c23feefca512c69875bff37fcbe384ca617a5148499bcd799df76df7f&component=booster&id=113&type=daily&target=entry&url=aHR0cHM6Ly92Yy5ydS95YW5kZXgudGF4aS81NjE4NC1iZXotY2hlbG92ZWthLXYtdm9kaXRlbHNrb20ta3Jlc2xlLW5lLWthdGFldHN5YS1uaWt0by1hLW15LW5hY2hhbGk=", "buttonText": "Узнать", "location": "entry", "id": "113" }
{ "id": 53874, "author_id": 88102, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/53874\/get","add":"\/comments\/53874\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/53874"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114, "possessions": [] }

55 комментариев 55 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
10

- Дизайнер, есть какие-нибудь идеи логотипа?
- 🤷🏼‍♂️
- Утверждаю!

Ответить
8

Вдохновение черпали у фирстиля Хельсинки?

Ответить
1

Один в один просто)
Один.
В один.

Ответить
0

Алексей, вы чувствуете разницу между «черпать вдохновение» и «копировать 1 в 1»? Разве обвиняю вас в плагиате? Риторически спросил — где черпали вдохновение? Согласитесь, когда смотришь непрофессиональным взглядом, напрашиваются сравнения. Айдентика Выборга мне понравилась, осталось починить сам город.

Ответить
1

Причём тут я? я к этому проекту никакого отношения не имею) а про вдохновение: совсем необязательно вдохновляться чьим-либо фирстилем, чтобы придумать логотип на цветном квадратике)

Ответить
1

Как же умиляюсь от вот таких комментаторов. «У К Р А Л И !» — и что? Выборгу от этого будет плохо? Вас это как-то задело?
То, что люди друг у друга тырят — это закон. Так и нужно работать. Чаще тыришь, чаще придумываешь новое. Поэтому, ребятушки, спокойнее относитесь.

Ответить
1

Есть что-то общее с проектом для Хельсинки (https://werklig.com/project/city-of-helsinki/), но работа Setters для Выборга нравится больше. Особенно круто выглядят информационные материалы — афиши, указатели и вот это всё.

Ответить
1

Ну только если это первые белые логотипы на цветном фоне, которые собраны в сетку которые вы видели. Можно найти ещё с десяток. Понятие плагиата совершенно другое. Вы видите у Выборга щит?

Ответить
0

Ни о каком плагиате речи и не идёт. Речь о вдохновлении ;-)

Ответить

7

и вся айдентика идет лесом

Ответить
2

Не хватает только трупа сталкера в луже, которого жрут дикие собаки

Ответить
1

Надо ещё баллет запретить, потому что не до танцев, надо идти срочно тротуары строить.

Ответить
8

Айдентика ок, осталось за малым — город восстановить.

Ответить
1

Логотип проще запилить. К тому же его в портфолио потом можно показывать.

Ответить
6

Круто.

Ответить
5

Все бы ничего, но когда коммуникационное агентство делает надписи не читаемыми это странно, как ни крути, но слова и текст везде должен считываться, а в половине примеров шрифт белый на светлом или слишком контрастном фоне.

Ответить
4

Подача не дотягивает немного

Ответить
1

Теперь концепция стала понятнее, действительно, это призыв к реновации и уборке территории за счет местного населения. Это твой выбор — жить в грязи среди битых кирпичей или с цветной штукатуркой и ярким пластиком!

Ответить
1

Сочетание цветов жуть.

Ребята не знают основные правила, текст не читабелен, светлый текст на части светлого фона. И так почти везде

Ответить
0

А что из написанного нечитаемо для вас? И можно, пожалуйста, список основных правил?

Ответить

1

Ну ты ж прочитал всё таки? Или так до сих пор и непонятно, что там написано?

Ответить
0

Совсем никаких трудностей с прочтением не возникло) от того ли это, что у меня хорошее зрение? 🤔

Ответить
2

Мне лого AirBnB напоминает

Ответить
1

Господи, чем?:)

Ответить
2

Выборг - очень приятный и очень недофинансированный город. Его бы отремонтировать, сделать нормальные тротуары, парковки и городскую среду - был бы отличным туристическим магнитом

Ответить
1

Его бы вернуть финнам - это было бы лучшим вложением в туризм. Ну и нам кататься в цивилизацию было бы легче.

Ответить
2

Или разделяется по середине текста и становиться ещё более не читабелен

Ответить
1

Я совершенно не удивлён комментариям. Я удивлён, что они на VC, где кажется, обычно публика чуть-чуть вынырнувшая из говна. Ну ладно. Ребят, вот серьёзно? Это культурный феномен, это важное событие не только для Выборга, но и для всех, кто связан с брендингом территорий (подсказка: каждый житель связан). Может быть стоит сказать: «ребята, очень здорово, спасибо за работу, я сам ничего для своего города не сделал и никогда не сделаю, а вот вы ребята прям молодцы, хоть это и может быть просто для пиара». Сделана работа здорово. Работа большая, это может понять любой человек, хотя бы раз нарисовавший визитку. Давайте посмотрим и насладимся тем, что в стране есть люди, которые делают хоть что-то. Их очень не много, если вы не заметили.

Ответить
1

История та же, что с "иркутскостью" - одних картинок мало, нужны смыслы.

Ответить
0

Говно

Ответить
0

Мочи

Ответить
–1

Проект норм. Идея норм. Выборг, если не развалится, тоже останется как всегда норм.
А называть себя "Витя" как-то лажово.

Ответить
–2

Setters - лучшее digital - агенство России! Однозначное «да» этому проекту

Ответить
0

Вы были в Выборге?

Ответить
0

Я был, что хотели?

Ответить
3

От Вас ничего)
Просто иногда поражает, что какими-то качествами наделяют по некому бекграунду. Раз лучшее агентство, то значит и в этот раз всё хорошо.
Вот и спросил у человека: был ли он в Выборге и соответствует ли данная концепция городу или его мнение сформировано на том, что Setters - лучшее digital-агентство. Как-то так.

Ответить
1

Я вот там иногда бываю, и там всё стабильно плохо. Город с огромным туристическим потенциалом, с крутым ландшафтом и архитектурой просто разваливается.

Ответить
1

Бомжей, разбитых дорог .... не хватает.

Ответить
1

Это отлично для Выборга и прекрасный филантропически-писарский ход. Даёшь всем городам айдентику за рубль!

Ответить
1

Окей, хорошая визуальная концепция есть. А где, собственно, дух Выборга, его отличие от других городов, суть локации, объяснённая кратко и доходчиво? Из этих визуалов ну никак не понятно, что я там увижу и зачем мне туда ехать. Понятно только, что можно сделать что-то кастомное с городом - вопрос в том, зачем. На полноценный территориальный бренд это не тянет.

Ответить
0

Вот и у меня главный вопрос — Зачем?

Ответить
1

Зачем так издеваться над жителями, которые бы и рады уехать, но не могут? "Родину не выбирают, сынок!"©

Ответить
0

Лайк вообще классно! Только W лучше смотрится когда толще. Тоненькая похожа на гнутую скрепку что ли

Ответить
0

Выборг - это больше про молодых?

Ответить
0

Очень, очень круто!

Ответить
0

Это все равно лучше чем Иркутскость ;D
P.S. Кто не понял тот поймет

Ответить
0

очень классно! надеюсь на этой волне закрашивать придется все меньше и меньше!

Ответить
0
Ответить
0

Концепция отлично подойдет для столичного урбаниста, выставившего свою кандидатуру на местных выборах. «Сделай выбор! Сноси старое! Строй новое!»

А еще вы забыли на каждый плакат добавить пояснение: «Для подбора цвета красок и декоративных штукатурок вы можете использовать колеровочные веера [Торговая Марка]»

Весь текст, которым вы описываете концепцию вызывает у меня «Эффект «перекрытия». Ту самую «вуаль, забор, глитч или выгоревший пиксель». Вся «концепция» выглядит так, будто вы закрыли город строительными лесами и разноцветными ширмами перед сносом или реконструкцией. А неудачный «трендовый» дизайн объясняете пространными патетическими текстами.

Осмелюсь предположить, что представленная вами работа не несет никакой ценности как для жителей города, так и для туристов. Это очередной дизайн для портфолио на behance или dribbble, где собрана целая коллекция таких же бессмысленных «брендингов» или «ux/ui», не несущих никакой практической пользы.

«Мы рассказываем историю через призму самой мощной эмоции, которую мы могли заложить в концепцию брендинга целого города. Наша история человечна.»

— Помогло убедить клиента и самих себя?

«Такой механики в территориальном брендинге я не видел и надеюсь, что это станет положительной тенденцией.»

— О боже, нет!

Ответить
0

молодцы

Ответить
0

Интересно, конечно) Меня очень интересует архитектура города. Безусловно нужно заниматься реконструкцией и делать это очень аккуратно, посмотрите, как пластиковые окна вписываются в исторические здания https://www.oknatrade.ru/help/plastikovye-okna-v-istoricheskikh-zdaniyakh-novaya-zhizn-pamyatnikov-arkhitektury/ Ведь оставлять старые не годится даже с точки зрения безопасности. Но для таких работ нужно нанимать только профессионалов, и не экономить на цене пластиковых окон https://www.oknatrade.ru/catalog/plastikovye-okna/ Надежных подрядчиков можно найти на этом агрегаторе.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }